Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации
(Пескова Ю. В.) («Социальное и пенсионное право», 2012, N 3)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
Ю. В. ПЕСКОВА
——————————— <*> Peskova Yu. V. Some issues of employment of disabled persons in the Russian Federation.
Пескова Юлия Владимировна, студентка Удмуртского государственного университета.
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в связи с реализацией права на труд граждан с ограниченными возможностями (инвалидов), проводится компаративный анализ зарубежного и регионального опыта, даются рекомендации по совершенствованию ответственности работодателя в отношении приема на работу инвалидов.
Ключевые слова: инвалиды, право на труд, работодатель, социальная защита инвалидов, квотирование рабочих мест для инвалидов.
The article examines issues connected with realization a right to work by people with disabilities (the disabled), provides a comparative analysis of international and regional experiences, recommendations on the improvement of employer’s liability in respect of employment of persons with disabilities.
Key words: disabled, right to work, employer, social protection of disabled, job quotas for the disabled.
На сегодняшний день в Российской Федерации инвалиды отнесены к категории малообеспеченных слоев населения, так как низкие доходы не позволяют идентифицировать их с какой-либо другой категорией граждан. Лицу с ограниченными возможностями здоровья трудно обеспечить себе достойный уровень жизни, так как на рынке труда, как правило, отсутствуют подходящие предложения, соответствующие его трудоспособности. Кроме того, многие работодатели отказываются заключать с инвалидами трудовой договор, так как прием на работу таких работников требует специальной процедуры и выполнения дополнительных условий, указанных в законодательстве Российской Федерации. Международная практика рекомендует государствам активно включать лиц с ограниченными возможностями здоровья в свободный рынок труда, и в качестве наиболее эффективной меры обеспечения такой поддержки определяет установление квот на рабочие места для инвалидов. Трудовое законодательство РФ по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов недостаточно проработано и содержит большое количество пробелов, которые затрудняют реализацию правового механизма квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве одной из первых проблем в регулировании данного вопроса следует назвать проблему отсутствия единого правового акта, который бы регулировал вопросы квотирования рабочих мест. Существовавшие ранее Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г., были единственным конкретизированным правовым актом, регулирующим вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов» содержит только общие положения, которых недостаточно для такого сложного правового механизма, как квотирование рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Полагаем, что необходимо принятие новых рекомендаций, которые регулировали бы данный вопрос. Названный Федеральный закон не раскрывает понятие «квоты», что затрудняет ее расчет. Однако в утративших силу Рекомендациях было дано определение категории «квота», под которой понималось «минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций». В настоящее время уровень квоты для лиц с ограниченными возможностями здоровья понизился. Ранее квота для приема на работу инвалидов устанавливалась для организаций, численность работников которой составляла более 30 человек, а процент квотируемых рабочих мест должен был составлять не менее 3%. В других странах уровень квотирования значительно выше, чем в России. Например, в Германии каждый работодатель, у которого численность работников составляет 10 человек, должен предоставить 6% рабочих мест инвалидам. Поэтому мы считаем, что законодателю необходимо вернуть в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. установленную ранее квоту для всех работодателей, разъяснить термин «квота» и механизм ее определения. Кроме того, целесообразно дифференцировать квоту в зависимости от количества работников, уточнив, что процент мест, предоставляемых в счет квоты, увеличивается в зависимости от количества работников предприятия. Также существует Перечень приоритетных профессий и специальностей, которые могут быть доступны инвалидами, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150. Однако данный Перечень устарел, так как с развитием рынка труда появились новые специальности и профессии, которые, к сожалению, не учитываются в данном Перечне, например, IT-специалист, логист, веб-дизайнер, корректировщик и др. Кроме того, в настоящее время не решен вопрос о привлечении работодателей к ответственности за отказ в приеме на работу инвалида, направленного к нему в счет квоты. Зачастую работодатель пренебрегает нормами законодательства о трудоустройстве и занятости инвалидов, так как отсутствуют четко установленные формы ответственности за такие правонарушения. До внесений изменений от 22 августа 2004 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривал, что в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты при приеме на работу инвалидов работодатели обязаны вносить ежемесячную обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты (ч. 4 ст. 21). То есть у работодателя был выбор: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо ежемесячно выплачивать обязательную плату за каждого нетрудоустроенного гражданина на эти места. В международной практике существует подобная система, и она получила название «квота-штраф». Данная система носит не карательный, а правовосстановительный характер, так как все полученные средства направляются на образование новых рабочих мест для инвалидов. В западных странах средства, полученные от штрафов, используются для привлечения в производство тяжелобольных инвалидов, а также расходуются в качестве субсидий к заработной плате инвалида. Таким образом, создаются дополнительные рабочие места для инвалидов и улучшаются условия их труда. На данный момент работодатель, отказывающий лицу с ограниченными возможностями здоровья в приеме на работу, может быть привлечен только к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ. Однако работодатель может быть привлечен к ответственности только при совершении противоправного, виновного деяния (ст. 2.1 КоАП РФ) и при условии, что он отказал в приеме на работу инвалида в счет квоты и не внес обязательные платежи в бюджет субъекта РФ, если внесение таких платежей предусмотрено законодательством субъекта РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что данный способ защиты инвалидов нельзя назвать равноценным по отношению к обязательным платежам. В ст. 5.42 КоАП РФ установлена административная ответственность в случае отказа в приеме на работу, а в случае невнесения обязательных платежей в счет квоты такая ответственность не предусмотрена, хотя ранее в законодательстве предусматривалась ответственность за невнесение обязательных платежей в счет квоты. Однако обязательные платежи по своей юридической природе не могут быть административным наказанием в виде штрафа, так как не отвечают следующим условиям. Во-первых, административная ответственность может наступить только при совершении административного правонарушения, т. е. при наличии вины, так как внесение обязательных платежей в счет квоты инвалида не требует наличие вины работодателя. Во-вторых, обязательные платежи зачастую несоразмерны затратам работодателя, связанным с приемом на работу инвалида. Некоторые авторы, например, Э. С Бондарева (2007) <1>, Ю. Б. Корсаненкова (2010) <2>, утверждают, что обязательные платежи в счет квоты не могут быть отнесены к понятию налога или сбора, данного законодателем в ст. 8 Налогового кодекса РФ, так как у обязательных платежей отсутствуют признаки обязательности и безвозмездности. ——————————— <1> Бондарева Э. С. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы реализации // Трудовое право. 2007. N 8. С. 64 — 69. <2> Корсаненкова Ю. Б. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы правового регулирования // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 2. С. 23 — 26.
По нашему мнению, необходимо внести изменения в ст. 5.42 КоАП РФ и дополнить еще одним составом правонарушения (невнесение обязательных платежей в счет квоты). Также необходимо увеличить размер штрафа, так как его размер необоснованно занижен и не способствует улучшению условий труда и занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, считаем необходимым дополнить ст. 5.42 КоАП РФ частью, устанавливающей ответственность за невнесение работодателем обязательных платежей в счет квоты, а также за предоставление необорудованного рабочего места инвалиду. Следует обратить внимание также на то, что в настоящее время имеет место нежелание работодателей принимать на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на установленные квоты, что снижает возможности инвалидов получить достойную работу по сравнению с другими категориями работников. По нашему мнению, целесообразно применять не только метод ответственности, но и метод поощрения работодателя при приеме на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Например, Закон Иркутской области от 10 июня 2003 г. «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» устанавливает преимущественное право на размещение областных государственных заказов в случае трудоустройства на данном предприятии лиц с ограниченными возможностями здоровья. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время носит фрагментарный характер, что усложняет его применение на практике. Поэтому главной проблемой при трудоустройстве инвалидов является отсутствие единого, детализированного проработанного правового акта, который регулировал бы вопросы квотирования рабочих мест для лиц с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, определял требования к рабочим местам для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
——————————————————————