Институт совместительства: история вопроса
(Шишкин В. В.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 1)
ИНСТИТУТ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В. В. ШИШКИН
Шишкин В. В., старший преподаватель кафедры права Челябинского филиала Университета Российской академии образования.
Трудовой кодекс Российской Федерации впервые на уровне основного закона о труде законодательно закрепил особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству. Как известно, одним из принципов трудового права является единство и дифференциация правового регулирования труда. Дифференциация правового регулирования труда имеет различные причины и по объективным факторам охватывает различные основания: отраслевой признак, конкретные условия труда работников и интенсивность труда, территориальный признак и характер трудовой связи между работником и работодателем. Характер трудовой связи между работником и работодателем является одним из объективных факторов дифференциации. В свое время Ю. П. Орловский, указывая на характер правовой связи между работником и работодателем как на один из объективных признаков дифференциации правового регулирования труда, подразумевал нормы, регулирующие труд временных работников и работников, занятых на сезонных работах, отмечая, что «дифференциация правового регулирования по характеру трудовых связей между работником и предприятием заключается в том, что на работников, занятых на сезонных работах, и на временных работников не распространяется ряд общих правовых норм» <1>. ——————————— <1> Иванов С. А., Лившиц Р. З., Орловский Ю. П. Советское трудовое право: Вопросы теории. М.: Наука, 1978. С. 340.
Уважая мнение Ю. П. Орловского, необходимо учитывать, что указанная мысль высказана им в семидесятых годах прошлого столетия. С учетом современного трудового законодательства можно утверждать, что основанием дифференциации правового регулирования труда совместителей также является характер трудовой связи между работником и работодателем. Если особенностью характера правовой связи между временными и сезонными работниками и работодателями является ограничение продолжительности такой работы, то для работы по совместительству это необязательный признак. Особенности характера трудовой связи между лицом, работающим по совместительству, и работодателем на работе по совместительству, исходя из анализа Трудового кодекса Российской Федерации, заключаются в том, что для данного работника работа по совместительству является вторичной занятостью, трудовой договор о работе по совместительству — другим трудовым договором наряду с заключенным по основному месту работы. Анализируя институт совместительства, необходимо учитывать двухступенчатый характер дифференциации правового регулирования труда совместителей, как по общему субъектному признаку, так и по специальному. Соответственно, правомерным будет выделение двух подсистем: «Общие условия работы совместителей» и «Особенности условий работы отдельных категорий совместителей». В таком виде существует институт совместительства, закрепленный современным трудовым законодательством России. Для того чтобы выяснить причины и факторы, повлиявшие на формирование института совместительства, на его развитие, а следовательно, предвидеть его дальнейшее развитие, необходимо обратиться к истории института совместительства в российском трудовом праве. История развития законодательства о совместительстве наглядно демонстрирует, как законодатель с помощью правовых норм воздействует на те или иные общественные отношения, решая политические задачи. Кодекс законов о труде 1918 г. лишь в одной из статей, а именно в ст. 66, вскользь упоминает о совместительстве. В указанной статье устанавливалась обязанность лица, применяющего свой труд в нескольких местах, заявлять, в каком именно месте применения труда они желают получать вознаграждение. В 1919 г. советское правительство, понимая невозможность экономического развития государства без наличия достаточно количества высококвалифицированных кадров, предпринимает попытку правового урегулирования труда совместителей и принимает Положение об использовании знаний и опыта высшего технического, коммерческого, ученого и врачебного персонала в свободное от основных занятий время <2>, однако молодое Советское государство оставляет эту сферу деятельности под своим жестким контролем. Так, указанным Положением совместительство разрешалось только по особому постановлению руководящей коллегии учреждения или предприятия, куда совместитель приглашался на работу, и с согласия того учреждения, где выполнялась основная работа. Кроме того, эти лица подлежали обязательной регистрации при тарифном отделе Народного комиссариата труда. ——————————— <2> Известия ВЦИК. 1919. 23 марта. N 63.
Через месяц к указанному Положению Постановлением Народного комиссариата труда было принято дополнение <3>, которым на совместителей была возложена обязанность не просто регистрироваться в тарифном отделе Народного комиссариата труда, но и представлять сведения как обо всех полученных ими дополнительных вознаграждениях, так и о размере основного оклада. Для предоставления таких сведений был установлен максимальный срок — 5 дней со дня получения дополнительного вознаграждения. Насколько серьезно относилось советское руководство к данному вопросу, свидетельствует тот факт, что неисполнение указанной обязанности приравнивалось к преступлениям против государства и виновные немедленно отстранялись от занимаемых должностей и предавались суду революционного трибунала. ——————————— <3> Известия ВЦИК. 1919. 29 апреля. N 90.
Таким образом, государство не только ввело ограничения по сфере применения труда совместителей, но и установило жесткий контроль за лицами, осуществляющими такую деятельность, в том числе и в сфере оплаты их труда. 18 сентября 1919 г. Совет народных комиссаров принял Постановление «О порядке совместительства должностей» <4>, целью которого явилось еще более строгое ограничение совместительства. Согласно этому Постановлению совместительство допускалось при соблюдении ряда условий: ——————————— <4> СУ РСФСР. 1919. N 45. Ст. 449.
— для выполнения работы требуются редкие специальные знания; — отсутствие зарегистрированных лиц соответствующей квалификации в Главбюро по учету и распределению рабочей силы; — внешнее совместительство допускалось не более чем у одного работодателя; — приглашение совместителя на работу допускалось только с разрешения руководящей коллегии учреждения. Народный комиссариат труда должен был регистрировать все без исключения случаи совместительства, для чего на работодателей возлагается обязанность не только представлять сведения на вновь принимаемых на работу совместителей, но и представить сведения на тех лиц, которые совмещали должности до 8 сентября 1919 г. Действия, нарушающие данное Постановление, опять же расценивались как тяжкое преступление. В 1921 г. Совет народных комиссаров, обобщив опыт использования труда совместителей, утвердил Положение о совместительстве <5>. Данное Положение закрепило нормы, содержавшиеся в прежних актах, такие как разрешение только внешнего совместительства и только высококвалифицированными работниками, установление уголовной ответственности за нарушение правил совместительства. В части оплаты труда совместителей Положение устанавливает определенные ограничения: труд совместителей оплачивается не в общем порядке, а по особым тарифам, устанавливаемым ВЦСПС и утверждаемым СНК СССР; в случае предоставления совместителю по одной из должностей какого-либо довольствия натурой он лишался права пользования довольствием от другого учреждения. ——————————— <5> СУ РСФСР. 1921. N 67. Ст. 515.
Такое положение сохраняется до 1933 г. Принятый в 1922 г. Кодекс законов о труде не содержит норм, регулирующих труд совместителей. Государство ограничивается принятием подзаконных нормативных правовых актов по вопросам совместительства, не ослабляя контроля за данной сферой. Попытки объяснить такое жесткое негативное отношение государства к институту совместительства проблемой безработицы, предпринимавшиеся рядом юристов, не выдерживают критики. Среди лиц, которые могли использовать свой труд в качестве совместителей, согласно установленным государством же нормам высококвалифицированных кадров, не могло быть безработицы, а общая безработица, вызванная разрухой и снижением производства, касалась в большинстве своем неквалифицированных кадров. Одиннадцатого марта 1933 г. СНК СССР принимает Постановление «Об упорядочении совместительства» <6>. Некоторыми авторами высказывалось мнение, что принятие указанного Постановления ознаменовало определенные сдвиги в сторону либерализации политики государства в сфере нормирования труда совместителей. Однако анализ Постановления указывает на обратное. Так, Постановлением от 11.03.1933 предусмотрено, что за одинаковую работу при одинаковом стаже и квалификации работникам, не выполняющим другую работу по совместительству, должен устанавливаться более высокий оклад. ——————————— <6> СЗ СССР. 1933. N 19. Ст. 110.
После принятия указанного Постановления до 1959 г. практически нормативная база регулирования труда совместителей не изменялась. В середине 50-х годов XX в. было провозглашено, что в связи с изменениями в балансе трудовых ресурсов страны существенными положительными сдвигами в профессиональном и квалифицированном составе работающих страна достигла реальной обеспеченности всех звеньев народного хозяйства необходимыми кадрами. В связи с этим высказывалось мнение о том, что надобность в таком правовом явлении, как совместительство, отпала. Десятого декабря 1959 г. Совмин СССР принимает Постановление N 1367 «Об ограничении совместительства по службе» <7>, в котором ставится задача резкого ограничения совместительства вплоть до полного отказа от штатного совместительства к концу 1960 г. Позиция Советского государства обосновывается отсутствием объективных причин для совместительства в связи с обеспеченностью всех отраслей народного хозяйства многочисленными квалифицированными кадрами. ——————————— <7> СП СССР. 1959. N 20. Ст. 164.
Следует отметить, что действие указанного Постановления не распространялось на рабочих и младший обслуживающий персонал. То есть можно констатировать, что государство опять вуалирует истинную причину негативного отношения к институту совместительства надуманными, не соответствующими реальности причинами. Данным Постановлением работники были лишены права пользоваться льготами на работе по совместительству, начисления надбавки за выслугу лет; работа по совместительству не засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и на пенсию за выслугу лет; был расширен перечень ограничений на работу по совместительству, которые носили общий характер; было предусмотрено дополнительное основание увольнения совместителей по инициативе работодателя — в случаях отмены разрешения на совместительство по месту основной работы (по самым различным основаниям) и приема на работу работника, для которого данная работа будет являться основной. Данное Постановление не только фактически ставит совместительство вне закона, но и значительно снижает материальную заинтересованность работы по совместительству. Надуманность причин такого ограничения совместительства подтверждается принятием 9 июня 1960 г. Постановления Совмина СССР N 594 «О дополнении Постановления Совмина СССР от 10 декабря 1959 г. N 1367 «Об ограничении совместительства по службе» <8>. Данным дополнением снималось ограничение совместительства рабочим, младшему обслуживающему персоналу и служащим, занимающим низкооплачиваемые должности. Тем не менее, несмотря на объективную реальность, юристы того периода продолжают обосновывать негативное отношение государства к совместительству ссылками на обеспеченность всех отраслей народного хозяйства квалифицированными кадрами. Так, например, М. Елисеенкова в 1968 г. пишет, что «в настоящее время нет объективных причин для широкого применения совместительства, так как все отрасли народного хозяйства в достаточной степени располагают квалифицированными кадрами» <9>. Однако в этот период Совмин СССР принимает целый ряд постановлений, которыми предоставляет право руководителям предприятий ряда отраслей народного хозяйства принимать на работу по совместительству не только рабочих и младший обслуживающий персонал, но и специалистов и служащих. Всего в 1960 г. было принято около 140 подобных нормативных правовых актов. ——————————— <8> СП СССР. 1960. N 12. Ст. 68. <9> Елисеенкова М. Совместительство по службе // Социалистический труд. 1968. N 6. С. 142.
Таким образом, государство по-прежнему скрывает истинные причины негативного отношения к институту совместительства, обосновывая свою позицию явно надуманными доводами. Принятый в 1971 г. Кодекс законов о труде лишь в ст. 253 содержит единственное упоминание о совместительстве, передавая регулирование труда этой категории работников на подзаконный уровень. В начале 80-х годов прошлого века кадровые резервы для экстенсивного развития народного хозяйства были исчерпаны. Плановая численность рабочих и служащих намного превышает их фактическое наличие. Одним из путей решения проблемы трудовых ресурсов в то время было названо совместительство. В связи с этим 29 декабря 1983 г. Госкомтруд СССР и ВЦСПС утвердили два положения в порядке эксперимента. Одно было направлено на расширение совместительства внутри производственных объединений и на предприятиях отдельных отраслей народного хозяйства. Второе разрешало как внутреннее, так и внешнее совместительство, но только на предприятиях Челябинской области. Эксперимент оказался удачным и был продлен на 1985 — 1987 гг. 22 сентября 1988 г. Совмин СССР принял Постановление N 1111 «О работе по совместительству» <10>, которым снимались все основные ограничения совместительства. Указанным Постановлением, например, разрешалось внутреннее совместительство всем рабочим и служащим, независимо от сферы деятельности и должностного оклада, было снято требование об обязательном согласии для работы по совместительству администрации и профсоюза по основному месту работы, был четко регламентирован режим рабочего времени совместителей, за счет оплаты труда за фактически выполненную работу увеличивалась материальная заинтересованность совместителей, была предусмотрена оплата отпуска на работе по совместительству или выплата компенсации за неиспользованный отпуск, хотя и с определенными ограничениями. ——————————— <10> СП СССР. 1988. N 33. Ст. 93.
Начиная с принятия данного Постановления можно говорить о новом этапе правового регулирования труда совместителей, на котором один за другим снимались необоснованные ограничения прав совместителей. Так, 25 ноября 1993 г. Минтруд России принял Постановление N 173 «Об утверждении разъяснения «Об отпусках работающим по совместительству» <11>. В данном разъяснении было установлено, что ограничения оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, установленные Постановлением Совмина СССР 1988 г. «О работе по совместительству», противоречат ст. 66 КЗоТ. ——————————— <11> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1994. N 2.
Пятого ноября 1999 г. решением Верховного Суда РФ N ГКПИ 99-801 <12> были сняты ограничения по предоставлению льгот совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В основу решения Верховного Суда были положены ст. 251 КЗоТ и Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» <13>. ——————————— <12> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 5. <13> Российская газета. 1993. N 73.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N ГКПИ 2000-1293 <14> признано недействительным (незаконным) положение Постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г., запрещавшее работу на двух руководящих должностях. ——————————— <14> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 10.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2001 г. N ГКПИ 2001-1173 <15> была признана противоречащей законодательству России норма, содержавшаяся в Постановлении Совмина СССР 1988 г., запрещавшая совместительство только на одном предприятии, учреждении. ——————————— <15> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 10.
Вступивший 1 февраля 2002 г. в силу Трудовой кодекс Российской Федерации впервые на уровне закона содержит нормы, регулирующие труд совместителей. В разделе XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» содержится глава 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству», в которой закреплены достижения в регулировании труда совместителей, имевшиеся на момент разработки Кодекса. Однако и до настоящего времени государство не в полной мере обеспечивает права совместителей в такой же мере, как и права работника, занятого у одного работодателя. Анализируя развитие правового регулирования совместительства в российском праве, можно смело утверждать о последовательной негативной позиции государства к выполнению работниками дополнительной работы. Как было показано, такая позиция чаще всего была связана совсем не с теми причинами, на которые ссылались представители государства. Сейчас сложно достоверно утверждать об истинных причинах такого отношения к совместительству, но обоснованно напрашивается вывод о дискриминационном характере норм, регулирующих совместительство. При этом необходимо учитывать, что и до настоящего времени сохраняется ряд ограничений прав работника, выполняющего работу по совместительству, что нельзя расценивать иначе как дискриминацию.
——————————————————————