Работа Комиссии по искоренению коррупции и роль официальных властей в борьбе с коррупцией в Индонезии

(Абидин С. З.)

(«Журнал российского права», 2012, N 7)

РАБОТА КОМИССИИ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ КОРРУПЦИИ И РОЛЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ

ВЛАСТЕЙ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ИНДОНЕЗИИ

С. З. АБИДИН

Абидин Саид Заинал, советник Комиссии по искоренению коррупции Республики Индонезия.

В статье рассматривается работа одного из центральных звеньев в системе борьбы с коррупцией Республики Индонезия — Комиссии по искоренению коррупции, а также произошедшие положительные перемены в стране с момента ее появления.

Ключевые слова: Комиссия по искоренению коррупции в Республике Индонезия, антикоррупционные меры, борьба с коррупцией, коррупционные правонарушения.

Activity of the corruption eradication Commission and role of official powers in fight against corruption

S. Z. Abidin

The article is devoted to the consideration of experience of the fight against corruption in Republic of Indonesia. The author examines activity of one of main links in system of the fight against corruption in Republic of Indonesia — Corruption Eradication Commission, and positive changes which took place from the moment of establishment of Corruption Eradication Commission.

Key words: Corruption Eradication Commission in Republic of Indonesia, anti-corruption measures, fight against corruption, corruption-related offences.

Индонезийская правовая система признала коррупцию в качестве преступления с того момента, когда произошла имплементация голландской колониальной правовой системы как собственной. Сохранилось достаточно материалов, подтверждающих образование различных антикоррупционных органов для борьбы с коррупцией в то время, но до образования Комиссии по искоренению коррупции эти органы не справлялись со своей задачей. Главная причина заключалась в том, что коррупция глубоко проникла в национальную систему, где была «стерта» политическая воля, потому что все были вовлечены в коррупционные процессы.

Падение режима Сухарто в 1998 г. обеспечило импульс для развертывания активности на государственном уровне, что первоначально включало в себя искоренение коррупции как предпосылку для восстановления и развития «здорового» общества, так как во время режима «нового порядка» Сухарто уверенность общественности в предпринимаемых усилиях правоохранительных органов, особенно в отношении борьбы с коррупцией, была на самом низком уровне.

В настоящее время доверие людей медленно восстанавливается, поскольку началась новая эра Реформы. Последние антикоррупционные меры совпали с общим национальным усилием по реформированию Индонезии, которая понесла большие потери во время азиатского финансового кризиса в конце 1990-х гг.

Индонезия сражается с коррупцией с 1957 г. Формирование Комиссии по искоренению коррупции продемонстрировало осознанное желание людей принимать активное участие в борьбе с этим злом. Комиссия по искоренению коррупции Индонезии была образована 29 декабря 2003 г. с целью уничтожить коррупцию. Комиссия независима от законодательной, исполнительной и судебной власти, в ее составе пять комиссаров и более 750 независимых сотрудников, она финансируется из государственного бюджета. Ежегодно Комиссия готовит доклады Президенту, Палате представителей и Государственному аудиторскому агентству.

В первые годы своей деятельности она походила на оазис посреди пустыни для людей, жаждущих уверенности в законе и равенства, так как была призвана стать лидером и проводником изменений в создании нации без коррупции. Комиссии был выдан мандат для проведения мероприятий по профессиональному и интенсивному искоренению коррупции для создания справедливого, преуспевающего и мирного общества.

Коррупция — это экстраординарное преступление, поэтому усилия по ее искоренению должны быть предприняты посредством экстраординарных средств. История показала, что традиционные методы по уничтожению коррупции были неэффективными. В течение долгого времени число коррупционных правонарушений только увеличивалось, а схемы коррупции приобретали все более сложный и системный характер. Кроме того, правительственные учреждения, занимающиеся случаями коррупции, функционировали неэффективно.

В Индонезии существуют три ведомства, уполномоченные рассматривать дела по коррупции: государственная полиция, Генеральная прокуратура и упомянутая Комиссия.

Комиссия уполномочена расследовать коррупционные преступления и преследовать сотрудников правоохранительных органов и государственных чиновников, которые совершили эти преступления, если их действия повлекли за собой существенную общественную опасность и нанесли ущерб государственному бюджету в размере 110 000 долларов и более.

В соответствии с законодательством Индонезии к обязанностям Комиссии относятся:

координация деятельности учреждений, уполномоченных бороться с коррупционными правонарушениями;

контроль учреждений, уполномоченных противодействовать коррупции;

проведение предварительных расследований и судебных преследований при установлении фактов коррупции;

проведение превентивных мероприятий по борьбе с коррупцией;

проведение мониторинга государственного управления.

Кроме проведения арестов коррупционеров и контроля за работой правоохранительных органов Комиссия также активно проводит превентивные мероприятия, особенно в ходе административной реформы. Это направлено на усиление роли правоохранительных органов в отношении контроля за публичными отношениями.

Координационная деятельность осуществляется в форме встреч с представителями Генеральной прокуратуры и полиции, где обсуждаются действия в области борьбы с коррупцией. Действия по контролю включают анализ и исследования, публикации результатов исследований и судебных преследований по фактам коррупции, которые были установлены полицией или Генеральной прокуратурой на основе уведомления о начале расследования, исходящего от Комиссии.

Комиссия успешно сотрудничает с иными заинтересованными лицами относительно расследований и судебных преследований по фактам коррупции. Как и правоохранительные органы, она занимается проведением мероприятий по искоренению коррупции и уполномочена по закону на проведение предварительных расследований и судебных преследований по делам рассматриваемой категории. Эти задачи выполняются при поддержке государственных и правительственных учреждений.

Одним из лучших индикаторов успеха Комиссии в выполнении своих репрессивных правоохранительных функций является возвращение украденных государственных активов. В течение первых лет существования Комиссии ее критиковали за то, что она не была способна возвращать активы, превышающие расходы на свою деятельность. Недавно ситуация резко поменялась. С 2005 по 2011 г. было возвращено приблизительно 100 млн. долл. украденных активов. Кроме того, в результате проведения масштабных превентивных мероприятий удалось сохранить около 17 млрд. долл. в государственном бюджете.

Успех работы Комиссии во многом зависел от внутренних факторов, которые включают:

1) ее независимость;

2) исчерпывающие полномочия правоохранительных органов, от предварительного расследования до судебного преследования, в отношении коррупционных преступлений;

3) полномочия по контролю и координации обработки случаев коррупции со стороны всех иных правоохранительных учреждений;

4) полномочия по записи разговоров;

5) отсутствие необходимости получения разрешения от властей на инициирование расследования против высших должностных лиц;

6) полномочия по запросу данных на имущество, налоговую и финансовую информацию в отношении подозреваемого или ответчика от соответствующих учреждений;

7) возможность приказать соответствующим учреждениям заблокировать счета подозреваемого, ответчика или третьих лиц;

8) возможность приостановить финансовые операции или временно аннулировать разрешение, лицензии и концессии, если есть признак того, что деятельность связана с коррупцией;

9) возможность приказать соответствующим учреждениям запретить подозреваемому выезд за границу;

10) помощь со стороны Интерпола Индонезии или правоохранительных органов других стран;

11) всесторонняя информационно-технологическая поддержка.

Однако очевидно, что коррупция не может быть уничтожена только посредством репрессий и наказаний, необходимы также эффективные превентивные стратегии, поэтому Комиссия предпринимает широкий диапазон мер по предотвращению коррупционных преступлений, в том числе:

создание и применение базы данных о доходах и имуществе правительственных чиновников высшего звена;

проведение политики вознаграждений;

проведение научных исследований по проблемам борьбы с коррупцией;

обучение общественности и распространение знаний в области борьбы с коррупцией.

Кроме того, Комиссия также учитывает опыт других стран по борьбе с коррупцией и ее предотвращению. В частности, показательна практика Гонконга, которая отчетливо демонстрирует, что любой серьезной программе по борьбе с коррупцией необходимо минимум два десятилетия, чтобы получить реальные результаты. В связи с этим стратегии по искоренению коррупции разработаны на долгосрочную перспективу и включают международное сотрудничество, поскольку коррупция становится все более глобальным преступлением, и активную поддержку со стороны общественности. Мы уверены, что будущее принесет более плодотворное сотрудничество в борьбе с коррупцией.

——————————————————————