Особенности управления и самоуправления наукой в Республике Молдова

(Дука Г. Г., Балмуш В. И.) («Российская юстиция», 2010, N 1)

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

Г. Г. ДУКА, В. И. БАЛМУШ

Дука Г. Г., президент Академии наук Молдовы.

Балмуш В. И., начальник юридического управления Академии наук Молдовы.

Известно, что развитие цивилизации в постиндустриальную эпоху обусловлено уровнем науки и инноваций, более того, наука и инновации становятся доминирующими факторами в обществе, основанном на знаниях. Несмотря на призывы о сохранении традиций и специфики состояния сферы науки и инноваций в Республике Молдова, мы констатируем, что большинством государств были успешно пройдены переходные периоды по аналогичным моделям интегрирования науки и технологий согласно следующим принципам: a) строгое разделение труда и постоянный рост уровня внедрения инновационных технологий; b) институциональное ассоциирование систем поддержки науки, особенно администрирования науки и научной экспертизы; c) создание единой информационной системы и делегирования большинства информационных функций структурам администрирования; d) возрастающий рост и диверсификация источников финансирования сферы науки и инноваций. Таким образом, подобная парадигма управления с успехом применяется в государствах с демократическим режимом для временной мобилизации научного потенциала в критических ситуациях, обеспечивая тем самым: a) разделение функций структур управления наукой и инновациями и вспомогательных структур; b) создание инфраструктуры и эффективных научно-исследовательских структур, разделенных институционально от структур управления наукой и инновациями и вспомогательных структур; c) нацеливание усилий структур управления науки и инноваций на мониторинг государственных программ научных исследований и поддержание связей с организациями в сфере науки и инноваций в целях коррегирования политики и своевременной интервенции в соответствующих областях. Реформа в сфере науки и инноваций в Республике Молдова началась с принятия Кодекса о науке и инновациях (в дальнейшем — Кодекс) <1>, который кардинально изменил систему управления и самоуправления науки на основе: ——————————— <1> Закон Республики Молдова от 15.07.2004 N 259, Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях // Мониторул Офичиал Республики Молдова 125-129/663. 30.07.2004.

a) углубления демократизации управления наукой и инновациями; b) интегрирования академической университетской науки; c) расширения автономии академических структур; d) совмещения научной и инновационной деятельности; e) диверсификации финансирования и выделения бюджетных ассигнований на основании результатов конкурса; f) научно-методического координирования Академией наук научно-исследовательской деятельности различных организаций сферы науки и инноваций. Согласно Кодексу, Академия наук Молдовы — «единственное публичное учреждение общенационального значения в области науки и инноваций, полномочный координатор научной и инновационной деятельности, высший научный форум страны и научный консультант публичных властей Республики Молдова» <2>, «является юридическим лицом, имеет автономный статус и осуществляет деятельность на принципах самоуправления» <3>. ——————————— <2> Idem. Ст. 71 ч. (1). <3> Idem. Ст. 71 ч. (2).

Кодекс уполномочивает Академию наук, в соответствии с Договором о партнерстве с Правительством, разрабатывать и реализовывать государственную политику в сфере науки и инноваций на определенный период (4 года). Посредством такого делегирования Академия наук становится публичным учреждением с полномочиями органа публичной власти в области науки и инноваций <4>, которая «разрабатывает и реализует стратегию развития науки и инновационной деятельности, проводит государственную политику и осуществляет концептуальную деятельность в области науки и инноваций; обозначает стратегические направления в области науки и инноваций; распределяет бюджетные ассигнования в соответствии со стратегическими направлениями в области науки и инноваций…» <5>. ——————————— <4> Idem. Ст. 29 ч. (2). <5> Idem. Ст. 73.

В то же время, согласно Договору о партнерстве, Правительство <6> способствует проведению государственной политики в сфере науки и инноваций путем: организации разработки проектов законодательных актов в сфере науки и инноваций и их представления на рассмотрение Парламентом; создания экономических механизмов стимулирования деятельности в сфере науки и инноваций и использования результатов этой деятельности; поддержки создания и развития инфраструктуры сферы науки и инноваций…». ——————————— <6> Постановление Правительства Республики Молдова от 28.01.2005 N 80 «Об утверждении Договора о партнерстве между Правительством и Академией наук Молдовы на 2005 — 2008 гг.» // Мониторул Офичиал Республики Молдова 20 — 23/133. 04.02.2005. П. 7.

В условиях рыночной экономики, опирающейся на гражданское общество, один из главных барьеров в реализации государственной политики в сфере науки и инноваций состоит в идентификации способа корегирования элементов управления и самоуправления. Бесспорно, что Общее собрание Академии наук, которое состояло только из академиков и членов-корреспондентов, не обеспечивало должного представительства всего научного сообщества, не соответствовало современным требованиям транспарентности, т. е. не обеспечивало участие всего научного сообщества в процессе принятия решений, касающихся государственной политики в сфере науки и инноваций. Поэтому Кодекс предусматривает, что высший руководящий орган Академии наук — Ассамблея Академии наук (в дальнейшем — Ассамблея), которая включает не только академиков и членов-корреспондентов, а и докторов хабилитат наук, избранных на 4-летний период (но не более чем на 2 срока подряд) отделениями Академии наук, члены которых, в свою очередь, избираются собраниями докторов и докторов хабилитат соответствующих областей науки. Общее количество избранных членов Ассамблеи, которые имеют равные права с академиками и членами-корреспондентами (за исключением прав избрания академиков и членов-корреспондентов), составляет 50% общего числа членов Ассамблеи. Таким образом, обеспечивается представительность научного сообщества и ее независимость, а Академия наук не подчиняется исполнительной и законодательной власти. В настоящее время посредством своих представителей в Ассамблее научное сообщество определяет автономно направления и способ осуществления научной деятельности, обеспечивая ассигнованиями из государственного бюджета научные исследования, проводимые в соответствии со стратегическими направлениями сферы науки и инноваций, взяв на себя всю ответственность за ее результаты. Более того, включением научных сотрудников, имеющих научную степень докторов и докторов хабилитат, в эти важные структуры самоуправления наука получила возможность омоложения, а молодые ученые — реальную возможность профессионального самовыражения и самоутверждения. Изменился коренным образом социальный статус президента Академии наук, который будучи избранным тайным голосованием на 6 лет (но не более чем на 2 срока подряд) из числа действительных членов Академии наук, являясь по должности членом Правительства, в то же время подотчетен Ассамблее и Правительству <7>. ——————————— <7> Закон Республики Молдова от 15.07.2004 N 259; Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях // Мониторул Офичиал Республики Молдова 125-129/663. 30.07.2004. Ст. 82 ч. (1).

Таким образом, Кодекс создал: a) законодательную основу для соединения в составе публичного учреждения Академии наук, элементов государственного управления сферы науки и инноваций (аппарата Высшего совета по науке и технологическому развитию) с элементами самоуправления данной сферы посредством представительных органов научного сообщества (общих собраний докторов и докторов хабилитат, отделений наук, Ассамблеи); b) сбалансированную систему структур, которая позволяет: — осуществлять научные исследования; — вести строгий мониторинг деятельности организаций в сфере науки и инноваций и уровня подготовки научных кадров; — внедрять в оптимальные сроки результаты научных исследований, в том числе продукты интеллектуальной собственности. Дополнительно в исполнение положений Кодекса был принят целый ряд нормативных актов Правительства для: a) обеспечения концентрации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов сферы науки и инноваций на научные исследования, ускорения разрешения насущных экономических, социальных, экологических и культурных проблем путем оптимизации инфраструктуры сферы науки и инноваций <8>; ——————————— <8> Постановление Правительства Республики Молдова от 14.12.2005 N 1326 «О мерах по оптимизации инфраструктуры сферы науки и инноваций» // Мониторул Офичиал Республики Молдова 168-171/1406. 16.12.2005.

b) поддержки научной деятельности и технологического трансферта научных результатов посредством налоговых и таможенных льгот организациям сферы науки и инноваций: — полного освобождения от уплаты подоходного налога при условии, что сумма подоходного налога, начисленная и не уплаченная в бюджет, используется на финансирование проектов в области науки и инноваций, которые подпадают под действие ст. 60 Кодекса… <9>; ——————————— <9> Закон Республики Молдова от 24.04.97 N 1163, Налоговый кодекс // Мониторул Офичиал Республики Молдова 62/522. 18.09.1997. Ст. 49.1.

— НДС услуг организаций в области науки и инноваций, аккредитованных Национальным советом по аккредитации и аттестации <10>; ——————————— <10> Idem. Ст. 103 ч. (1) п. 27.

— освобождения от уплаты таможенной пошлины на технологическое оборудование, снаряжение, установки и оборотные средства, импортируемые организациями в области науки и инноваций, аккредитованными Национальным советом по аккредитации и аттестации, для деятельности в сфере науки и инноваций согласно Товарной номенклатуре Республики Молдова и в пределах, предлагаемых ежегодно Правительством и утверждаемых Парламентом <11>; ——————————— <11> Закон Республики Молдова от 20.11.97 N 138; Закон о таможенном тарифе // Мониторул Офичиал Республики Молдова 40-41/286. 07.05.1998. Ст. 28 п. r).

c) стимулирование инноваций и технологического трансферта, обеспечение правового режима научно-технологических парков и инновационных инкубаторов <12>. ——————————— <12> Закон Республики Молдова от 21.06.2007 N 138 «О научно-технологических парках и инновационных инкубаторах» // Мониторул Офичиал Республики Молдова 107-111/476. 27.07.2007.

Уровень профессиональной деятельности ученых эффективно проверяется посредством системы печатных изданий, учрежденных структурами научного сообщества в разных областях науки и инноваций и которые осуществляют независимую экспертизу научных публикаций. Неотъемлемой функцией профессиональных самоуправляемых научных структур является обязательное ее вовлечение в деятельность по воспроизводству и повышению квалификации научных кадров, начиная с лиценциата, мастерата, доктората, постдоктората, последующих курсов и стажировок. Данная деятельность предполагает также: объединение усилий научного сообщества, в том числе и системы высших учебных заведений; обеспечение независимости структур, которые присваивают научные звания и титулы; осуществление аккредитации структур сферы науки и инноваций, привлекая в то же время видных представителей научного сообщества, высших учебных заведений, заказчиков научных товаров и услуг (государственных и коммерческих структур, гражданского общества). Несмотря на различного рода барьеры, Национальный комитет по аккредитации и аттестации осуществил аккредитацию тех организаций сферы науки и инноваций, которые продемонстрировали свою конкурентоспособность и способность эффективного использования бюджетных средств. Как следствие, те организации сферы науки и инноваций, которые получили сертификаты аккредитации, могут стать <13>: ——————————— <13> Закон Республики Молдова от 15.07.2004 N 259; Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях // Мониторул Офичиал Республики Молдова 125-129/663. 30.07.2004. Ст. 100 ч. (5).

a) институциональным членом Академии наук, что означает полное финансирование ее деятельности в области науки и инноваций из государственного бюджета; b) профильным членом Академии наук, что означает полное финансирование на конкурсной основе из государственного бюджета ее фундаментальных исследований и частичное финансирование на конкурсной основе из государственного бюджета прикладных исследований с предоставлением приоритета проектам, в большей степени финансируемым из специальных средств и других источников; c) аффилированным членом Академии наук, что дает ей право участвовать в конкурсах проектов и программ Академии наук на бюджетное финансирование в размере до 40% стоимости прошедшего конкурс проекта при условии дополнительного финансирования. Обеспечение эффективного взаимодействия всех структур управления научного сообщества предполагает разработку системы показателей научной деятельности, которые должны быть доступными, информативными и транспарентными. Они должны также отражать уровень развития науки, быть основой для разработки политики в сфере науки и инноваций, прогнозов ее последствий. Реализация положений Кодекса и результаты реформы в сфере науки и инноваций способствовали возрастанию авторитета Академии наук Молдовы в европейском и международном пространстве. Так Конференция академий наук восточной и юго-восточной Европы «Global Science and National Policies: the Role of Academies», организованная в Кишиневе с поддержкой UNESCO si International Council for Science, 4 — 5 мая 2007 г., признала уникальность молдавской модели управления наукой и рекомендовала его использование в подобных условиях. Республика Молдова обеспечивает последовательность проводимой в соответствии с Кодексом политики в сфере науки и инноваций с целью укрепления потенциала инноваций и технологической модернизации страны посредством <14>: ——————————— <14> Закон Республики Молдова от 21.12.2007 N 295 «Об утверждении Национальной стратегии развития на 2008 — 2011 годы» // Мониторул Офичиал Республики Молдова 18-20/57. 29.01.2008. Приложение п. 3.4.1.

a) создания и продвижения эффективных механизмов поглощения передовых технологий; b) оптимизации сферы науки и инноваций путем создания научных кластеров, научных платформ и направление интеллектуального и экспериментально-технического потенциала на достижение национальных приоритетов; c) упрочения материально-технической базы научных учреждений; d) укрепления национальной научно-исследовательской системы, в том числе путем стимулирования участия организаций сферы исследований и инноваций в мероприятиях по исследованию/развитию и включения их в главные европейские и международные исследовательские программы (FP7, EUREKA, COST, GEANT, CRDF, STCU); e) продвижения исследований и инноваций посредством научно-технологических парков и инновационных инкубаторов и внедрение в экономическую деятельность результатов национальных и зарубежных научных и технологических исследований; f) введения показателей инноваций в национальную статистическую систему; g) стимулирования доступа к финансовым ресурсам в технологически интенсивных областях, в частности посредством альтернативных финансовых инструментов («angels investors», «capital seminal», микрокредиты и др.); h) стабилизации и развития научно-инновационного и человеческо-менеджерского потенциала путем создания юридических и экономических механизмов повышения мотивации исследователей и инновационной деятельности в зависимости от результатов, достигнутых в реализации национальных приоритетов; i) поддержки и создания местных академических сетей и профессиональных ассоциаций для внедрения местных и региональных исследований в области ИКТ; j) создания открытой национальной базы данных, содержащей сведения об исследовательских институтах и исследователях. Более того, будучи динамичным и последовательным, процесс развития сферы науки и инноваций требует постоянного приведения в соответствие нормативно-правовой базы. С этой целью Академией наук были разработаны изменения и дополнения Кодекса и других законодательных актов по: a) оптимизации структуры управления и самоуправления сферы науки и инноваций <15>; ——————————— <15> Закон Республики Молдова от 10.07.2008 N 185 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Молдова о науке и инновациях» // Мониторул Офичиал Республики Молдова 190-192/685. 24.10.2008.

b) бесспорному освобождению аккредитованных организаций сферы науки и инноваций на основании Протокола к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 26.11.1976 от: — подоходного налога и НДС; — таможенной пошлины за импортируемые технологическое оборудование, снаряжение, установки и оборотные средства <16>. ——————————— <16> Протокол к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 26.11.1976. Tratate internaionale, 2001. Vol. 26. P. 154.

——————————————————————