Становление и эволюция местных подразделений политической полиции Российской империи в 1827 г. — начале 30-х годов XIX в
(Романов В. В.) («История государства и права», 2007, N 23)
СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1827 — НАЧАЛЕ 30-Х ГОДОВ XIX В.
В. В. РОМАНОВ
Романов В. В., кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории государства и права Ульяновского государственного университета.
Подразделения корпуса жандармов, дислоцированные в регионах, по Положению от 28.04.1827 были представлены: управлениями округов (§ 5), управлениями отделений (§ 6) и оперативно подчиненными данному ведомству жандармскими командами (§ 1) <1>. Первоначально в Российской империи было образовано 5 жандармских окружных управлений, обозначавшихся порядковыми номерами. Авторы Обзора о деятельности 3-го отделения СКЕИВ и Корпуса жандармов за 25 лет (1826 — 1851 гг.) констатировали: «Округов было в 1827 г. пять (нынешние 1, 2, 4, 5 и 7); к ним присоединены: в 1831 г. 3-й (Царство Польское) <2>, в 1833 г. нынешний 8-й (Сибирь)» <3>. Следовательно, жандармский округ, базировавшийся на территории анализируемого региона, именовался с 1827 по 1831 г. пятым, с 1832 по 1837 г. — шестым. Организация руководящего подразделения жандармского округа N 5, функционировавшего в районе Поволжья, состояла из окружного начальника с властью дивизионного начальника, который осуществляет управление округом посредством дежурства (штат которого включал в себя штаб-офицера, аудитора, 4 писарей, 1 секретаря, 1 инвалида <4>). Процесс формирования данных элементов организационной структуры корпуса жандармов в одних округах прошел быстро (в качестве примера можно привести 1-й округ), в других был более длительным. Из переписки по поводу отъезда А. Х. Бенкендорфа из столицы на театр войны с Турцией с императором (март — апрель 1828 г.) видно, что даже окружные начальники имелись только в 3 округах <5>. Ситуация, когда данная должность длительное время оставалась вакантной, не являлась исключением, о чем свидетельствует содержание ряда приказов по корпусу <6>. Так, в 5-м округе длительное время не было окружного начальника. Только в приказе по корпусу от 22 марта 1830 г. (N 10) указывалось на назначение начальника 2-го отделения полковника Маслова Высочайшим приказом от 5 марта исполняющим обязанности начальника 5-го округа, а в приказе от 23 декабря 1831 г. (N 75) полковник Маслов впервые именуется начальником 5-го округа. ——————————— <1> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. С. 396, 397. <2> Здесь составители допустили неточность: в связи с представлением шефа жандармов императору о необходимости учреждения округа корпуса жандармов в Царстве Польском последний, согласившись с этим, приказал именовать его 3-м, а остальным изменить номера в порядке возрастания на единицу, таким образом, округов стало 6. Это было сообщено в приказе по корпусу от 26 марта 1832 г. N 35; на то же указывает Н. П. Ерошкин, правда, датируя это приказом от 27.02.1832 (Крепостническое самодержавие… С. 165). <3> ГАРФ. Ф. 109, С/А. Оп. 3а. Д. 533. Л. 107. <4> На 1827 год руководящие подразделения в других округах имели аналогичное строение и штаты. Только в 1-м и 2-м округе дополнительно входили в штат генеральский адъютант, а в последнем еще и 1 секретарь. (2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение C. С. 131, 132). Заметим, что авторы истории Корпуса (1826 — 1901) неточно указывают штаты окружных дежурств: 1 штаб-офицер, 1 старший адъютант, 1 аудитор, 4 писаря, 1 инвалид, а в ряде округов еще по 1 секретарю (ГАРФ. Ф. 110. Оп. 3. Д. 2596. Л. 31 об.). <5> ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп. Оп. 3 (1828). Д. 211. Л. 15 об. <6> В частности, в приказе от 3 января 1830 г. (N 5) констатировалось «Предлагаю гг. окружным начальникам, а где оных нет, начальникам отделений и находящимся в губерниях штаб-офицерам немедленно предписать начальникам жандармских команд…», почти аналогичное содержание в части адресатов, имеет приказ от 20 августа 1830 г. (N 23).
Начальники и управления округов должны были по Положению 1827 г. размещаться в крупных губернских городах (например, 5-го округа — в г. Казани). Однако реальная ситуация на начальном этапе была иной. Приказом по корпусу жандармов от 22 марта 1830 г. назначенному исполнять должность начальника 5-го округа полковнику Маслову предписывалось до нового распоряжения находиться в г. Симбирске, а после назначения всех штаб-офицеров в губернии 2-го отделения доложить шефу жандармов. Только через полтора года, в соответствии с приказом от 23 декабря 1831 г. (N 75), руководство округом передислоцировалось в пункт, определенный Положением 1827 г. «Признав нужным переместить начальника 5-го округа из города Симбирска в Казань и получив Высочайшее соизволение, делаю известным по корпусу, что впредь постоянное место пребывания как начальника 5-го округа, так и управления оного будет находиться в г. Казани». Следовательно, в полном объеме нормы о руководящих подразделениях (комплектовании личным составом и месте дислокации руководства) 5-го округа, определенные в Положении 1827 г., длительное время оставались нереализованными. Территория жандармского округа согласно приложению к Положению 1827 г. состояла из ряда областей или нескольких губерний. Шестьдесят процентов окружных управлений охватывало своей деятельностью одиннадцать, соответственно двадцать — десять, двадцать — восемь административно-территориальных единиц <7>. В 5-й округ входило 9 губерний (в т. ч. Астраханская, Казанская, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Симбирская), Грузия и Кавказская область <8>. По площади территория 5-го округа на 1827 год была одной из самых больших. Таким образом, первоначально местные подразделения института дислоцировались не более чем на половине территории империи. В силу своего географического положения первоначально (до 1833 г.) округ выступал как восточная окраина распространения деятельности института, а на протяжении всего анализируемого нами периода как пограничный. Хотя формально только территории двух регионов Сибири и Царства Польского не входили ни в один из округов <9>. Причины, повлекшие первоначально отсутствие подразделений Корпуса жандармов на данных территориях, были различны. В Сибири, очевидно, это обусловливалось восприятием ее как региона второстепенного значения в политическом отношении, а в Царстве Польском — нежеланием наместника иметь на своей территории подразделение независимого от него института. Однако невозможно согласиться с мнением, что следствием образования двух новых — третьего и седьмого жандармских округов стало сокращение районов деятельности уже существовавших <10>. ——————————— <7> Данные получены в результате статистической обработки приложения A к Положению от 28.04.1827. <8> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение A. С. 131. <9> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение A. С. 130, 131. <10> Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы. СПб., 1992. С. 165.
Жандармский округ состоял из отделений: в сорока процентах входило по шесть, в других сорока процентах — по пять и в двадцати процентах округов — по четыре отделения. Всего в империи было образовано 26 отделений, а также впоследствии был назначен штаб — или обер-офицер в г. Дерпт <11>. В частности, в состав 5-го округа входило 6 отделений, что составляет 15% от всех в империи <12>. Во главе отделения находился начальник, штаб-офицер, который имел власть командира полка и подчинялся руководству округом, а до назначения последнего прямо шефу жандармов. Кроме него, в управления всех отделений 5-го округа (а равно в иных округах) включали 1 обер-офицера, 2 писарей <13>. ——————————— <11> ГАРФ. Ф. 110. Оп. 3. Д. 50. Л. 53 об. <12> Данные получены в результате статической обработки приложения A к Положению от 28.04.1827. <13> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение E. С. 132.
Механизм замещения должностей начальников отделений проходил интенсивно, что видно на примере 1-го отделения 5-го округа. 29.04.1827 шеф корпуса жандармов А. Х. Бенкендорф выслал из столицы по месту прохождения службы начальнику 1-го отделения 5-го округа подполковнику Новокщенову приказ «отправиться в г. Казань, назначенный Вашим местом пребывания, и там стараться по сим инструкциям наблюдать» <14>. О своем прибытии 15.07.1827 подполковник Новокщенов донес рапортом военному коменданту г. Казани <15>. Как видно из донесения подполковника Маслова руководству корпусом, еще до прибытия его к месту службы министр внутренних дел, на основании обращения шефа жандармов, разослал соответствующим гражданским губернаторам для принятия к сведению уведомления с информацией о назначении данного офицера начальником 2-го отделения 5-го округа <16>. Данная процедура использовалась во всех аналогичных случаях, а следовательно, губернское руководство знало о начале формирования данного элемента института. Процесс замещения вакантных должностей в 5-м округе проходил достаточно интенсивно. Если начальник 1-го отделения 15.07.1827 уже был в г. Казани, то из донесений начальников других отделений 5-го округа можно констатировать, что 2-го отделения — подполковник Маслов — очевидно, прибыл к месту прохождения службы примерно в это же время (его первый рапорт с результатами деятельности относится к 22.07.1827) <17>, а 3-го отделения — подполковник Янов — несколько позже (его рапорт под N 16 от 15.08.1827) <18>. ——————————— <14> НАРТ. Ф. 199. Оп. 3. Д. 2. Л. 1.1 об. <15> НАРТ. Ф. 199. Оп. 3. Д. 2. Л. 5. <16> ГАРФ. Ф. 109, 1 эксп. Оп. 2(1827). Д. 395. Л. 5. <17> ГАРФ. Ф. 109, С/А. Оп. 3а. Д. 1296. Л. 1. <18> ГАРФ. Ф. 109, С/А. Оп. 3а. Д. 1229. Л. 1.
Материалы переписки по поводу отъезда А. Х. Бенкендорфа на театр военных действий с императором от апреля 1828 г. свидетельствуют, что в 5-м округе было якобы пять начальников отделений (или 83% от штатной численности), для сравнения, во 2-м округе к этому времени было назначено три (или 50% от штатной численности) <19>. В реальности даже управляющий 3-м отделением СКЕИВ фон Фок не знал состояния дел с замещением должностей начальников отделений в округах. В частности, 12 декабря из штаба корпуса ему было возвращено уведомление, посланное 10 октября начальнику 5-го отделения 5-го округа, о прибытии в столицу А. Х. Бенкендорфа. Основанием явилось то, что на данную вакансию до сего времени никто не назначен <20>. Таким образом, через год в 5-м округе Корпуса жандармов было замещено только четыре должности начальников отделений из шести (или 67% от штатной численности). Начальники всех отделений, деятельность которых распространялась на территорию анализируемого региона, были назначены, и, таким образом, данный процесс был в основном завершен. В то же время каждая третья данная должность в 5-м округе оставалась вакантной, а следовательно, данный организационный элемент нефункционирующим. Это затрагивало 2 отделения, которые не управлялись общепринятым порядком, находились на окраинах, на территории одного из которых даже шли военные действия. По документам 1-го отделения штаба Корпуса жандармов к июлю 1831 г. все 6 начальников отделений 5-го округа были назначены <21>. ——————————— <19> ГАРФ. Ф. 109, 1 эксп. Оп. 3(1828). Д. 211. Л. 15 об. <20> ГАРФ. Ф. 109, 1 эксп. Оп. 3(1828). Д. 211. Л. 39, 40. <21> ГАРФ. Ф. 110. Оп. 2. Д. 157. Л. 15, 15 об.
Значительно сложнее проходил процесс формирования управлений отделений. Но еще до прибытия к месту службы в г. Казань подполковник Новокщенов приступил к решению вопроса о замещении вакансии обер-офицера отставным капитаном Мельгуновым (рапорт N 2). Ответ на свой запрос он получил из Корпуса уже по новому месту службы 27.07.1827, где описывался порядок решения данного вопроса <22>. Как вытекает из формулярного списка М. В. Мельгунова (1831 г.), только 2 февраля 1828 г. он был зачислен на службу в Корпус жандармов прежним чином, то есть штабс-капитаном на должность «за адъютанта» начальника 1-го отделения 5-го округа <23>. 18 июля он возбудил перед руководством корпуса вопрос о комплектовании отделения писарями. Однако последнее исходило не из потребностей подразделений, а из буквы закона — отвечая, что по Положению писари могут быть только из военных канонистов, и на 1827 г. распределение их уже утверждено императором, а на 1828 г. его еще не было, и поэтому «рассылка писарей к местам их назначения должна быть отложена на некоторое время» (л. 13). В начале осени начальник штаба военных поселений сообщил шефу жандармов, а последний через управление подполковнику Новокщенову, что вместо 2 назначен 1 писарь из Казанского батальона военных канонистов, «и об отправлении его распоряжение сделано» (л. 32). 24 октября 1827 г. при рапорте последнего избранный им в штатные писари канонист Зиновий Степанов был препровожден к начальнику 1-го отделения <24> (л. 38). Таким образом, начальный этап процесса становления, по самым оптимистическим оценкам, окончился не ранее конца октября 1827 г., т. е. почти через полгода после опубликования указа. ——————————— <22> НАРТ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 2. Л. 6. <23> ГАРФ. Ф. 110. Оп. 2. Д. 146. Л. 1, 7. <24> НАРТ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 2. Л. 13, 32, 38.
Управления отделений базировались в губернских городах. В Поволжском регионе находилось руководство 4 из 6 отделений 5-го округа (1-го в г. Казани, 2-го в г. Симбирске, 3-го в г. Нижнем Новгороде, 4-го в г. Астрахани). По нашему мнению, данные сведения о дислокации и количестве отделений свидетельствуют, что правящие круги уделяли региону в этом аспекте существенное внимание. Заметим, что место дислокации руководства 1-го отделения и нахождения начальства 5-го округа совпадали — г. Казань. Такое совпадение было характерно для всех округов и вряд ли было случайным. Это давало дополнительные основания организационной устойчивости элементов и эффективного функционирования руководства жандармскими округами в непредвиденных ситуациях за счет привлечения ресурсов отделений. Район деятельности отделения включал в себя от одной губернии или области до трех губерний. В Поволжском регионе ситуация в этом вопросе была типичной для России: 3 губернии (Казанская, Вятская, Пермская — в первом отделении; Оренбургская, Симбирская, Саратовская — во втором), 2 губернии (Нижегородская, Пензенская) в третьем и даже одна (Астраханская) в четвертом <25>. Формируя их, руководство ведомства, очевидно, исходило из следующих факторов: компактности размещения, размеров территории, численности населения и, не в последнюю очередь, экономии расходов казны. Почти сразу выяснились основные недостатки данной организации, которые были ей внутренне присущи и существенны по характеру. Руководство политической полиции уже с 1829 г. приступило к ликвидации ряда из них и разработке новых организационно-правовых основ исследуемого государственного органа. ——————————— <25> 2 ПСЗ РИ. Т. 2. N 1062. Приложение A. С. 130, 131.
——————————————————————