Развитие научных положений психологической теории деятельности в современных концепциях построения спортивной тренировки

(Германов Г. Н., Никитушкин В. Г.) («Юридическая психология», 2013, N 1)

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ПОСТРОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ <*>

Г. Н. ГЕРМАНОВ, В. Г. НИКИТУШКИН

——————————— <*> Germanov G. N., Nikitushkin V. G. Development of scientific provisions of psychological theory of activity in contemporary conceptions of construction of an athletic training.

Германов Геннадий Николаевич, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ.

Никитушкин Виктор Григорьевич, заведующий кафедрой теории и методики спортивной тренировки, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ.

В исследовании получила дальнейшее развитие применительно к сфере физкультурно-спортивной деятельности психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева, который в рамках деятельностного подхода актуализировал важнейшую теоретическую проблему психологии — проблему макро — и микроструктуры человеческой деятельности, очерченную в понятиях «деятельность — действие — операция — функциональный блок», в которой: деятельность определяется мотивом; действие определяется целью; операция определяется конкретными условиями ее протекания. В качестве исполнительной формы двигательного действия, целенаправленного на выполнение двигательной задачи, где достижение должной результативности определяется условиями и требованиями его выполнения, рассматривается двигательное (тренировочное) задание — ДЗ (ТЗ).

Ключевые слова: психологическая теория деятельности, деятельностный подход, действие, двигательная задача, двигательное задание, операции, условия задания, упражнение, нагрузка, спортивная тренировка, построение.

In a study concerning the scope of sports and sports activities, was further developed a psychological theory of activity by A. Leontief, who with the help of the activity approach actualized important theoretical problems of psychology — the problem of macro — and microstructure of human activity and outlined it in the terms of «activity — action — operation — the functional unit», in which the activity is determined by the motive, the action — by the main goal and the operation — by the specific conditions of its occurrence. The training task is considered as an executive form of motor actions, focused on the execution of a motor task, where performance is determined by the achievement of proper terms and conditions.

Key words: psychological theory of activity, the activity approach, methodology, action, motor tasks, training task, activity, task clause, exercise, training load, sports training, building-up.

Теория деятельности <1> — система теоретических и методологических принципов в изучении психических феноменов, где психика и сознание, их развитие и формирование рассматриваются в различных формах предметной деятельности субъекта. В основе исследовательского подхода лежит деятельность, опосредующая все психические процессы. На основе этого положения в 1930-х гг. XX в. С. Л. Рубинштейн (1889 — 1960 гг.) формулирует основной принцип — «единство сознания и деятельности». Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Сознание признается как реальность и может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. С. Л. Рубинштейн [14] пишет: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». А. Н. Леонтьев (1903 — 1979 гг.) далее развил общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность в сопоставлении с деятельностью, сознание встроено и неразрывно связано с ней». ——————————— <1> Здесь и далее выделение курсивом в тексте — авторский прием, подчеркивающий значение выделенного термина или фразы.

А. Н. Леонтьев [10. С. 75 — 80] пишет, что «<…> <2> человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий; подобно тому, как с понятием деятельности соотносится понятие мотива — деятельности без мотива не бывает, так и с понятием действия соотносится понятие цели; действием называем процесс, подчиненный сознательной цели [С. 76]; <…> действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель; конкретный процесс — внешний или внутренний, — по отношению к мотиву выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели — в качестве действия или совокупности, цепи действий. <…> Вместе с тем деятельность и действие предстают как не совпадающие между собой реальности. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности вообще ничего не останется; действия — это не особые «отдельности», которые включаются в состав деятельности; одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную самостоятельность. <…> ——————————— <2> <…> Здесь и далее: данным знаком обозначены сокращения текста при ссылке на оригинал работы. — Прим. авт.

В связи с выделением понятия действия как важнейшей «образующей» человеческой деятельности (ее момента) нужно принять во внимание, что сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. <…> Другая важная сторона процесса целеобразования состоит в конкретизации цели, в выделении условий ее достижения; цели даны в объективных обстоятельствах». А. Н. Леонтьев отмечает [С. 78], что всякая цель конкретизируется в некоторой предметной ситуации, причем «<…> помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто), действие имеет свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях. Поэтому действие имеет особое качество, особую его «образующую», а именно способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия называются операциями. Действия соотносительны целям, операции — условиям <…>. Итак, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет, во-первых, отдельные (особенные) деятельности — по критерию побуждающих их мотивов; далее выделяются действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям; наконец, это операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру <…>» (А. Н. Леонтьев, 1977 <3>). Таким образом, в рамках деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым была актуализирована важнейшая теоретическая проблема психологии — проблема макро — и микроструктуры человеческой деятельности, очерченная в понятиях «деятельность — действие — операция — функциональный блок». ——————————— <3> Первое оригинальное издание: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Проведем теоретический анализ научных концепций и методологических подходов в построении начальных звеньев процесса упражнений и рассмотрим возможности дальнейшего развития учения о микроструктуре человеческой деятельности на примере спортивно-тренировочной деятельности. Напомним, что в работах классиков психологии [9, 10, 14] деятельность представляется в структурно-функциональном плане как макро-мезо-микропроцесс, где связующая цепь отношений опосредуется цепочкой понятий «деятельность — действие — операция», в которой: — деятельность определяется мотивом; — действие определяется целью; — операция определяется конкретными условиями ее протекания. Л. П. Матвеев, 1964 <…> 2010 <4> [11, 12] выделяет в качестве основополагающего к организации двигательной деятельности структурно-функциональный подход, отмечает его как основополагающую закономерность системного построения процесса упражнений. Современные взгляды на основы построения спортивной тренировки так или иначе связаны с признанием трех уровней в ее структуре: ——————————— <4> Здесь и далее <> данный знак обозначает период времени, в который опубликованы основополагающие для науки работы автора, включая посмертные издания. — Прим. авт.

1) уровень микроструктуры — это структура отдельного тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий; 2) уровень мезоструктуры — структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов; 3) уровень макроструктуры — структура больших тренировочных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных и многолетних. В своих работах Л. П. Матвеев детально рассматривает крупные формы построения спортивной тренировки в виде микро-, мезо — и макроциклов и недостаточно определенно рассуждает о микроформах (малых, первичных формах) тренировочного процесса. Автор пишет [С. 56 — 57]: «Конкретная направленность деятельности спортсмена в тренировке непосредственно зависит от четкой постановки задач на каждое тренировочное занятие, где решение задач достигается с помощью тренировочных заданий; последние планируются в соответствии с целью и логической последовательностью воплощения и реализации основополагающих принципов и закономерностей тренировочного процесса и корректируются в зависимости от фактического эффекта тренировки [С. 56]. <…> Важное значение имеет постановка индивидуализированных двигательных заданий (ДЗ), предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров; постановка таких заданий служит основным способом конкретизации частных задач, решаемых в каждом занятии [С. 26]». Справедливости ради скажем, что в новом издании учебника указанный абзац из текста исчез и был заменен выражением «расчет достигаемых параметров упражнений» [10, С. 146]; видимо, в связи с неопределенностью понимания данного термина автору пришлось отказаться от его употребления, и сущность двигательного задания была сведена к процессу упражнения. Современные представления о микроструктуре спортивной деятельности выражены понятиями, выражающими как структурную упорядоченность тренировочного процесса, так и функциональные характеристики двигательной деятельности, что находит свое отражение в различных педагогических терминах и понятиях. Так, у Л. П. Матвеева [10 — 11] мы находим «микросеансы тренировочных упражнений» как малую форму занятий, у Ю. В. Верхошанского [3] — «тренировочный сеанс». А. П. Бондарчук [2] указывает на первичность упражнений в функциональной организации двигательной деятельности, выделяя, как и В. Н. Платонов [13], «модели отдельных тренировочных упражнений и их комплексы». В. Б. Иссурин [8] главным элементом содержания тренировки утверждает «ключевое упражнение (или ключевое задание)», отождествляя эти понятия. А. Н. Воробьев [4] в качестве функциональной единицы выделяет «элементарную нагрузку», а на более высоком уровне организации — «комплекс нагрузок». С. С. Гордон [7] такой структурно-функциональный комплекс называет «параметрической тренировкой, программой». А. А. Шамардин [15] в качестве основных структурных единиц предлагает использовать «фрагменты», т. е. отдельные тренировочные занятия, «модули», «блоки» занятий. В. К. Бальсевич [1] в качестве первичной организационной формы тренировочного процесса выделяет «пуловые занятия», состоящие из «минимизированных комплексов однонаправленных, структурно организованных тренировочных воздействий», где планирование тренировочных нагрузок идет «от состояния спортсмена», осуществляется «в связи с данными перманентного развития подготовленности спортсмена». Такие разнообразные и противоречивые теоретические взгляды не способствуют формированию единой методологии в организации двигательной деятельности и построении спортивно-педагогического процесса. Возникает противоречие между старым усвоенным знанием и новыми знаниями оперативно-текущего управления двигательной деятельностью занимающихся, полученными в ходе решения задач построения спортивной тренировки, где исходной структурно-функциональной единицей спортивно-педагогического процесса рассматривается «двигательное задание». Итак, в качестве исходной дидактической функционально-структурной единицы мы предлагаем рассматривать «двигательное (тренировочное) задание — ДЗ (ТЗ)» (Г. Н. Германов, 2011 [5]). В отечественной дидактике «задание» рассматривается как центральная категория в числе дефиниций, которые составляют основу понятийного аппарата теории воспитания, обучения и образования человека и широко используются в педагогическом процессе. Если рассмотреть содержание и структуру двигательного задания, то можно обнаружить, что упор в них сделан на деятельностном и результативном аспектах, поскольку субъекту предписывается совершить действие, получить некоторый результат. Первый структурный компонент любого задания при предписании совершить определенное действие — это требование найти искомый результат, или цель задания. Второй структурный компонент задания — это исходные данные, или условия задания. Искомое находится в определенной зависимости от данного, что выражается системой причинно-следственных связей, и это требует установления оптимального отношения между искомым и данным. Третьим компонентом задания в процессуальном аспекте будет реализация отношения между данным и искомым, т. е. поиск способа решения, нахождение операций, составляющих процесс решения, осуществление этих операций, выполнение конкретного действия (рис. 1).

< Цель достижение программируемых функциональных /\ сдвигов в ведущих системах организма (тренировочных эффектов):

Задачи — в обучении двигательным действиям — в воспитании физических качеств — в совершенствовании технико-тактического мастерства и сопряженном повышении физической подготовленности при учете характера воздействия соревновательного упражнения и т. д. \/ Тренировочное Технологическая форма задание > организации упражнения

\/ параметры нагрузки

\/ > Тренировочный эффект

Рис. 1. Соотношение структурных элементов тренировочного задания

Выполнив предварительный структурно-содержательный анализ категории «двигательное задание», определим требования к его построению. Эти требования можно свести к трем основным элементам: цель, определяющая состояние, которое необходимо достичь в результате выполнения двигательного действия; условия, которые способствуют или препятствуют достижению поставленной цели; тренировочный эффект — итог-результат выполненного двигательного действия. Итак, в основе ДЗ лежит двигательный функциональный запрос, где оперативная задача (цель), количественно характеризуемая, достигается в результате точного сочетания воздействующих факторов — длительности, интенсивности упражнения, числа повторений, интервалов отдыха, что требует жесткой регламентации нагрузки для достижения поставленной цели. Только в таком «суперточечном» варианте — «двигательном задании» — может быть достигнут ожидаемый эффект от воздействия выверенных нагрузочных факторов на кинезиологические системы человека. Укажем, что типичной характерной чертой ДЗ является его стандартизация, где конструктивные черты ДЗ (ТЗ) взаимообусловлены и определяются фактом должного эффекта, когда назначенное задание приводит к достижению не любого, а определенного, необходимого результата. Задание указывает собой нечто должное, предписанное, содержит в себе условия и требования, которые необходимо соблюсти, в противном случае оно не будет выполнено. Как видно из ряда работ [2], в теоретической литературе, и тем более в методических разработках, термин «задание» часто подменяется термином «упражнение». Разграничивая понятия «упражнение» и «задание», мы должны отметить, что формальное отличие упражнения от задания представлено пониманием упражнения как одноактного приема двигательной активности, поскольку наличие других компонентов, структурирующих задание, и в первую очередь связанных с результирующим целеполаганием, отсутствует. Таким образом, специалисты и практики едины в том, что отдельное выполненное упражнение не приводит к решению поставленной двигательной задачи, даже по отношению к частной промежуточной цели. Лишь системное, многократное повторение, т. н. «упражняемость», дает конечный эффект, поэтому упражнения объединяют в системы, подсистемы, комплексы, представляют в виде различных структур и конструкций. Многие исследователи отождествляют задание с нагрузкой. Несмотря на очевидность различий в понимании терминов «двигательное задание» и «тренировочная нагрузка», поскольку различие диктуется рассмотрением этих терминов в значениях «форма» и «функция», в работах по теоретическому обоснованию методологических подходов к организации двигательной деятельности наблюдается их явное отождествление. Задание нельзя приравнять или свести к упражнению, тренировочной нагрузке, оно в процессуальном плане возвышается над ними, вбирает их в себя и интегрирует как структурные элементы, устанавливает, что их организация определяется целевой задачей достижения результирующих показателей. Рассматривая новые подходы к организации двигательной деятельности в микроструктуре спортивной тренировки, мы признаем ДЗ как конструирующую основу целостного процесса, как первичную функциональную единицу в организации двигательной деятельности, включенную в структурные составляющие более крупных единиц спортивно-тренировочной деятельности, и указываем на первичные звенья в конструкции урока-тренировки и микроциклов — отдельное задание, блок заданий, линейную совокупность блоков, модулей заданий, их вертикальное ранжирование и прочее. В исследовании были сформулированы научные положения в конструировании двигательных заданий [5], эти принципиальные установки получили следующее методологическое звучание. 1. Двигательное задание следует рассматривать как исполнительную форму двигательного действия, целенаправленного на выполнение двигательной задачи, где достижение должной результативности определяется условиями и требованиями его выполнения. 2. Методология конструирования двигательных заданий требует знания педагогических и физиологических характеристик двигательной деятельности, выявления наиболее информативных показателей, рассматривает их в виде параметров оптимизации двигательной деятельности в технологиях проектирования тренирующих воздействий. 3. Методология конструирования двигательных заданий предусматривает учет характерных условий для достижения поставленной цели, выявление закономерных отношений между факторами влияния и результирующими показателями в задании, определение оптимальных характеристик двигательных заданий. 4. Методология конструирования двигательных заданий рассматривает планирование модельных экспериментов при поиске оптимальных условий как необходимую часть теоретического моделирования, позволяющего предписывать, нормировать характер тренировочной деятельности, устанавливающего оптимальные количественные параметры нагрузок в заданиях. 5. Методология организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов предусматривает проектно-технологические системы модельно-целевого проектирования, пошаговой регламентации двигательных заданий, что существенно повышает эффективность спортивно-тренировочного процесса. 6. Методология организации двигательной деятельности в системе оперативно-текущего управления подготовкой спортсменов согласуется с построением индивидуальных программ физической активности ее участников и предусматривает индивидуализацию спортивной подготовки с использованием двигательных заданий, что обеспечивает высокую продуктивность спортивно-педагогического процесса. Теоретическое осмысление микроформ двигательной деятельности требует продвижения соответствующих научных концепций, утверждения передовых методологических подходов к организации процесса спортивной тренировки, и в этом плане можно говорить о формировании новой области научно-методического знания — теории двигательных заданий.

Список литературы

1. Бальсевич В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека. М.: Советский спорт, 2009. 2. Бондарчук А. П. Периодизация спортивной тренировки. Киев: Олимпийская литература, 2005. 3. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 4. Воробьев А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физкультура и спорт, 1989. 5. Германов Г. Н. Методология конструирования двигательных заданий в спортивно-педагогическом процессе: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. Волгоград, 2011. 6. Годик М. А., Скородумова А. П. Комплексный контроль в спортивных играх. М.: Советский спорт, 2010. 7. Гордон С. М. Спортивная тренировка: Науч.-метод. пособие. М.: Физическая культура, 2008. 8. Иссурин В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: Монография. М.: Советский спорт, 2010. 9. Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. 10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 11. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2008. 12. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для вузов физ. культуры. 5-е изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2010. 13. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: Учебник тренера высшей квалификации. М.: Советский спорт, 2005. 14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 15. Шамардин А. А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04. СПб., 2009.

——————————————————————