Этногосударственная политика Молдовы в сфере сохранения национальной культуры еврейского этнического меньшинства
(Боршевский А. П.) («Культура: управление, экономика, право», 2012, N 1)
ЭТНОГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА МОЛДОВЫ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЕВРЕЙСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА
А. П. БОРШЕВСКИЙ
Боршевский А. П., старший научный сотрудник Центра этнологии Института культурного наследия Академии наук Молдовы, кандидат исторических наук.
Молдова строит демократическое государство, человек, его права и свободы являются высшей ценностью <1>. Одним из важнейших показателей демократичности государства является законодательное закрепление прав этнических меньшинств. После провозглашения независимости Республика Молдова прошла довольно серьезный путь, конечной целью которого является реальное обеспечение прав человека в стране. Процессы трансформации общества, становление демократической системы и ее правового оформления приняли в Республике Молдова активный поступательный характер, что способствовало последовательному созданию правовой основы защиты прав человека. ——————————— <1> Боршевский А. П. Основные права и свободы граждан в ведущих демократических странах мира и в Молдове. Кишинев, 2004. С. 4.
С момента обретения независимости Республикой Молдова национальная законодательная база, регламентирующая межэтнические отношения и гарантирующая права этнических меньшинств, была развита и улучшена с целью обеспечения ее соответствия требованиям международных стандартов <2>. ——————————— <2> Базовый доклад о положении в области прав человека в РМ. Кишинев, 2003. С. 71.
Проблема государственного закрепления прав этнических меньшинств актуальна для Республики Молдова в силу ее многонационального состава. По данным Национального бюро статистики РМ (согласно последней переписи населения в 2004 г.), в Молдове проживают: молдаване (их доля в общей численности населения составляет 75,8% и увеличилась по сравнению с 1989 г. на 5,9%), украинцы — 8,4% (в 1989 г. — 13,8%), русские — 5,9% (в 1989 г. — 13%), гагаузы — 4,4% (в 1989 г. — 3,5%), румыны — 2,2% (в 1989 г. — 0,1%), болгары — 1,9% (в 1989 г. — 2%), евреи — 0,11% (в 1989 г. — 1,5%), цыгане — 0,4% (в 1989 г. — 0,3%) <3>. ——————————— <3> Anuarul statistic al Republicii Moldova Chicinrn, 2009. Р. 40.
Многонациональный состав населения Республики Молдова предопределил необходимость государственной защиты этнокультурных прав этнических меньшинств. В объединяющей множество этносов Молдове государственная национальная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней государственной политики. Основная задача национальной политики — максимально способствуя интеграционным тенденциям и противодействуя дезинтеграционным процессам, обеспечить гармонизацию национальных интересов, возрождение и дальнейшее развитие всех этносов страны. Концентрированно суть национальной политики состоит в максимально полном учете интересов и национальных особенностей населяющих Молдову этносов, в проведении государственного строительства, экономической, социальной, правовой, культурной и других направлений внутренней политики в общих интересах всех этносов РМ. Кровопролитные конфликты, произошедшие на территории бывшего СССР после его развала, заставляют сегодня с большим вниманием относиться как к глубинным процессам в сфере межнациональных отношений, так и к новым государственным структурам, ответственным за выработку и проведение в жизнь национальной политики. Сегодня как никогда необходимо четко сформулировать приоритетные задачи в сфере национальной политики. Главная цель — создать всем этносам Молдовы оптимальные условия для полноценного развития, нормализации межнациональных отношений, умело нейтрализовывать и предупреждать возникновение трений и конфликтов. Государственная политика в сфере развития этнокультурных прав должна строиться с учетом равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; запрета любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; гарантии прав меньшинств в соответствии с законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами; права каждого человека определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения; содействия развитию национальных культур и языков этнических меньшинств. Национально-культурная политика определяется как часть социально-культурной политики и направлена на сохранение, воспроизводство и развитие этнических культур и языков. Основная задача национально-культурной политики — поддержание режима демократии применительно к меньшинствам, создание для них реального (а не только формального, юридического) равенства с этническим большинством населения страны. Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе законов, принятых Парламентом РМ, указов Президента, постановлений Правительства. Основным источником юридического регулирования прав граждан в Молдове является Конституция, которая в ст. 16 гарантирует права национальных меньшинств: все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения <4>. ——————————— <4> Конституция Республики Молдова. Кишинэу, 2011.
Закон о функционировании языков закрепляет языковые права национальных меньшинств, русскому языку предоставляется статус языка межнационального общения <5>. ——————————— <5> Закон РМ о функционировании языков на территории Молдавской ССР от 01.09.1989 N 3465-XI // Вести. 1989. N 9.
Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций утверждает и повторяет основные международные принципы и стандарты, включенные в Рамочную конвенцию о защите прав национальных меньшинств и в другие международные акты. Согласно закону государство гарантирует лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, многочисленные права (на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона, право на образование на родном языке на всех уровнях обучения, право беспрепятственно пользоваться родным языком как в письменной, так и в устной форме, иметь доступ к информации на этом языке, распространять такую информацию и обмениваться ею, право обращаться в публичные учреждения в устной и письменной форме на молдавском или русском языках и получать ответ на языке обращения, право отмечать свои национальные праздники и исторические даты, принимать участие в совершении обрядов своих народов, употреблять свои фамилии, имена и отчества, в т. ч. в официальных документах, так, как это принято в их родном языке <6>. ——————————— <6> Закон РМ от 19.07.2001 N 382-XV «О правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций» // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2001. N 107.
Концепция национальной политики закрепляет полиэтничный характер общества Молдовы. В концепции сказано, что терпимость и уважение к языкам, культурам, религиям и верованиям всех этнических сообществ, проживающих на территории Молдовы, является неотъемлемым условием политического суверенитета и гражданского мира в нашей стране <7>. ——————————— <7> Закон РМ от 19.12.2003 N 546-XV «Об утверждении Концепции национальной политики Республики Молдова» // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 2004. N 1 — 5.
К задачам национальной политики концепция относит среди всего прочего необходимость государственной поддержки развития украинского, гагаузского, болгарского, иврита, идиша, цыганского (романи) и других языков этнических меньшинств, проживающих на территории нашей страны. Закон об образовании утверждает международный стандарт, в соответствии с которым все граждане имеют право выбора языка обучения и образования на всех уровнях обучения, система образования отвергает любые виды расовой или этнической дискриминации, воспитывает уважение и дружбу между всеми народами и этническими или национальными группами, гарантирует право на образование независимо от национальности, гарантирует составление документов или на государственном языке, или на языке обучения, предоставляет родителям право выбирать для своих детей язык обучения <8>. ——————————— <8> Закон РМ от 21.07.1995 N 547-XIII «Об образовании» // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 1995. N 62 — 63.
Закон об общественных объединениях предоставляет представителям национальных меньшинств возможность создавать этнокультурные организации для более эффективного представления, продвижения и достижения своих социальных, экономических, языковых, культурных и других интересов <9>. ——————————— <9> Закон РМ от 17.05.1996 N 837 «Об общественных объединениях» // Monitorul Oficial al Republicii Moldova. 1997. N 6.
Права еврейского населения Молдовы регламентировал Указ Президента РМ 1991 г. N 161 «О мерах по обеспечению развития еврейской национальной культуры и удовлетворению социальных нужд еврейского населения Республики Молдова» <10>. ——————————— <10> Указ Президента РМ 1991 г. N 161 «О мерах по обеспечению развития еврейской национальной культуры и удовлетворению социальных нужд еврейского населения Республики Молдова» // Боршевский А. П. Международное и национальное законодательство о правах этнических меньшинств. Кишинев, 2010. С. 186 — 187.
Указ определял, что в целях создания необходимых условий для развития культуры и решения социальных вопросов евреев, проживающих в республике, Правительству необходимо предусмотреть открытие еврейской общеобразовательной школы в городе Кишиневе (в настоящее время в Кишиневе функционируют два еврейских лицея) и отдельных классов в других городах республики, где это необходимо; открытие в городе Кишиневе дома для престарелых евреев. Указ рекомендовал средствам массовой информации проявлять больше объективности и компетентности в освещении вопросов межэтнических отношений <11>. ——————————— <11> Там же.
В Постановлении Правительства Молдовы о претворении в жизнь Указа Президента Республики Молдова «О мерах по обеспечению развития еврейской национальной культуры и удовлетворению социальных нужд еврейского населения Республики Молдова» отмечена необходимость разработать комплексную программу развития еврейской национальной культуры; стимулировать развитие самодеятельного художественного творчества, создание еврейских народных театров, открыть (по желанию родителей) отдельные классы и группы с обучением на иврите в дошкольных учреждениях и школах городов республики при наличии необходимого контингента учащихся и др. <12>. ——————————— <12> Влах И., Боршевский А. Государственная политика Молдовы в области защиты прав национальных меньшинств // Проблемы истории и права евреев Молдовы. Республиканская научная конференция. Кишинев, 2011. С. 12.
В Постановлении указана необходимость Национальному радио и телевидению Республики Молдова продолжать постоянные циклы радио — и телепередач, освещающих духовную жизнь еврейского населения республики <13>. ——————————— <13> Постановление Правительства Молдовы от 09.12.1991 N 682 «О претворении в жизнь Указа Президента Республики Молдова от 12 августа 1991 года «О мерах по обеспечению развития еврейской национальной культуры и удовлетворению социальных нужд еврейского населения республики Молдова» // Боршевский А. П. Международное и национальное законодательство о правах этнических меньшинств. Кишинев, 2010. С. 188 — 191.
Отметим, что после распада Советского Союза представители этнических меньшинств, проживающие на территории уже независимой Республики Молдова, почувствовали необходимость создать общественные организации для развития своей национальной культуры. Огромную роль в развитии организаций национальных меньшинств играют посольства, которые обычно сотрудничают с организациями этнических сообществ. Часто организации выступают в роли клубов по интересам. Этносы отмечают свои народные праздники, проводят курсы по изучению родного языка, занимаются с детьми в воскресных школах. На занятиях в таких школах дети узнают о культуре и обычаях своего народа, упражняются в разговорной речи родного языка и просто творчески развиваются. На сегодняшний день в Молдове уроки национального характера при этнических организациях проводят азербайджанская, армянская, греческая, еврейская, литовская, татарская и украинская общины. Кроме того, в некоторых школах страны есть классы, где языком, на котором обучаются дети, выступает не только молдавский и русский, но также украинский, болгарский, польский, идиш. По просьбе родителей, представляющих определенный этнос, в школе может быть открыт класс с преподаванием на языке этого народа. В заключение отметим, что государственная политика в этнической сфере как особый социальный институт имеет дело преимущественно с двумя явлениями: процессами, развивающимися в различных социальных сферах, и структурными элементами общества, обеспечивающими инкорпорацию в него различных этнических групп. Для успешного построения в Молдове правового государства необходимо дальнейшее развитие этногосударственной политики с целью реального и полного обеспечения прав всех этносов Молдовы, сохранения их национальной культуры.
——————————————————————