Особенности агрессии у подростков с различным профилем латеральной организации головного мозга

(Матюхина И. В.) («Юридическая психология», 2010, N 1)

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА <*>

И. В. МАТЮХИНА

——————————— <*> Matyuhina I. V. Peculiarities of aggression of teenagers with different profile of lateral organization of brain.

Матюхина И. В., психолог учебно-производственной лаборатории факультета юридической психологии МГППУ.

Представлены результаты исследования особенностей агрессии подростков с позиции нейропсихологии индивидуальных различий, сопоставление проявления агрессии у подростков 14 — 16 лет с типами профилей латеральной организации головного мозга.

The article contains results of study of peculiarities of aggression of teenagers from the viewpoint of neuropsychology of individual distinctions; compares aggression of teenagers of 14 — 16 years old with the types of profiles of lateral organization of brain.

За последние годы увеличилось число подростков, стоящих на учете в школе и в милиции за правонарушения. Проявление агрессии свойственно любому возрасту, от нее страдают и взрослые, и дети. В этих условиях особенно актуален анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема всегда являлась предметом большого числа психологических работ в нашей стране. Изучение различных проявлений агрессии в криминальной психологии проводилось отечественными учеными (Г. М. Андреева, С. Н. Ениколопов, В. В. Знакова, Т. Г. Румянцева). Изучение различных проявлений эмоционально-личностной сферы в контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга проводится уже давно известными учеными (Э. Г. Симерницкой, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович). Накоплен большой фактический материал о неравнозначности левого и правого полушарий мозга в обеспечении эмоциональных явлений. Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Имеющиеся способы исследования агрессивного поведения и способы коррекции проводятся без учета мозгового онтогенеза, в то время как в других ситуациях, например при изучении трудностей в обучении, уже давно распространен нейропсихологический подход. Нам представляется целесообразным использовать этот подход при изучении агрессивного поведения. В нашем исследовании предпринята попытка проанализировать особенности агрессии подростков с позиции нейропсихологии индивидуальных различий, т. е. сопоставить проявление агрессии с типами профилей латеральной организации головного мозга.

Испытуемые

Для исследования были отобраны здоровые (без соматических и психических заболеваний) испытуемые из благополучных семей (где нет физического насилия, родителей, страдающих алкоголизмом, материально обеспеченные), для исключения социального фактора, влияющего на проявление агрессивного поведения. Исследование было проведено на контингенте 80 человек, 40 мальчиков и 40 девочек, в возрасте 14 — 16 лет, учащиеся 9-го класса ГОУ средней общеобразовательной школы N 868. Все испытуемые по результатам оценки межполушарной организации были разделены на пять групп. Группа А — мальчики правополушарные. Группа Б — девочки правополушарные. Группа В — мальчики левополушарные. Группа Г — девочки левополушарные. Группа Д — смешанная группа (А и Б правополушарные).

Методы исследования

Нейропсихологическая диагностика типа профиля латеральной организации функций. Мануальная асимметрия. Опросник М. Аннет, Луриевские пробы. Зрительная асимметрия «Проба Розенбаха», «Проба с прицеливанием». Слуховая асимметрия «Проба с часами», «Проба разговор по телефону», «Прислушивание». Исследование агрессии проведено путем стандартизированной диагностики, использованы тест эмоций и проективная диагностика тест руки (Hand test), тест «Несуществующее животное».

Результаты

Статистическая обработка количественных данных была проведена с помощью коэффициента ранговой корреляции Rs Спирмена. Для статистической обработки данным были присвоены численные значения. Подсчитаны взаимные корреляции между всеми полученными показателям (тест руки, тест эмоций, нейропсихологическая диагностика типа ПЛО). Выявлена статистическая значимая связь у мальчиков — вербальная агрессия и степень левополушарности (Rs 0,35; P 0,05). Выявлена статистическая значимая связь теста руки и теста эмоций по вербальной агрессии (Rs — 0,33; P 0,05).

Обсуждение результатов

Выявлена статистически значимая связь по мере накопления левополушарных признаков, проявляется вербальная агрессия, значит, чем больше степень левополушарности, тем свойственнее подростку проявление вербальной агрессии. У правополушарных подростков такой связи нет. Это показывает на различие между подростками с различным профилем латеральной организации головного мозга. Наша гипотеза частично подтвердилась. Если посмотреть на преобладание разных форм агрессии у подростков с разным профилем латеральной организации головного мозга, то преобладание косвенной агрессии свойственно правополушарным (левшам), они имеют высокий показатель по этому виду агрессии в отличие от своих сверстников. В то время как другие виды агрессии распределились иначе: группа правополушарных мальчиков проявляет вербальную агрессию, как и группа левополушарных девочек, а левополушарная группа мальчиков проявляет те виды агрессии (физическая и общий коэффициент агрессии), что и правополушарные девочки. Также надо заметить, что группа правополушарных мальчиков и левополушарных девочек агрессивнее, чем группа левополушарных мальчиков и девочек. Интересными, на наш взгляд, получились результаты по тесту «Несуществующее животное». Если смотреть на гендерные различия подростков, можно заметить, что группа правополушарных и левополушарных мальчиков агрессивнее, чем группа левополушарных и правополушарных девочек. Причем у мальчиков агрессия проявляется как психологическая защита. Интересный момент: у группы левополушарных мальчиков и девочек доминирует открытая агрессия, в отличие от групп правополушарных девочек и мальчиков. Получается, что левополушарные подростки проявляют вербальную агрессию (по тесту эмоций), в то время как они же (по тесту «Несуществующее животное») проявляют открытую агрессию. Статистически значимой оказалась связь теста руки и теста эмоций по вербальной агрессии. Надо заметить, что по физической и косвенной агрессии есть тенденция этих шкал стать статистически значимыми корреляциями.

Выводы

Выявлены различия в поведении и проявлении агрессии подростков с различным типом латеральной организации головного мозга. Выявлено, что по мере накопления левополушарных признаков проявляется вербальная агрессия, значит, чем больше степень левополушарности, тем свойственнее подростку проявление вербальной агрессии. Правополушарные подростки превосходят по уровню косвенной агрессии своих левополушарных сверстников на уровне тенденций. Выявлены гендерные различия в поведении и проявлении агрессии на уровне тенденций. Выявлено сходство в проявлении агрессии группы правополушарных мальчиков с левополушарными девочками и правополушарных девочек с левополушарными мальчиками на уровне тенденций. Выявлено на уровне тенденций, что группе левополушарных мальчиков свойственно проявление открытой агрессии. Выявлено на уровне тенденций, что правополушарным и левополушарным группам мальчиков свойственно проявление агрессии как психологической защиты.

Практические перспективы применения результатов исследования

Результаты работы будут способствовать к углублению изучения проблемы и проведению дальнейших научных исследований, в этом же направлении. Особое значение изучение психологической структуры агрессии имеет для судебной психологической и психологической экспертиз. Целесообразно использование полученных данных при разработке коррекционных программ агрессивного поведения.

——————————————————————