О монографии Ю. Б. Можгинского «Эмоции. Поведение. Агрессия»

(Корень Е. В.) («Юридическая психология», 2012, N 2)

О МОНОГРАФИИ Ю. Б. МОЖГИНСКОГО «ЭМОЦИИ. ПОВЕДЕНИЕ. АГРЕССИЯ» <*>

Е. В. КОРЕНЬ

——————————— <*> Можгинский Ю. Б. Эмоции. Поведение. Агрессия. М.: Миклош, 2012. 169 с.

Корень Евгений Владимирович, руководитель отдела психической патологии детского и подросткового возраста ФГУ «Московский НИИ психиатрии» Минздравсоцразвития России, кандидат медицинских наук.

Данная монография является редким примером комплексного исследования психопатологии агрессивного поведения. Вместе с тем она затрагивает наиболее значимые аспекты психологического, педагогического, психосоциального подходов к коррекции этого вида расстройств. Проблема патологической агрессии сохраняет свою актуальность на всех этапах истории психиатрии. Весьма значительная часть всех госпитализаций, мотивов обращения к психиатру в амбулаторной сети связана именно с фактами агрессивного поведения. В то же время психопатологический аспект агрессии как целостного феномена в психиатрической литературе разработан явно недостаточно. Наиболее важным представляется изучение агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте, в период зарождения и последующего формирования поведенческих и эмоциональных расстройств. С учетом профилактической направленности общественного здоровья особую значимость приобретают вопросы выявления патологии на донозологическом уровне и организации полипрофессиональной помощи детям и подросткам как специальным целевым группам, имеющим определенные особенности психического и социального статуса. Не менее важен и тот факт, что в настоящее время фиксируется тенденция к неуклонному росту числа детей и подростков с непсихотическими формами психической патологии и агрессивными формами нарушенного поведения, сопровождающимися стойкой психосоциальной дезадаптацией, что негативным образом сказывается на уровне социального функционирования и последующем психическом развитии детей. С учетом комплексного характера проблем ребенка одним из приоритетов становится создание содержательной базы для осуществления вмешательств в системе комплексной помощи детям и подросткам с целью расширения возрастного диапазона адаптивных способов эмоционального и поведенческого реагирования ребенка, обучение его необходимым навыкам самоконтроля и эффективного взаимодействия с окружающими. Это предполагает создание системных модульных пространств, охватывающих значимые для ребенка сферы (семья, школа, улица) и определенную организацию помощи, основанную на мультидисциплинарном взаимодействии специалистов, работающих в сфере охраны психического здоровья детей и подростков. Это, пожалуй, одна из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться школьным педагогам, психологам, воспитателям детских учреждений. Одна из задач психиатра в системе полипрофессионального подхода к данной проблеме состоит в выявлении и лечении патологической основы расстройств поведения, и выработке наиболее оптимальной стратегии и тактики, направленной на индивидуализацию, с учетом принципов этапности и преемственности, оказываемой комплексной помощи. Также неоспоримым является то, что расстройства поведения у детей самым тесным образом связаны с нарушениями в эмоциональной сфере. Взаимосвязь состояния аффективной сферы с формированием деструктивных тенденций отмечали еще основоположники клинической психиатрии. Одним из важных вопросов является необходимость четкого разграничения патологических форм агрессии от «нормальных» адаптивных реакций с необходимостью изучения роли личностной предиспозиции, влияния микросоциального окружения, возрастных и социальных факторов на формирование и динамику этих состояний. Материал данной книги приближает решение этой задачи в контексте мультидисциплинарного понимания проблемы. Автор, по существу, вводит новое направление в психопатологии: изучение патологических форм феномена детской и подростковой агрессии, нацеленное на раннее выявление, дифференциацию и своевременное комплексное вмешательство. Агрессия впервые подробно описана автором именно с точки зрения ее самостоятельного значения. Приводятся клинико-диагностические критерии агрессивного поведения, базирующиеся на наличии симптомов в двигательной, эмоциональной и когнитивной сферах. Это позволяет клинически дифференцировать патологические и непатологические варианты указанного расстройства, наметить конкретные подходы к лекарственному воздействию и использованию иных коррекционных и лечебно-реабилитационных подходов. Дети, обнаружившие агрессивные поведенческие проявления, чаще всего первыми попадают в поле зрения педагогов и психологов. В то же время патологическая агрессия имеет свою клиническую динамику, которая, естественно, не корригируется только лишь усилиями данных специалистов. Именно эту сторону проблемы патологического агрессивного поведения, затрагивая ее психопатологическую основу, раскрывает в своей монографии автор, чего раньше практически не делалось. В книге разработана собственная классификация агрессивного поведения, его градация по степени тяжести. Исследована роль аффективности, структурно-динамическое взаимодействие депрессивных расстройств и агрессии. Как показано в монографии, в ряде случаев этим определяется целесообразность сочетания нейролептиков и антидепрессантов в терапии патологических форм агрессивного поведения. Опора на собственный клинический материал обеспечивает достоверность выводов и обобщений, представленных в монографии, четкую практическую направленность в сторону профилактики и лечения агрессивных расстройств поведения в контексте мультидисциплинарного подхода. Благодаря этим качествам монография может послужить ценным руководством для специалистов, работающих с детским и подростковым контингентом, в изучении, раннем выявлении, эффективной курации и профилактике агрессивного поведения.

——————————————————————