Надзор за исполнением водного законодательства
(Бухарина Е. М.)
(«Законность», 2012, N 2)
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Е. М. БУХАРИНА
Бухарина Елена Михайловна, начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Санкт-Петербурга, старший советник юстиции.
Статья посвящена такой актуальной для Санкт-Петербурга проблеме, как соблюдение хозяйствующими субъектами водного законодательства.
Ключевые слова: водное законодательство; прокуратура; очистка водоемов; исковая работа.
Supervision of the execution of water legislation
E. M. Bukharin
The article is devoted to a topical issue of St. Petersburg as the observance of the economic entities of the water legislation.
Key words: water law; the prosecutor’s office; cleaning reservoirs; lawsuit work.
Решение экологических проблем — одна из приоритетных задач национальной безопасности страны, в связи с чем их прогнозирование, своевременное обнаружение и устранение являются важнейшей сферой деятельности как органов государственной власти, так и правоохранительных органов.
Для такого мегаполиса, как Санкт-Петербург, насквозь пронизанного многочисленными реками и каналами, соблюдение хозяйствующими субъектами водного законодательства играет важную роль.
Сброс сточных вод в водные объекты города ежегодно составляет порядка полутора миллиардов кубических метров, что влечет за собой снижение рекреационных возможностей рек и озер. Прежде всего это выражается в ухудшении качества воды, захламлении дна водоемов, что пагубно влияет на красоту побережий, рыбопродуктивность, видовое разнообразие животного и растительного мира, а также на безопасность отдыха у воды.
Организующую роль в надзоре за исполнением водного законодательства в прокуратуре города играет межведомственная рабочая группа по противодействию нарушениям природоохранного законодательства, участие в которой принимают представители прокуратуры Ленинградской области, Департамента Росприроднадзора по СЗФО, ТУ Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, МТУ Ростехнадзора по СЗФО, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Именно здесь обсуждаются результаты анализа работы контролирующих органов за соблюдением экологического законодательства, органов прокуратуры города, выбираются наиболее актуальные объекты проверок и вырабатывается алгоритм взаимодействия.
Наибольшее количество нарушений в этой сфере связано со сбросом в водные объекты неочищенных стоков, их несоответствием требованиям технических регламентов, отсутствием на предприятиях очистных сооружений, а там, где они есть, — отсутствием производственного контроля, наличием несанкционированных свалок и загрязнением земель в водоохранных зонах, аварийным состоянием гидротехнических сооружений, ограничением свободного доступа к водным объектам.
Так, прокуратура города в ходе проверки готовности гидротехнических сооружений к весеннему паводку выявила факт ненадлежащего состояния находящейся в федеральной собственности Ижорской плотины N 2, что могло повлечь затопление значительной территории Колпинского района города, в том числе находящихся в пойме р. Ижоры кладбищ. Возникшая ситуация была обсуждена на заседании рабочей группы в прокуратуре. С учетом заключения специалистов Департамента Ростехнадзора об аварийном состоянии плотины было принято решение силами подведомственного Комитету по природопользованию ГУП «Ленводхоз» обеспечить до наступления пика паводка сброс воды и последующий контроль за состоянием плотины, обратиться с предложением к губернатору города решить вопрос о принятии плотины на баланс города и выделении средств на ее эксплуатацию и ремонт, внести представление в ТУ Росимущества по г. Санкт-Петербургу по факту необеспечения надлежащего состояния и эксплуатации этого гидротехнического сооружения. Совместная реализация принятых решений позволила избежать возникновения чрезвычайной ситуации и причинения вреда жизни и здоровью граждан. В настоящий момент плотина передана на баланс Санкт-Петербурга.
В ходе проверок исполнения водного законодательства нередко выявлялись факты ограничения свободного доступа к водным объектам.
Так, в Курортном районе города был выявлен факт возведения ограждения на территории комплекса яхт-клуба «Терийоки», перекрывшего свободный доступ гражданам к берегу Финского залива. Благодаря принятым мерам прокурорского реагирования в настоящее время доступ к берегу открыт.
Большую проблему для города создавали обильные снегопады, которые повторяются последние 3 года. Убираемый снег складировался в том числе и в водоохранных зонах. Прокуроры выявляли факты, когда площадки складирования снежных масс не были огорожены, обваловка периметра площадок не производилась, не было обособленной сети ливнестоков для отвода талых вод в ливневую систему канализации, следствием чего было загрязнение почвы. По результатам таких проверок, как правило, юридические лица привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и ч. 4 ст. 8.13 КоАП, в суды направлялись заявления об обязании вывезти остатки снега с мест складирования. Иски прокурора судами удовлетворены.
Ежегодно прокуроры районов совместно со специалистами Управления Роспотребнадзора проверяют соответствие пляжей города предъявляемым требованиям, в ходе которых выявляют факты захламления территорий либо некачественной уборки, отсутствия источников питьевой воды, уведомлений граждан о запрете купания, непринятия главами администраций правил пользования пляжами. Во всех случаях выявления нарушений принимается полный комплекс мер прокурорского реагирования.
В 2011 г. было принято решение о проверке исполнения администрациями муниципальных образований города обязанности по очистке от мусора внутренних водоемов. Первой такие проверки в нескольких муниципальных образованиях провела природоохранная прокуратура, которая обнаружила, что эта обязанность не выполняется, пруды находятся в захламленном состоянии. Все руководители местных администраций получили представления, с ними проведено совещание, на котором предложено незамедлительно принять адресные программы, включить расходы в бюджет и обеспечить очистку прудов.
Результаты проверок природоохранной прокуратуры также обсуждены на заседании межведомственной рабочей группы, где принято решение о необходимости информирования районных прокуратур с целью организации аналогичных проверок, что и было сделано. Работа местных администраций на этом направлении сдвинулась с мертвой точки и находится на контроле районных прокуроров.
Во многом организации надзора за исполнением водного законодательства помогает постоянное взаимодействие с ГУП «Водоканал».
Это предприятие обеспечивает очистку стоков города и регулярно информирует районные прокуратуры о предприятиях, осуществивших сброс стоков с превышением предусмотренных в договоре концентраций вредных веществ, что является основанием для проверки.
В ходе проверок указанные факты часто подтверждаются, кроме того, выясняется, что предприятия-водопользователи не имеют приборов учета воды при заборе и сбросе сточных вод, не ведут лабораторные исследования стоков, не назначают лиц, ответственных за выполнение экологических требований, и др.
Необходимо отметить, что наибольший эффект в борьбе с правонарушителями природоохранного законодательства оказывает исковая работа прокуроров.
Поскольку кадровый состав сотрудников прокуратуры Санкт-Петербурга очень молодой и часто меняется, большое внимание уделяется обучению организации этого вида надзора и методам проверок. На семинарах ведущую роль играют прокуроры природоохранной прокуратуры. При возникновении необходимости у любой районной прокуратуры в оказании помощи сотрудники природоохранной прокуратуры персонально обучают современным методикам проверок, делятся образцами актов прокурорского реагирования, вместе выходят на проверки.
Необходимость усиления надзора за соблюдением водного законодательства в городе очевидна, и мы не стоим на месте, ищем новые темы для проверок, нарабатываем административную и судебную практику.
——————————————————————