Обеспечение личной безопасности обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству

(Левченко О. В.) («Российский следователь», 2007, N 15)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО, СОДЕЙСТВУЮЩЕГО УГОЛОВНОМУ СУДОПРОИЗВОДСТВУ

О. В. ЛЕВЧЕНКО

Левченко О. В., заместитель прокурора Северо-Западного округа г. Москвы.

Обеспечение личной безопасности обвиняемого, оказывающего содействие в ходе производства по делу, является одной из важнейших гарантией обеспечения прав и законных интересов данного субъекта уголовно-процессуальных отношений. В последние годы ученые-юристы повышенное внимание уделяют изучению особенностей государственной защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения <1>. Вместе с тем недостаточно исследованы проблемы обеспечения личной безопасности лиц, совершивших преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, организованной группы (организацией) и содействующих уголовному судопроизводству. А ведь именно благодаря умелой работе с этими лицами, которые были близки к планированию и осуществлению организованного преступления, органы предварительного расследования могут получить важную информацию о подготовке и реализации противоправного деяния, о закулисных руководителях и преступных связях. Такая информация способна раскрыть механизм преступления, проникнуть в глубоко законспирированные структуры преступных организаций и объединений. ——————————— <1> См.: Евстратенко Е. В. Защита свидетелей и потерпевших в уголовном процессе России: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2004; Шевченко К. Д. Процессуальные аспекты государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

Необходимость изучения проблем обеспечения личной безопасности обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству, диктуют и результаты изучения судебно-следственной практики. В последние годы существенно увеличилось количество незаконных воздействий на виновных в совершении преступлений лиц, оказывающих содействие органам предварительного расследования <2>. Как правило, это связано с тем, что их деятельность противоречит интересам соучастников преступного деяния или иных лиц, противодействующих следствию и судебному разбирательству. ——————————— <2> См.: Зайцев О. А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2002. С. 55 — 60; Фадеева М. П. Теория и практика государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 43 — 45.

Повышенного внимания заслуживают положения нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <3>, вступившего в силу с 1 июля 2002 г., в котором отчетливо прослеживается системный подход к формированию уголовно-процессуальных мер безопасности участников уголовного судопроизводства. В данном законе впервые сформулированы конкретные меры безопасности, применяемые на различных стадиях уголовного судопроизводства. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.

В ст. 11 УПК РФ закреплен такой принцип процесса, как охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. В соответствии с ч. 3 данной статьи одной из составляющих данного принципа является обеспечение безопасности потерпевшего, свидетеля, иных участников уголовного судопроизводства, их близких родственников, родственников и близких лиц — при наличии достаточных данных о том, что кому-либо из перечисленных лиц угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными деяниями. Следует отметить, что диспозиция ч. 3 ст. 11 УПК РФ представляет больше правовых гарантий участникам уголовного судопроизводства, чем ст. 309 УК РФ, где указан ограниченный перечень посягательств на данных лиц. В частности, в ст. 309 УК установлена ответственность за посягательства в форме подкупа (ч. 1) и понуждения, принуждения, соединенных с шантажом, угрозой убийства, причинения вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества (ч. 2). В свою очередь, ч. 3 ст. 11 УПК РФ содержит открытый перечень опасных противоправных деяний. Также ч. 3 ст. 11 УПК РФ существенным образом расширила круг защищаемых участников уголовного судопроизводства. В соответствии с уголовным законодательством уголовно-правовая защита обеспечивается только тем субъектам уголовно-процессуальных отношений, которые указаны в ст. ст. 295, 296, 302, 309 УК РФ. Новое уголовно-процессуальное законодательство распространяет возможность применения уголовно-процессуальных мер безопасности на всех участников уголовного судопроизводства, в том числе и на обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству, и его близких. К числу последних законодатель относит следующих лиц: близких родственников, предусмотренных п. 4 ст. 5 УПК (супругов, родителей, детей, усыновителей, родных братьев и сестер, дедушек и бабушек); родственников, круг которых закреплен п. 37 ст. 5 УПК (все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве); близких лиц, предусмотренных п. 3 ст. 5 УПК (иных, за исключением близких родственников и родственников, лиц, состоящих в свойстве с участником процесса, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых ему дороги в силу сложившихся личных отношений). Следует отметить, что в УПК законодатель необоснованно применил понятие «близкие лица» относительно только к таким участникам уголовного судопроизводства, как потерпевшие и свидетели. А ведь на практике известны многочисленные случаи противоправного воздействия как на подозреваемых и обвиняемых, оказывающих помощь правосудию, так и на других лиц, содействующих уголовному судопроизводству (экспертов, специалистов, переводчиков и даже понятых). Мы полностью поддерживаем высказанное в юридической литературе предложение о распространении понятия «близкие лица» на любых субъектов уголовно-процессуальных отношений <4>. ——————————— <4> См., например: Епихин А. Ю. Концепция безопасности личности в уголовном процессе. Сыктывкар, 2000. С. 44 — 45.

Согласно УПК отдельные уголовно-процессуальные меры могут быть применены только в отношении ограниченного круга субъектов уголовно-процессуальных отношений. В частности, требование об изъятии сведений о личности защищаемых лиц из протоколов процессуальных действий в целях безопасности ограничивается только потерпевшим, его представителем, свидетелем и их близкими (ч. 9 ст. 166 УПК РФ). Мы солидарны с теми авторами, которые считают возможным применение всех установленных законом уголовно-процессуальных мер безопасности в отношении любого участника уголовного судопроизводства со ссылкой на ч. 3 ст. 11 УПК РФ как норму-принцип общего характера <5>. С учетом этого с целью устранения неоднозначности толкования и формальной неопределенности положений ч. 3 ст. 11 УПК из действующей редакции рассматриваемой нормы следует исключить слова «потерпевшему, свидетелю или иным». Таким образом, действие ч. 3 ст. 11 УПК будет распространено на всех без исключения участников уголовного судопроизводства. ——————————— <5> См.: Епихин А. Правовое регулирование норм безопасности // Законность. 2003. N 5. С. 48; Хрипченко С. Н. Защита участников уголовного судопроизводства как форма охраны прав и свобод человека и гражданина // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Вып. 1. Оренбург, 2004. С. 155 — 156.

Также следует согласиться с предложением Ф. Ю. Епихина о том, чтобы в ч. 3 ст. 11 УПК РФ использовать термин «обязаны», как это сделано, например, в ч. 1 ст. 11 УПК РФ применительно к установлению обязанности должностных лиц процесса по разъяснению прав, обязанностей и ответственности участникам процесса <6>. ——————————— <6> См.: Епихин А. Ю., Наймушин М. Е. Реализация положений концепции национальной безопасности Российской Федерации в уголовном судопроизводстве: обеспечение безопасности личности // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере. Сыктывкар, 2004. С. 145 — 146.

В ст. 11 УПК РФ имеется указание на применение только пяти мер процессуальной безопасности субъектов уголовно-процессуальных отношений, что существенным образом ограничивает полномочия должностного лица, в чьем производстве находится дело, и не позволяет фактически применить другие меры безопасности. В этой связи целесообразно дополнить формулировку ч. 3 ст. 11 УПК РФ, например, такой фразой «и иными нормами настоящего Кодекса…», что позволит применять меры безопасности, не только названные в ч. 3 ст. 11 УПК РФ. В большинстве случаев формы воздействия на участников уголовного судопроизводства представляют собой активные действия, которые сами по себе могут образовывать состав преступления. Вместе с тем данные формы воздействия могут находиться и за пределами уголовно наказуемых норм. К ним можно отнести регулярные анонимные звонки по месту жительства или работы, постоянное сопровождение на улицах, демонстративное фотографирование или видеосъемка, стук в дверь квартиры в ночное время, разбитие окон, появление рядом с домом автомашин с подозрительными людьми и др. <7>. ——————————— <7> См.: Мельников Ю. А. Защита лиц, содействующих правосудию // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Вып. 1. Оренбург, 2004. С. 318; Сухарев А. Кто же выиграл от введения нового УПК // Российская Федерация сегодня. 2005. N 18. С. 36.

С учетом этого следует согласиться с предложениями, высказываемыми в юридической литературе, относительно расширения диспозиции ч. 3 ст. 11 УПК РФ, обязав суд и правоохранительные органы принимать уголовно-процессуальные меры безопасности не только в результате угрозы опасными противоправными деяниями, но и, как следствие, проявления иных форм воздействия <8>. ——————————— <8> См.: Антошина А. А. Меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации // Новый Уголовно-процессуальный кодекс России в действии. М., 2004. С. 110; Янин С. А. Правовые и организационно-технические проблемы государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, на стадии предварительного расследования: Дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. С. 38; Замылин Е. И. О пробелах УПК России в части обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // Совершенствование норм и институтов Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Омск, 2006. С. 205.

Изучение судебно-следственной практики позволяет сделать вывод о том, что в ходе оказания противоправного воздействия на обвиняемых, оказывающих содействие уголовному судопроизводству, как правило, преследуются следующие цели: отказ или уклонение от дачи правдивых показаний; изменение или дача заведомо ложных показаний; изменение, утаивание или уничтожение предметов и документов, которые могли бы служить доказательствами по уголовному делу; месть за оказание содействия органам предварительного расследования. С момента получения данных о том, что на обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству, оказывается или может быть оказано противоправное воздействие, следователь должен: проанализировать полученную информацию и дать ей оценку; предусмотреть возможные варианты давления на обвиняемого; принять решение, в котором необходимо определить вид и объем мер защиты. Прежде всего, следователь должен изучить поступившую из оперативных служб или полученную следственным путем информацию. При этом он должен учитывать: личностные качества обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству, которые могут повлечь неверное восприятие им сущности и содержания действий, исходящих от других лиц; личностные качества иных привлекаемых к уголовной ответственности лиц; наличие у обвиняемого преступного окружения и невыявленных соучастников, оказание ими противоправного воздействия по предыдущим делам; осведомленность виновных в совершении преступления лиц о состоянии расследования, содержании имеющихся доказательств; критерии, связанные с производством по делу (тяжесть преступления, способ и обстоятельства его совершения, размер ожидаемого наказания, доказательная значимость показаний лица, содействующего судопроизводству, и т. п.). Необходимо отметить, что квалифицированную оценку степени угрожающей опасности прежде всего в состоянии произвести следователь (дознаватель), осуществляющий расследование основного дела. Он точнее других информирован как о совершенном преступлении, так и о виновных в нем лицах, их поведении в период следствия и способности применить насилие <9>. ——————————— <9> См.: Щерба С. П., Зайцев О. А. Обеспечение личных, имущественных и иных прав потерпевших и свидетелей на предварительном следствии. М., 1994. С. 27 — 29.

Под угрозой применения опасных противоправных деяний на лицо, содействующее уголовному судопроизводству, следует понимать умышленные действия обвиняемых или иных лиц, побуждающие к исполнению предъявленного требования, или препятствующие установлению истины по делу с целью уклонения виновных от справедливого наказания, или совершаемые из мести за добросовестное участие в уголовном судопроизводстве. Степень опасности деяний рекомендуется оценивать с учетом уже имевших место реальных или ожидаемых посягательств на права и законные интересы обвиняемого, содействующего правосудию. При этом не имеет значения, от кого исходит угроза посягательства — другого подозреваемого, его родных и близких или других лиц, заинтересованных в принятии по делу необоснованных решений. Прежде всего важен сам факт наличия такой угрозы, с чьей бы стороны она ни исходила. Моделирование возможных вариантов давления на участника процесса, определение вида и объема мер защиты всегда зависят от конкретного случая и определяются степенью опасности <10>. При этом следователь должен учитывать меры безопасности, закрепленные Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»: ——————————— <10> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002. С. 51 — 52.

1) личную охрану, охрану жилища и имущества; 2) выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замену документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место; 9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое (ст. 6 Закона). В данном Законе также предусмотрены конкретные основания для применения мер безопасности, механизм принятия решения об их введении в действие, порядок реализации и отмены, а также ответственность за нарушение установленных законом требований. В частности, основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты (ст. 16 Закона). В ходе расследования уголовного дела следователь должен принимать необходимые меры, направленные на недопустимость распространения информации об обвиняемом, содействующем уголовному судопроизводству. В связи с этим следует исключить контакты лиц, содействующих судопроизводству, с лицами, заинтересованными в принятии по делу незаконного решения. Рекомендуется тщательно продумывать время и место допроса, а также порядок вызова по уголовному делу обвиняемых, в отношении которых применена мера пресечения в виде подписки о невыезде. Защищаемому лицу необходимо разъяснить, каким образом следует вести себя в случае оказания в отношении его противоправного воздействия. При этом должна сообщаться информация о способах оповещения правоохранительных органов при наличии угрозы его жизни, здоровью, имуществу, должны доводиться сведения о соответствующих адресах, телефонах, а также фамилиях сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в рамках уголовного дела. При необходимости следователь вправе направить в информационно-справочные фонды письма с требованием обеспечения конфиденциальности сведений о личности обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству. В данных письмах следует указать, какие именно сведения о защищаемых лицах должны быть изъяты, где они должны храниться и кого необходимо информировать в случае поступления письменных или устных запросов от юридических и физических лиц об адресах, телефонах и другой информации, касающейся защищаемых лиц. Также рекомендуется своевременно предупредить защитника, эксперта, специалиста, переводчика и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без разрешения следователя ставших им известными данных предварительного следствия, в том числе и о личности обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству (ст. 161 УПК). В обязательном порядке от указанных лиц следует отбирать соответствующую подписку, так как уголовная ответственность по ст. 310 УК возможна лишь при ее нарушении <11>. ——————————— <11> См.: Зайцев О. А. Указ. соч. С. 285 — 288.

В заключение необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 200 утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы». Указанный документ является следующим этапом создания российской системы государственной защиты участников уголовного судопроизводства, в том числе и обвиняемого, содействующего уголовному судопроизводству. Предполагается, что в ходе реализации Государственной программы меры государственной защиты будут применены в отношении свыше 60 тысяч защищаемых лиц. При этом не имеют значения их гражданство, национальность, пол, имущественное, должностное и социальное положение, образование, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения.

——————————————————————