Защита конституционных прав предпринимателей через систему социального партнерства
(Сошникова Т. А.) («Адвокат», 2011, N 12)
ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Т. А. СОШНИКОВА
Сошникова Тамара Аркадьевна, заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
В статье рассматривается защита прав предпринимателей-работодателей как элемент механизма правовой защиты прав предпринимателей.
Ключевые слова: конституция; свобода экономической деятельности; защита прав; социальное партнерство, коллективные договоры и соглашения.
Defence of constitutional rights of owners of a business through a system of social partnership T. A. Soshnikova
In article of T. A. Soshnikova defence of rights of owners of a business using hired workers, as an element of the mechanism of law defence of rights of owners of a business is considered.
Key words: the Constitution; freedom of economic activity; defence of rights; social partnership; collective treaties and agreements.
В соответствии со статьей 8 Конституции в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, на основе которых развивается предпринимательская деятельность. Защита собственности и прав предпринимателей осуществляется нормами гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и другого законодательства. Не менее важную роль в обеспечении такой защиты играют нормы законодательства о труде. Ведь именно Трудовой кодекс России определил в статье 1 главные цели трудового законодательства: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей <1>. А работодателями в соответствии со статьей 20 ТК РФ и являются юридические лица (организации) либо физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
Говоря о защите прав предпринимателей-работодателей, мы исходим из положения о том, что защиту прав следует понимать в узком и широком смысле слова. В узком смысле — это деятельность судебных и правоохранительных органов, направленная на восстановление нарушенных прав предпринимателей. А в широком смысле — это комплекс мер, принимаемых как государственными учреждениями, так и самими предпринимателями или другими участниками гражданского оборота, направленных на реализацию их прав и обязанностей. Таким образом, мы имеем полное право говорить о механизме защиты предпринимательства, одним из элементов которого являются нормы трудового законодательства о социальном партнерстве. В соответствии со статьей 23 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей (выделено нами. — Авт.) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Благодаря такому согласованию бизнес приобретает целый ряд преимуществ. Во-первых, он получает гарантии слаженной работы всего коллектива работников без угрозы забастовок и иных экономических и социальных потрясений. Во-вторых, работая в условиях стабильности, предпринимателю не приходится бегать по судам или оправдываться перед прокуратурой. Он может спокойно заниматься модернизацией производства, реализовывать мероприятия, направленные на повышение производительности труда и увеличение прибыльности своего бизнеса. В-третьих, что немаловажно, становясь социально ответственным, предприниматель вправе рассчитывать на привлечение дополнительных инвестиций как от отечественных, так и от зарубежных партнеров, а также на определенные преференции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому не случайно известный миллиардер Михаил Прохоров на встрече с Президентом в июле этого года заговорил о необходимости укрепления профсоюзов и составления на каждом предприятии коллективного договора, а в Программе партии «Правое дело» в качестве цели предусматриваются эффективная система защиты трудовых прав и социального страхования, развитые профсоюзы, капитализм «социального партнерства». Социальное партнерство может осуществляться в формах: — коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; — взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — участия работников, их представителей в управлении организацией; — участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Можно привести некоторые примеры, свидетельствующие о защите прав предпринимателей-работодателей через систему социального партнерства. В частности, Московское трехстороннее соглашение от 2 декабря 2010 г., заключенное на 2011 год между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, в пункте 1.2 предусматривает, что в случаях противоправных действий, направленных на получение контроля за управлением организацией, завладение правами на имущество юридического лица, рекомендовать собственникам этих организаций обращаться в Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы и незамедлительно информировать Московский городской штаб при правительстве Москвы по координации деятельности в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от противоправных поглощений и завладения имущественными правами и Секретариат Московской трехсторонней комиссии (МТК). В рамках трехстороннего сотрудничества было решено оказать поддержку организациям, способным обеспечить инновации в экономике, создав им дополнительные преференции для привлечения квалифицированных специалистов в отрасль. С этой целью запланировано провести в 2011 — 2013 гг. эксперимент в Зеленоградском административном округе города Москвы по строительству доходных домов для обеспечения жильем специалистов электронной промышленности Зеленограда (п. 4.15). Аналогичные меры принимаются для закрепления кадров бюджетных организаций города Москвы (п. 4.19). Московское трехстороннее соглашение, как и иные акты социального партнерства, заключаемые на уровне Российской Федерации и субъектов РФ, определяет общие принципы взаимоотношений между сторонами. Более конкретные обязательства принимаются социальными партнерами в отраслевых соглашениях и коллективных договорах. Таких соглашений по состоянию на декабрь 2010 г. по России зарегистрировано 58, ими охвачено более 45 миллионов работников, занятых в ведущих отраслях промышленности, строительства и транспорта. Так, в Отраслевом тарифном соглашении по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2011 — 2013 гг. указано, что целью Соглашения является объединение усилий сторон для сохранения социально-экономической стабильности в отрасли и конкурентоспособности организаций отрасли как обязательного условия повышения уровня жизни работников <2>. Для реализации поставленной цели стороны обязуются: ——————————— <2> Утверждено Горно-металлургическим профсоюзом РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса РФ» 22 декабря 2010 г.
— совместно добиваться достижения безопасного высокопроизводительного труда и повышения эффективности производства как обязательных условий обеспечения занятости и повышения уровня жизни работников (п. 2.4.1); — отстаивать общие интересы в органах законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, в общественных, некоммерческих и иных организациях (п. 2.4.3); — проводить консультации по проектам законодательных и нормативных актов (п. 2.4.4); — принимать меры по предупреждению трудовых конфликтов и коллективных трудовых споров, содействовать их конструктивному разрешению (п. 2.4.5); — способствовать проведению государственного мониторинга с целью оказания помощи работодателям в реструктуризации низкорентабельных и убыточных предприятий (производств) и разработки программ социальной поддержки работников (п. 2.5.5). Центральный Совет профсоюза, территориальные органы профсоюза и первичные профсоюзные организации обязуются: — воздерживаться от объявления забастовок, а также акций протеста, приводящих к нарушению технологического процесса или наносящих ущерб работодателю при соблюдении работодателями норм трудового законодательства, условий настоящего Соглашения и коллективных договоров (п. 2.6.4); — при наличии основания для объявления забастовки проводить предварительные консультации с работодателями и АМРОС в соответствии с действующим законодательством. Много критических замечаний высказывают сегодня отдельные работодатели по поводу требований профсоюзов и работников о повышении оплаты труда без учета роста производительности труда. Там, где развиты социально-партнерские отношения, стороны умеют договариваться и предусматривать нормы повышения заработной платы с учетом взаимных интересов. В частности, в анализируемом Соглашении указано, что на основе повышения эффективности производства и производительности труда работодатели должны обеспечить ежегодный рост средней заработной платы промышленно-производственного персонала горно-металлургического комплекса (отрасли) не менее 10%. А если финансовое состояние организации не позволяет работодателю обеспечить темпы роста заработной платы в соответствии с Соглашением, коллективным договором может быть предусмотрено иное значение этого показателя и разработан план мероприятий по поэтапному повышению темпов производительности труда и эффективности производства. Причем такой план является обязательным и должен прилагаться к коллективному договору. В Российской Федерации действуют почти 200 тысяч коллективных договоров, заключенных в организациях электроэнергетики, нефтегазовой отрасли, железнодорожного и автомобильного транспорта, в строительстве и других отраслях экономики. Большинство из них содержат нормы, в соответствии с которыми работники отказываются от проведения забастовок при условии выполнения работодателем коллективного договора. Кроме того, работодатели, подписавшие коллективный договор с представителями работников — профсоюзами, получают возможность минимизировать налог на прибыль, отчисления во внебюджетные фонды. В частности, статьей 255 НК РФ установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. При этом в силу пункта 25 указанной статьи к расходам на оплату труда, в частности, относятся другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. К таким расходам на практике относят оплату питания работников, содержание столовой, приобретение холодильников, чайников и прочего оборудования, которое способствует улучшению условий труда, а значит, повышению производительности. Сегодня через коллективный договор можно провести повышенную оплату суточных при направлении работников в командировки, расходы по найму жилого помещения, материальную помощь на рождение ребенка, похороны родственников, лечение и другие нужды. Эти расходы не будут облагаться страховыми взносами в силу статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (ред. от 28 ноября 2011 г.) <3>. ——————————— <3> См.: СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738. http://www. pravo. gov. ru. 29.11.2011.
Можно приводить и другие примеры, свидетельствующие о защите прав предпринимателей-работодателей через систему социального партнерства. Однако, к сожалению, большинство руководителей из-за своей недостаточной осведомленности слабо используют эти механизмы, зачастую препятствуют созданию профсоюзов в своих организациях, отказываются от заключения коллективных договоров. Никакой бизнес, зарегистрированный в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, не может развиваться без работников. Взаимодействие с ними в рамках социального партнерства способствует успешному развитию бизнеса и снижению рисков в предпринимательской деятельности.
——————————————————————