Юридические аспекты проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации из числа гражданского персонала
(Савин И. Г.) («Право в Вооруженных Силах», 2014, N 2)
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА
И. Г. САВИН
Савин И. Г., профессор кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин РВВДКУ (ВИ), кандидат юридических наук, доцент.
Рассмотрены приоритеты в подготовке кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала, в том числе вопросы формирования высокопрофессионального педагогического корпуса образовательных организаций высшего образования Минобороны РФ.
Ключевые слова: военные учебные заведения, аттестация, приоритеты.
Legal aspects of the certification of civilian personnel of educational institutions of higher education Defense Ministry held the positions of teachers I. G. Savin
Considered priorities for training and military education and military science capacity building, including the issues of forming a highly professional teaching corps of educational institutions of higher education Defense Ministry.
Key words: military schools, certification, priorities.
В качестве одного из основных приоритетов развития военной организации государства Военная доктрина Российской Федерации устанавливает необходимость повышения качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивания военно-научного потенциала <1>. ——————————— <1> Пункт 31 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».
Одним из направлений указанного приоритета развития военной организации государства является формирование высокопрофессионального педагогического корпуса образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — вузов Министерства обороны Российской Федерации), способного на высоком уровне решать задачи, стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации на современном этапе. Формированию высокопрофессионального педагогического корпуса вузов Министерства обороны Российской Федерации способствует аттестация педагогических работников вузов Министерства обороны Российской Федерации, целью которой является оценка профессиональной деятельности работников и соответствия их занимаемым должностям. Аттестация призвана решить следующие задачи: — рациональное использование образовательного и творческого потенциала работников; — стимулирование работников к повышению их профессионального уровня; — организация деятельности образовательной организации по оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров. Целью настоящей статьи является разъяснение, прежде всего, начальникам вузов Министерства обороны Российской Федерации и сотрудникам кадровых органов (военнослужащим, проходящим военную службу в кадровых органах вузов Министерства обороны Российской Федерации) порядка проведения аттестации гражданского персонала вузов Министерства обороны Российской Федерации, занимающего должности педагогических работников. Самим педагогическим работникам вузов Министерства обороны Российской Федерации также будет полезно ознакомиться с правами, которые гарантирует им государство в период проведения аттестации на соответствие занимаемой должности. Одна из ошибок, которую могут допустить начальники вузов Министерства обороны Российской Федерации, заключается в том, что при проведении аттестации педагогических работников, не являющихся военнослужащими, используется нормативный правовой акт, регламентирующий проведение аттестации военнослужащих, которые проходят военную службу на должностях профессорско-преподавательского состава (в настоящее время это Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 444 «О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации»). Дело в том, что военнослужащий, проходящий службу на должности профессорско-преподавательского состава, имеет соответствующий статус, что предполагает применение в ходе его аттестации именно вышеуказанного Приказа Министра обороны Российской Федерации. Педагогический работник, не являющийся военнослужащим, хотя и работающий в вузе Министерства обороны Российской Федерации, это прежде всего работник, вследствие чего на него распространяется действие Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). И в данном случае имеет место принципиальная разница последствий аттестации. В соответствии с ТК РФ несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, является одним из оснований увольнения работника по инициативе работодателя <2>, в то время как аналогичных оснований увольнения военнослужащего (по результатам аттестации) законодательство, регулирующее вопросы прохождения военной службы, не предусматривает. ——————————— <2> Пункт 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В связи с вышесказанным порядок проведения аттестации работников более жестко урегулирован законодательством Российской Федерации. Так, ТК РФ определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (ст. 81), и уточняет, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (ст. 82). Что касается аттестации педагогических работников вузов, то в соответствии со ст. 332 ТК РФ их аттестация может проводиться до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника. Важным является дальнейшее указание на то, что Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таковым является Министерство образования и науки Российской Федерации <3>. ——————————— <3> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации».
Таким образом, Министерству обороны Российской Федерации право регулировать порядок проведения аттестации педагогических работников (в том числе вузов Министерства обороны Российской Федерации) не предоставлено. Вопросу проведения аттестации педагогических работников посвящена ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающая, что: — проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет (не чаще); — указанная аттестация осуществляется аттестационными комиссиями, которые самостоятельно формируются самими образовательными организациями (основанием является только приказ начальника вуза Министерства обороны Российской Федерации, в котором проводится указанная аттестация, а не приказы командующих родами войск и видами Вооруженных Сил Российской Федерации, которым указанные вузы подчинены). Непосредственно порядок проведения аттестации педагогических работников вузов (в том числе вузов Министерства обороны Российской Федерации) устанавливает Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников (далее — Положение), утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. N 284. Остановимся на данном Положении более подробно. В Положении перечислены категории педагогических работников, порядок проведения аттестации которых оно устанавливает: декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, ассистент. Пункт 3 Положения устанавливает критерии оценки профессиональной деятельности аттестуемых: — результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации, в том числе наличие ученых степеней и ученых званий; — личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ; — личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний; — участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий. Важным является исключение из числа аттестуемых следующих категорий работников: — проработавших в занимаемой должности менее двух лет; — беременных женщин, женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам; — находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Положение (п. 5) устанавливает, что аттестационная комиссия для проведения аттестации работников в вузе формируется на основании приказа начальника вуза. В составе указанной комиссии предусматривается наличие председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. При этом члены комиссии формируются из числа: — заведующих кафедрами; — руководителей других структурных подразделений; — высококвалифицированных научно-педагогических работников; — представителей кадровой и юридической служб; — представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. При необходимости в случае большой численности аттестуемых работников или в зависимости от специфики деятельности аттестуемых работников, а также при наличии в учреждении обособленных структурных подразделений допускается формирование нескольких аттестационных комиссий. Важным документом является график проведения аттестации, с которым должен быть ознакомлен каждый аттестуемый под подпись не позднее чем за месяц до проведения своей аттестации (п. 8 Положения). В случае отказа от подписи составляется соответствующий акт. Аттестация педагогического работника проводится на основании следующих характеризующих его документов: 1) представления кафедры, которое содержит: — объективную и всестороннюю оценку деятельности работника, исходя из квалификационных характеристик по занимаемой должности, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации, соответствующих категории работника, а также положения о соответствующем структурном подразделении и/или устава учреждения; — мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также результатов его профессиональной деятельности; 2) аттестационного листа работника. Положение не содержит образца оформления аттестационного листа, поэтому следует использовать форму, которая предлагается в разъяснениях по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приложение N 3), содержащихся в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 03-52/46 <4>. ——————————— <4> Вестн. образования России. 2010. N 18.
Пункт 10 Положения устанавливает обязанность кадрового органа провести ознакомление работника с представлением кафедры, поступившим в аттестационную комиссию, не позднее чем за две недели до дня проведения аттестации. В течение этого времени работник имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации, в том числе: а) список научных трудов по разделам: — монографии и главы в монографиях; — статьи в научных сборниках и периодических научных изданиях, патенты (свидетельства) на объекты интеллектуальной собственности; — публикации в материалах научных мероприятий; — публикации в зарегистрированных научных электронных изданиях; — препринты; — научно-популярные книги и статьи; б) наименования опубликованных учебных изданий или учебных изданий, в подготовке которых аттестуемый принимал участие; в) список учебно-методических пособий, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, дисциплин, модулей, контрольно-измерительных материалов, электронных образовательных ресурсов, в разработке которых аттестуемый принимал участие; г) сведения об объеме педагогической нагрузки, включая руководство курсовыми и дипломными проектами, практиками, научное руководство аспирантами (адъюнктами), консультирование докторантов; д) список грантов, контрактов и договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в выполнении которых участвовал работник, с указанием его конкретной роли; е) сведения о личном участии работника в научных мероприятиях (съезды, конференции, симпозиумы и иные научные мероприятия) с указанием статуса доклада (приглашенный, пленарный, секционный, стендовый) и уровня мероприятия (международное, всероссийское, региональное); ж) сведения об участии работника в редакционных коллегиях научно-педагогических периодических изданий; з) сведения об организации воспитательной работы с обучающимися; и) сведения о работе в государственных аттестационных комиссиях, советах по защите докторских и кандидатских диссертаций, экспертных советах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, иных советах или комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти; к) сведения о премиях и наградах за научную и педагогическую деятельность; л) сведения о повышении квалификации и другие сведения. Аттестуемый педагогический работник вправе также представить в аттестационную комиссию заявление с соответствующим обоснованием о своем несогласии с представлением кафедры. Положение устанавливает необходимость личного присутствия аттестуемого работника на заседании аттестационной комиссии. При неявке работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. В случае неявки работника по уважительной причине (временная нетрудоспособность, оплачиваемый или иной отпуск, служебная командировка и т. п.) аттестационная комиссия может назначить новый срок проведения аттестации. В этом случае при наличии письменного заявления работника, в котором он указывает на возможность проведения аттестации без его личного присутствия, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов и представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих. При равном количестве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности. При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании по своей кандидатуре не участвует. Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после подведения итогов голосования. По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: — соответствует занимаемой должности; — не соответствует занимаемой должности. В ходе заседания аттестационной комиссии ведется протокол. Результаты аттестации работника заносятся в аттестационный лист, с которым аттестованный работник должен быть ознакомлен под расписку в трехдневный срок со дня аттестации. Аттестационный лист и представление кафедры за аттестационный период хранятся в личном деле работника. Результаты аттестации отражаются в разделе IV «Аттестация» формы N Т-2 «Личная карточка работника» <5>. ——————————— <5> Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Материалы аттестации работников передаются работодателю не позднее пяти рабочих дней после ее завершения для принятия решений в соответствии с ТК РФ. Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 15 Положения в случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. По результатам аттестации начальник вуза Министерства обороны Российской Федерации выявляет лиц, не соответствующих занимаемой должности. Если такие лица были выявлены, то можно приступать к подготовке предложений о переводе педагогического работника на другие вакантные должности или увольнении. Необходимо помнить, что увольнение по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается только в случае, если отсутствует возможность перевода работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (допускается перевод как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии. В случае отказа работника от предложенного перевода начальник вуза Министерства обороны Российской Федерации издает приказ о расторжении трудового договора по унифицированной форме N Т-8 <6> и вносится запись в личную карточку формы N Т-2 и трудовую книжку, например: «Уволен в связи с несоответствием занимаемой должности, вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, п. 3 части первой ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации». Работник должен быть ознакомлен с приказом об увольнении под подпись. Он также должен поставить свою подпись в личной карточке формы N Т-2, в трудовой книжке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. ——————————— <6> Там же.
Если работник не согласен с процедурой увольнения по данному основанию, то он может обратиться в суд. В этом случае обязанность по доказыванию факта несоответствия работника занимаемой должности возлагается на начальника вуза Министерства обороны Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. 1. Целью проведения аттестации педагогических работников вузов Министерства обороны Российской Федерации является оценка их профессиональной деятельности и соответствия занимаемым должностям. Аттестация призвана решить задачи по рациональному использованию образовательного и творческого потенциала работников и стимулированию их к повышению своего профессионального уровня, а также по организации деятельности вуза Министерства обороны Российской Федерации в целях оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров. 2. Порядок проведения аттестации педагогических работников вузов Министерства обороны Российской Федерации определен Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. N 284. Наличие вышеуказанного Положения не препятствует изданию локального нормативного акта вуза Министерства обороны Российской Федерации, определяющего порядок проведения аттестации работников вуза, при условии, что, во-первых, его положения не будут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а во-вторых, указанный локальный правовой акт будет принят с учетом мнения представительного органа работников (предполагается, что это будет одно из приложений к коллективному договору). Необходимость принятия такого локального нормативного акта продиктована и возможностью проведения аттестации других категорий работников вуза Министерства обороны Российской Федерации, не являющихся научно-педагогическими работниками и государственными служащими, <7> порядок проведения аттестации которых не определен федеральными нормативными правовыми актами. ——————————— <7> Порядок их аттестации определен Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
3. Проведение аттестации педагогических работников вузов Министерства обороны Российской Федерации предполагает четкое выполнение установленной процедуры аттестации. Несоблюдение даже незначительных процедурных указаний (издание приказа полномочным лицом, своевременное оформление и ознакомление аттестуемого педагогического работника с документами, состав комиссии, доведение результатов аттестации и др.) ведет к отмене ее результатов в судебном порядке.
——————————————————————