Правовая инноватика: контуры исследования
(Тепляшин И. В.) («Российский юридический журнал», 2012, N 2)
ПРАВОВАЯ ИННОВАТИКА: КОНТУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
И. В. ТЕПЛЯШИН
Тепляшин Иван Владимирович, кандидат юридических наук, доцент Международного института судебных экспертиз и права Красноярского государственного аграрного университета (Красноярск).
Статья посвящена исследованию такой правовой категории, как правовая инноватика. Рассматриваются характеристики и факторы формирования правовой инновации. Определены предмет и функции правовой инноватики, перспективы развития научной дисциплины в современных условиях.
Ключевые слова: инновация, правовая инноватика, инновационное законодательство, юридическая наука.
Legal innovatics: paths of research I. V. Teplyashin
Article is devoted to research of a legal category of legal innovatics. Author addresses the characteristics of legal innovation, factors of formation of the legal category, defines functions and legal innovatics, prospects for the development of a scientific discipline in modern conditions.
Key words: legal innovatics, innovation, innovative legislation, legal science, the Russian public.
В настоящее время российское общество стоит на пороге формирования эффективной и устойчивой правовой системы. Изменения, происходящие в ходе модернизации правовой жизни, проведение структурных реформ в государственном и политическом управлении, а также укрепление правового положения личности с одновременным возрастанием роли законных интересов и правовых инициатив граждан в различных сферах требуют методологического осмысления, коррекции модели научного исследования правовой действительности. Кроме того, при сохранении традиций и ценностей в массовом сознании и одновременном изменении общественно-управленческих компонентов политической системы общества, переводе российской экономики на «инновационные рельсы», формировании новой архитектуры гражданского общества требуется создание новых научных подходов к исследованию и оценке получаемых практических результатов. В таких условиях в орбиту научного анализа представляется необходимым ввести категорию «правовая инноватика». Надо заметить, в современной юридической доктрине данная категория не выступала предметом системного научного исследования и не сформировалась как качественно новая научная парадигма. Сегодня государством и обществом признается необходимость перехода на инновационный путь развития. В силу этого нужно исследовать формирование содержательных составляющих таких категорий, как инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационная сфера, инновационная активность и др. При этом единого подхода не выработано, отсутствуют общепризнанные дефиниции, характеризующие инновационное развитие экономики и иных сфер жизни. Как видится, здесь важно обратить внимание на такую категорию, как инновация (innovation). Она трактуется как новшество, нововведение, новый подход, прежде всего в экономической деятельности. В литературе по экономическим специальностям можно найти избыточное число определений и комментариев относительно данной категории <1>. ——————————— <1> См., например: Маренков Н. Л. Инноватика. М., 2009. С. 165 — 178; Гончаренко Л. П., Арутюнов Ю. А. Инновационная политика: Учеб. М., 2009. С. 10 — 36.
Представляется, что инновация как таковая характеризуется следующими специфическими свойствами. 1. Инновация — это в первую очередь социально-технологическая категория, выступающая в качестве новаторской идеи, предложения, нововведения. Можно говорить о том, что инновация — новое свойство, качество уже сложившихся социальных явлений и процессов. Использование инновации приводит к повышению эффективности реализации социальных институтов, улучшению действующей практики организации общественных отношений и устоявшейся модели социального поведения личности. Рассматриваемая категория направлена на изменение условий и параметров механизма реализации инициативы и стремлений граждан в экономике, политике, образовании, культурно-духовной и других сферах общественных отношений. 2. Нововведение должно создавать более удобный и упрощенный порядок реализации гражданами своих интересов и социальных стремлений. Действие подобной категории нацелено на формирование наиболее комфортных условий для реализации человеком творческих способностей, знаний, опыта. Это позволяет создать гармоничную в социальном измерении модель поведения субъектов, а также аккумулировать имеющийся интеллектуальный потенциал российского общества, в первую очередь талантливых и инициативных людей. 3. Инновация должна отвечать требованиям прогрессивного и цивилизованного развития социума, российского общества и государства. Представленному явлению непременно сопутствует научно-технический прогресс, достижения в технических и гуманитарных областях знаний. В этом плане инновация непременно находится в русле процесса совершенствования не только финансово-экономических отношений, но и таких сфер общественного развития, как наука, идеология, образование, культура, технология, мода, медицина, спорт и др. Можно говорить о том, что изменение содержания общественных отношений выступает своего рода предпосылкой, основанием формирования инноваций, поиска новых или обновленных подходов к реализации востребованных, наиболее значимых социальных стремлений граждан, общественных групп. 4. Инновация обусловлена не только современными интересами и потребностями личности, социальных групп и общества в целом. Ее можно охарактеризовать как публичную категорию, зависящую от характера исторического развития общества, сформированной в прошлом модели социальных преобразований. Новшество в социальной сфере формирует более рациональную, востребованную обществом модель поведения, которая «впитывает алгоритм развития» конкретного исторически сложившегося типа общества. Это обстоятельство говорит о социально-исторической обусловленности инновации, развитии этого явления с учетом сложившейся исторической практики и стиля поведения граждан и их объединений. 5. Инновация должна соответствовать устоявшимся традициям и обычаям как общественного, так и государственного характера. Возможно, следует говорить о формировании новой модели социального развития общества с сохранением основных традиций этого общества или конкретной социальной группы. Качественные составляющие представленной категории должны находиться в когерентном соотношении с организационно-управленческим, культурно-духовным, научно-технологическим развитием общества. Тогда происходит своего рода конвергенция инновации и устоявшейся модели поведения человека в повседневной жизни. Надо отметить, что перечисленные свойства инновации — предварительные и нуждаются в дальнейшей конкретизации. Сейчас можно говорить о формировании такой категории, как социальная инновация. На современном этапе развития общественных отношений для поиска общих признаков и характеристик новых категорий требуется всесторонний научно-исследовательский подход, поэтому к осмыслению социальной инновации стоит присоединиться представителям общегуманитарных наук: философии, экономики, политологии, культурологии, социологии, психологии и др. Подобное рассмотрение социальной инновации позволит оценить ее наиболее полно, увидеть реальное назначение и роль в общественных отношениях. Но что же следует понимать под правовой инновацией? Как право оценивает эту категорию, ее потенциал и особенности проявления в механизме упорядочения общественных отношений? Обозначим следующие признаки правовой инновации. 1. Правовую инновацию можно интерпретировать с учетом концептуального осмысления происходящих правовых преобразований и модернизации Российского государства, обусловленных развитием экономики, изменениями принципов и методов политического менеджмента, внутренними ресурсами российского общества, тенденциями развития мирового пространства. Правовая инновация — это новое правовое средство, подход, алгоритм в механизме реализации интересов, стремлений участников правоотношений, направленных на получение социальных благ и ценностей. 2. Как видится, институты и нормы эффективны при решении наиболее важных и стратегически значимых для общества задач, если они социально обусловлены, а их основные параметры закреплены в нормативных актах. Поэтому правовая инновация, ее содержательные составляющие должны быть изложены в нормативных правовых актах. На современном этапе законодатель не дает дефиниции правовой инновации, фокусируя внимание на инновационной деятельности, отдельные нормативные правовые акты о которой уже приняты <2>. При этом многие из актов регулируют инновационную деятельность косвенно либо фрагментарно. Особенностью данной группы законов является преобладание федеральных источников, субъекты федерации приступают к формированию собственного инновационного законодательства лишь выборочно. Таким образом, правовая инновация — это прежде всего результат нововведения, который должен обладать практической субстанциональностью и реальностью, что предполагает возможность определения ее условий, принципов и предмета осуществления. ——————————— <2> См., например: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Рос. газ. 1996. 3 сент.; Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» // Там же. 2007. 25 июля; Указ Президента РФ от 30 марта 2006 г. N 285 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления» // Там же. 2006. 4 апр.; Постановление Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2012 годы» // СЗ РФ. 2006. N 44. Ст. 4589; Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» // Там же. 2010. N 40. Ст. 4970; и др.
3. Правовая инновация подразумевает вариативность поведения субъекта в рамках сложившейся социально-правовой действительности. С позиций теории права можно говорить о диспозитивности представленной категории, которая бы согласовывалась с современным научно-технологическим прогрессом, поиском наиболее эффективных форм нормативно-управленческих решений сообразно поступательному развитию социальной системы, ожиданиям российской общественности. 4. Правовая инновация как юридическая категория может способствовать расширению объема правового пространства, где реализуются законные интересы личности и общества, происходит перевод правомерных стремлений субъекта в субъективные права. Исследуемая категория создает условия для расширения организационно-нормативных основ, способствующих совместимости свободы, желаний, стремлений человека с его правовыми, формально закрепленными, гарантируемыми государством возможностями. В этом плане правовая инновация сопряжена с ценностным содержанием социальных благ, качеством и возможностью их реального получения, дальнейшего нормативного закрепления и системной реализации в повседневной жизни. 5. Правовая инновация направлена на формирование практического результата в соответствующей сфере деятельности. Рассматриваемая категория не может содержаться только в определенной идее, гипотезе, предположении, теории и пр. Здесь правовая инновация может лишь зарождаться, а кристаллизация свойств представленной дефиниции должна произойти в рамках ее практического действия, осуществления. В этом плане достоверность информации о правовой инновации заключается не только в общих перспективных характеристиках той или иной деятельности или планах, проектах, но и в конкретном социальном, политическом, правовом, идеологическом результатах, параметрах и характеристиках получаемого инновационного института, продукта. При этом, как представляется, «красной нитью» в содержании правовой инновации выступают принципы конституционного строя, социальные ожидания и обобщенные правомерные стремления российского общества. Особого внимания заслуживает общеюридический подход к исследованию инновационных процессов и определению технологии реализации правовых инноваций, получения результатов действия рассматриваемой категории. С учетом сказанного, на наш взгляд, можно проследить связь правовой инновации и правовой инноватики. Обращаясь к отдельным положениям традиционного юридического понимания парадигмы правовой инноватики, можно увидеть, что в специальных источниках уже формируются содержательные характеристики данной категории. Внимание исследователей фокусируется прежде всего на организационно-нормативных свойствах названного правового явления. Так, О. А. Городов говорит о правовой инноватике в двух значениях. Во-первых, правовая инноватика — это собирательная категория, включающая такие институциональные элементы, как инновационный процесс, инновационный цикл, инновационная сфера, инновационная продукция, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность. Последний элемент автор считает определяющим. Во-вторых, правовая инноватика представляется как сумма взаимосвязанных нормативных правовых средств, направленных на регулирование инновационной деятельности <3>. Подобного мнения придерживается М. В. Волынкина, рассматривая правовую инноватику в контексте развития российского законодательства, характеризующегося прогрессивностью и особым регулятивным значением в вопросе формирования и реализации конкретных нововведений <4>. ——————————— <3> Городов О. А. Правовая инноватика (правовое регулирование инновационной деятельности). СПб., 2008. С. 18, 32. <4> Волынкина М. В. Инновационное законодательство России. М., 2005.
Полагаем, что по отношению к правовой инноватике речь следует вести не только о нормативных правовых основах и положениях в наиболее значимых сферах деятельности государства и общества, но и о соответствующих новшествах, наблюдаемых через призму правовой действительности. Поэтому правовая инноватика должна предусматривать научное и законодательное обоснование таких категорий, как инновация, правовая инновация, инновационная деятельность, инновационный результат, инновационная политика. Предварительно можно отметить, что правовая инноватика — это комплекс, система знаний о порядке, технологии формирования инноваций, их осуществления, реализации в системе общественных отношений с учетом научно-технического и социального прогресса, социальных настроений и правомерных стремлений российских граждан и общностей. По нашему мнению, ключевым выступает вопрос о предмете правовой инноватики. Представляется, что это качественно новые социально-правовые области (институты) общественных отношений, которые сегодня востребованы практикой, значимы для каждого человека и отвечают потребностям российского общества в целом, а следовательно, нуждаются в научном исследовании. Юридической науке сейчас необходимо сфокусировать внимание именно на этих направлениях. 1. Состояние законодательства. Действительно, как уже отмечалось, инновационное законодательство начинает формироваться. Принимаются законы, призванные регулировать реализацию отдельных правовых средств (например, правовых преференций в социальной сфере, налоговых льгот, преюдиций в административно-правовых отношениях), правовых институтов (в частности, интеллектуальную собственность, досудебные инструменты разрешения споров, социальное партнерство), форм деятельности (создание инновационного центра «Сколково», проведение экономических форумов с привлечением представителей предпринимательского сообщества, использование кадровых резервов органов государства и политических партий) и др. Так, в сфере экономики и финансов современной России инновационного правового регулирования требуют такие темы, как фондовый рынок в условиях глобализации и построения инновационной экономики, нотариальная деятельность как механизм защиты частной собственности, развитие системы гражданской юрисдикции в экономических спорах, создание правовых основ для развития малого предпринимательства, правовое обеспечение межгосударственного партнерства и интеграции в сфере экономического сотрудничества, правовое обеспечение сотрудничества в сфере энергетики государств-членов ЕврАзЭС, ШОС и Евросоюза и т. п. Можно отметить, что законодатель активно осуществляет нормативное упорядочение наиболее значимых общественных отношений, связанных с переходом не только экономики, но и системы государственного управления на инновационный путь развития. Как видится, здесь нужна унификация законодательства с последующей систематизацией в форме кодификации. Но если всмотреться в природу принимаемых сегодня отдельных нормативных правовых актов, прежде всего подзаконного характера, то можно помимо прочего увидеть особенность, обусловленную плановостью и их стратегическим характером. Например, в ст. 63 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. <5> подчеркивается, что укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками. При этом ряд положений Стратегии (ст. ст. 24, 54, 61, 101 и др.), закрепляя основные элементы механизма национальной безопасности, устанавливают приоритетность экономического роста путем поступательного развития национальной инновационной системы. ——————————— <5> Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Рос. газ. 2009. 19 мая.
Интересна технологическая характеристика реализации подобных плановых нормативных правовых актов. На начальном этапе формирования представленных документов в обязательном порядке привлекаются отечественные и зарубежные эксперты в соответствующей сфере, проводится мониторинг социально-экономической и общественной обстановки. В ходе осуществления плановых составляющих назначаются промежуточные отчетные рубежи, определяется конкретное должностное лицо-исполнитель. Следует приветствовать зарождающуюся традицию формирования методологической основы для прогнозирования показателей социально-экономического развития Российской Федерации и их реализации <6>. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» (вместе с Правилами разработки прогноза социально-экономического развития РФ) // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 3833.
Однако в системе современного российского законодательства отсутствует кодифицированный закон, закрепляющий правовые условия, средства и механизм правового регулирования нововведений. В специальной юридической литературе справедливо отмечается, что сегодня нет единого федерального закона, который бы содержал понятия инноваций, инновационной деятельности, а также устанавливал общие принципы реализации данной деятельности в России и разрешал иные вопросы, связанные с указанными категориями <7>. Поэтому такое направление правовой инноватики, как формирование комплексного методологического подхода к исследованию инновационного законодательства, режима его действия, можно признать своевременным и перспективным. ——————————— <7> Грибанов Д. В. Ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики // Рос. юрид. журн. 2010. N 4. С. 150.
2. Состояние экономики и финансовой системы. Важно заметить, что сегодня мы действительно наблюдаем перевод отечественной экономики на инновационный путь развития. Особое внимание в данном вопросе следует обратить на процесс формирования выверенной экономической политики современного Российского государства, организационные вопросы инновационного развития финансовой сферы, переход от сырьевого характера экономики к преимущественно интенсивному, технологическому. В специальной литературе отмечается: «Практика хозяйствования последних лет показала, что страна не была готова к преобразованиям. Реформы, проводимые в отдельных отраслях экономики, не были научно обоснованными, были далеки от анализа причинно-следственных связей, требующего естественного объяснения явлений природы и общества… Игнорировался также историзм в науке, позволяющий предсказать будущее развитие экономики. Итоги исследований в области общественных наук не подвергались оценке с позиций их значимости в повышении эффективности и устойчивости общественного производства» <8>. Нужно согласиться с данным утверждением и констатировать, что представленный вопрос нуждается в особом методологическом исследовании. На самом деле набор государственных методов и средств развития инновационной экономики достаточно широк и требует изучения юридической наукой. Среди таких средств — различного рода мероприятия, стимулирующие инновационную активность бизнеса: корректирование налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; регулирование передачи технологий и ноу-хау; развитие системы контрактных взаимоотношений; снятие ряда ограничений в отношении охраны окружающей среды; формирование льгот и преференций в антимонопольном законодательстве; развитие форм поддержки межорганизационной кооперации и малого инновационного бизнеса и др. ——————————— <8> Ханнанов Р. А. Саморегулирование социально-экономических отношений: теоретические основы и значение для инновационного развития России // Право и политика. 2010. N 7. С. 1234.
Кроме того, подобный предмет исследования в контексте задач правовой инноватики может быть ориентирован на исследование модели «экономика — личность». Представляется, что тип экономики, динамика, тенденции и перспективы ее развития обусловлены социально-правовым состоянием личности. Это следует учитывать при формировании правительственных и иных государственных программ, направленных на определение ключевых принципов развития российской экономики, социальной сферы и финансово-правовой активности личности в современных условиях. 3. Инновационное государственное управление (инновационный менеджмент на публичном уровне). При анализе данного института следует учесть, что наряду с уже сформированным и действующим управленческим механизмом сегодня модернизируются организационно-исполнительные отношения, используются перспективные и новые для российского общества управленческие решения, например формирование кадрового резерва не только на федеральном и региональном уровнях, но и в рамках партийного строительства. Интересны модель взаимодействия главы государства с российской общественностью в рамках открытого письма Президента РФ «Вперед, Россия!», а также обсуждение в Интернете проектов Федеральных законов «О полиции», «Об образовании», «О культуре» с возможностью наиболее открытого анализа этих документов. Перспективным видится проведение форумов различной тематики с привлечением представителей не только государственного сектора, но и общественности: местного самоуправления, делового и экспертного сообщества. Также полезно создание информационного сообщества, в рамках которого возможно формирование, в частности, «электронного правительства» или иной модели участия граждан в управлении государством. Стоит признать, что сегодня наблюдается обновление системы взаимодействия власти, общества и личности. Социально-политическая организация российского общества требует некоторой ревизии для определения применимых средств. Это прежде всего новые формы взаимодействия общественности с государством. В настоящее время формируются различные инновационные форумы, куда привлекаются представители российского общества: молодежь, ученые, активисты различных общественных объединений и социальных групп, что позволяет выявить новые идеи, мысли, предложения, новых людей и их социальную позицию. Возрастает значение принципов открытости и включенности в организационно-политические процессы граждан России. Помимо прочего требуется качественное обновление правового статуса представителей общественности, тех граждан, которые находятся на «передовой» взаимодействия с государством. С точки зрения правовой инноватики важно заострить внимание на наиболее эффективных и оперативных средствах правового регулирования общественных отношений. Особое научно-теоретическое внимание следует уделить процессу создания управленческих новшеств, их воплощения в динамично развивающейся жизни Российского государства и общества. Важно движение по пути инновационного функционирования государственного механизма, повышение качества политико-правового и организационно-управленческого регулирования различных сфер общественной жизни. Можно говорить о формировании качественно новой управленческой модели (инновационной технологии) воздействия на общественные отношения. 4. Новые направления общественной политики. С определенным оптимизмом можно говорить о формировании института инновационной государственной политики, реализация которой определяется многими предпосылками технологического, финансового, общественного, международного развития. Это сложный и социально значимый процесс, направленный на эффективное использование интеллектуального потенциала общественности, укрепление внутренних связей при организации системы общественного развития и реализации суммарных стремлений личности, прежде всего созидательного характера. Поэтому формирование инновационной государственной политики связано с переориентацией системы политического воздействия и государственного регулирования во взаимосвязи со всеми компонентами гражданского общества, ориентированной на всемерное поощрение предпринимательства, частной инициативы, правомерной активности граждан. Вызывают интерес правовые положения Основ государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан <9>. Здесь, как видится, внимание должно уделяться не только аксиологической основе российского правосознания, но и интеллектуальному потенциалу российского общества, возможностям и готовности граждан к развитию их правовой грамотности и правовому просвещению. Для решения поставленных задач необходимо создать эффективную организационно-правовую технологию «встраивания» институтов гражданского общества и интересов самих граждан в государственно-правовые механизмы, их участия в формировании и реализации ключевых направлений государственной инновационной политики. В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан востребованным для теоретико-правового исследования называются такие категории, как общепризнанные нравственные ценности, направленные на обеспечение правомерного и добропорядочного поведения (ст. 8); государственная пропаганда правовых знаний, законопослушания, добросовестности в осуществлении прав и выполнении обязанностей (ст. ст. 7, 17, 19); ценностно-смысловая сфера личности (ст. 18); государственно-частное партнерство (ст. 23). Сегодня эти понятия в юридической науке, в частности теории права, остаются недостаточно изученными и методологически не охваченными, а ведь данные институты выступают фундаментом развития правосознания и правовой культуры граждан и на современном этапе востребованы и значимы для общества. ——————————— <9> Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168 // Рос. газ. 2011. 14 июля.
Безусловно, эти и другие сферы общественных отношений могут и должны выступать предметом научного исследования с позиций правовой инноватики. Однако связующей характеристикой предмета исследования является наличие инноваций социально-экономического и политико-правового характера, призванных приблизить российское общество к прогрессивному уровню его развития. Стоит надеяться, что правовая инноватика в ближайшем будущем сложится как комплекс научных знаний о новшествах в наиболее значимых для государства и общества сферах правовой действительности, а также как совокупность обновленных подходов и средств исследования тенденций, перспектив и практического значения социально-экономических институтов и правовых категорий. Для целостного понимания данной научной дефиниции следует обратиться к функциям правовой инноватики, к числу которых представляется верным отнести: 1) гносеологическую: заключается в определении значимых направлений социальной, экономической, культурно-духовной и иных сфер жизни, где требуется изменение параметров правового регулирования с целью достижения качественно новых результатов. Она может выражаться, например, в правовом мониторинге наиболее востребованных сфер правовой действительности. Так, в специальной литературе отмечается, что на современном этапе реализации стратегии инновационного развития реальным средством выявления недостатков нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти в отношении инновационной деятельности может стать изучение правового пространства, что необходимо для открытости государственной деятельности, информированности граждан и общественности о состоянии правовой основы развития инновационной России <10>. Кроме того, одной из целей правовых реформ выступает укрепление в Российской Федерации основ гражданского общества, что невыполнимо без просвещения общественности в части инновационного развития государства; ——————————— <10> Берг Л. Н. Правовой мониторинг в аспекте инновационной деятельности // Интеллектуальные ресурсы и правовое регулирование инновационной экономики. Кадры и технологии: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2009. Т. 1. С. 46.
2) координационно-стабилизирующую, в рамках которой сопоставляются нововведения, их практический результат и ожидания, стремления, желания общества, личности. Осуществление функции позволит сфокусировать внимание на инновационном потенциале общества в целом. По этому поводу справедливо указывается, что российская инновационная модель должна формироваться главным образом на основе сильной государственной инновационной политики, эффективно управляющей единой и одновременно разветвленной национальной инновационной системой <11>. В этом плане координацию функционирования отдельных компонентов предложенной национальной инновационной системы на теоретическом уровне с целью разработки устойчивого нормативного порядка можно возложить на комплексные положения правовой инноватики. Данная наука через координационно-стабилизирующую функцию также может способствовать смягчению имеющихся общественных противоречий, устранению социального напряжения в обществе, закреплению наиболее прогрессивных форм равновесного взаимодействия государства и гражданского общества; ———————— ——— <11> Нарышкин С. Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журн. рос. права. 2009. N 8. С. 12.
3) аксиологическую: в таком случае можно говорить о формировании инновационной правовой культуры — качественном понимании, осознании и непосредственной реализации инновационных институтов, достижений, формируемых ценностей и полученных знаний. Подобная форма культуры способствует определению места и роли инновационного продукта в социальных отношениях, прежде всего через их нормативно-правовую регламентацию. Названные категории нуждаются в осмыслении и установлении их места в системе гуманитарных, в первую очередь юридических, знаний; 4) прогностическую: здесь выясняется перспективность тех или иных нововведений, в том числе в правовой жизни, что создает условия для установления уровня эффективности инновационной модели в системе социальных отношений. Правовая инноватика может способствовать определению «сценария» нормативного закрепления и дальнейшей реализации, например, плановых правовых средств в механизме правового регулирования. Кроме того, в рамках исследуемой научной дисциплины можно выработать футурологические параметры инновационных программ (стратегических преобразований) на основе проекции имеющихся компонентов российской правовой действительности. Сегодня важно исследовать степень опасности использования новых технологий в сфере биоресурсов, разработки нового биологического оружия, формирования новейших форм стратегической обороны и возможной агрессии со стороны ядерных держав с применением обновленного оружия массового поражения. В равной степени можно говорить и о террористическом сценарии при возможной «нештатной» реализации подобных изобретений и технических открытий. Правовая инноватика способна обратить внимание и на эти проблемные вопросы человеческого развития посредством формирования предложений стратегического характера российским законодателем; 5) интегративно-коммуникационную: она может быть направлена на объединение профессиональных групп (экономистов, юристов, специалистов в инновационной экономике и законодательстве) с целью обмена мнениями и предложениями, выстраивания конструктивной модели диалога и выработки общей позиции по конкретному вопросу. Такая функция, кстати, в определенном виде уже получает развитие в ходе обсуждения (в рамках экономических форумов, работы Государственного совета и пр.) тех или иных проблем с участием представителей государства, бизнеса, общественности, ученых. Здесь правовая инноватика позволит выявить алгоритм и структуру наиболее эффективной модели подобного диалога, особенно между государством и общественностью; 6) функцию правовой артикуляции: можно предположить, что со временем сложится юридическая практика по вопросам инновационной политики и стратегической деятельности. Правовая инноватика как научная дисциплина способна системно «аккумулировать» существующий «задел» практических результатов в сфере инновационной деятельности, реализации законодательства. Кроме того, здесь можно рассуждать о «переводе» практических результатов (имеющихся достижений, возможных просчетов, сформированной технологии, изменений в структуре управленческих институтов и пр.) в научно-методологическое «русло», что важно для развития как общественных отношений, так и юридической (гуманитарной) науки в целом; 7) научно-академическую, в рамках которой можно говорить о правовой инноватике как учебной дисциплине, необходимой прежде всего для высшего юридического образования. Студент сможет не только получить знания о нововведениях в социально-экономической и политико-правовой сферах, но и понять динамику их действия, увидеть связь с иными категориями социально-правовой действительности. Кроме того, представленная дисциплина обогатит общее содержание юридического образования, задействует весь междисциплинарный арсенал правовых институтов и дефиниций. В этом плане согласимся с тем, что «без радикального улучшения профессионального образования никакая модернизация у нас не получится, и мы будем жить в технологически отсталом обществе» <12>. В условиях развития инновационной экономики высшее юридическое образование требуется, например, специалистам в сфере стратегического планирования банковской деятельности, юристам по деривативам (производственным финансовым инструментам), специалистам по связям с инвесторами (IR-менеджерам) и по юридическому сопровождению компенсаций и льгот в банковско-инвестиционной сфере, консультантам по бюджетированию и оптимизации расходов производства с учетом движения финансового законодательства. Допустимо отметить и формирование учебных программ в целях подготовки профессиональных футурологов в области социально-экономического развития государства с учетом изменения биоэнергетической ситуации в стране и мире, миграционной обстановки и уровня природно-экологической безопасности. ——————————— <12> Профессионалы модернизации. Дмитрий Медведев провел заседание Госсовета, посвященное профтехобразованию // Рос. газ. 2010. 1 сент.
Представленные функции правовой инноватики нуждаются в системном и объективном научном анализе. Более того, созидательная составляющая в исследовании и развитии новых научных дисциплин, особенно в юридической сфере, сегодня чрезвычайно важна и актуальна, способна сформировать карту правовой инноватики. В указанном вопросе не может быть конкуренции между личными интересами, а также возможными амбициями юриста-исследователя и прогрессом российской социально-правовой действительности. Надо признать: мы стоим на пороге существенной модернизации организационно-управленческой составляющей российского общества и системы законодательства. Последнее утверждение определенно является не только доминирующим, но и системообразующим в диалектике исследования формируемой инновационной модели российского общества. Важно создать гармоничную и соответствующую социальной жизни конструкцию системного взаимодействия личности, общества и государства, встроенную в технологию инновационного развития российского общества в целом. При этом человек, его интересы и исторически обусловленные социальные потребности, разумная общественная позиция должны стать узловыми элементами в теории правовой инноватики.
Bibliography
Berg L. N. Pravovoj monitoring v aspekte innovacionnoj deyatel’nosti // Intellektual’nye resursy i pravovoe regulirovanie innovacionnoj ehkonomiki. Kadry i texnologii: tez. dokl. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 2009. T. 1. Goncharenko L. P., Arutyunov Yu. A. Innovacionnaya politika: Ucheb. M., 2009. Gorodov O. A. Pravovaya innovatika (pravovoe regulirovanie innovacionnoj deyatel’nosti). SPb., 2008. Gribanov D. V. Resursy i pravovoe regulirovanie innovacionnoj ehkonomiki // Ros. yurid. zhurn. 2010. N 4. Marenkov N. L. Innovatika. M., 2009. Naryshkin S. E. Innovacionnyj potencial sovremennogo rossijskogo obshhestva // Zhurn. ros. prava. 2009. N 8. Professionaly modernizacii. Dmitrij Medvedev provel zasedanie Gossoveta, posvyashhennoe proftexobrazovaniyu // Ros. gaz. 2010. 1 sent. Volynkina M. V. Innovacionnoe zakonodatel’stvo Rossii. M., 2005. Xannanov R. A. Samoregulirovanie social’no-ehkonomicheskix otnoshenij: teoreticheskie osnovy i znachenie dlya innovacionnogo razvitiya Rossii // Pravo i politika. 2010. N 7.
——————————————————————