Конституционное право в увлекательном изложении. Рецензия на учебник: Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России

(Васильева С. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2014, N 2)

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО В УВЛЕКАТЕЛЬНОМ ИЗЛОЖЕНИИ

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК: НАРУТТО С. В., ТАЕВА Н. Е., ШУГРИНА Е. С. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ <*>

С. В. ВАСИЛЬЕВА

——————————— <*> Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: Учебник. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2013. 432 с.

Васильева Светлана Викторовна, доцент кафедры конституционного и муниципального права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук.

В рецензии отмечается, что авторы учебника по конституционному праву России — С. В. Нарутто, Н. Е. Таева, Е. С. Шугрина — ввели в академический оборот достойный учебник, который можно активно рекомендовать студентам и преподавателям. Это инновационная по структуре и содержанию книга, которая отвечает современным запросам читателя, и прежде всего студентов.

Ключевые слова: рецензия; учебник; конституционное право России.

Constitutional law in exciting narration. Review of the textbook: Narutto S. V., Taeva N. E., Shugrina E. S. Constitutional law of Russia: Textbook. Moscow, RIOR; INFRA-M Publ., 2013. 432 p. S. V. Vasil’eva

Vasil’eva Svetlana Viktorovna, assistant professor of the chair of constitutional and municipal law of the National research university — Higher school of economics, candidate of juridical sciences.

The review notes that authors of the textbook on the constitutional law of Russia: S. V. Narutto, N. E. Taeva, E. S. Shugrina introduced a reliable textbook which can be recommended to students and teachers. It is a book innovational in its structure and contents, which corresponds to contemporary requirements of readers and students among them.

Key words: review, textbook, constitutional law of Russia.

В море учебной литературы, которой сейчас достаточно заполнены библиотеки, прилавки магазинов и интернет-ресурсы, заметное место занимает новый учебник трех авторов: Нарутто С. В., Таевой Н. Е., Шугриной Е. С., преподавателей Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина. В этом издании нашли отражение все основные понятия и институты конституционного права России в том объеме, в котором Госстандарт рекомендует подавать их студентам высших учебных заведений. И в то же время учебный материал в авторском изложении получился весьма интересным и увлекательным. Прежде всего за счет того, что авторы максимально включили в него практический материал, примеры, аналитику, исторические факты. Кроме того, учебник оригинален. Об этом свидетельствуют обозначенные авторами главы и параграфы. В них акцентируется внимание на злободневных вопросах дня. Выделяются главы об институтах гражданского общества и конституционно-правовой ответственности. Особое место занимают параграфы об Общественной палате РФ, миграционном учете иностранных граждан. Учебник прекрасно структурирован: понятия, классификации, признаки выделяются в подстрочниках и жирным шрифтом. И здесь, конечно, надо отдать должное издательству, которое достаточно качественно поработало над представленной рукописью учебника. Но не только. Видно, что и авторы трудились на славу! Такой подход к структуре, несомненно, оценят студенты, которые в наши дни просто задавлены информацией и учатся экономить время для того, чтобы быстро освоить большой объем учебного материала. Учебник поможет им в этом. Студентам понравится и то, что авторы удачно развивают теоретические вопросы конституционного права в практическом и увлекательном аспекте. В этих целях удачно выделены рубрики: «Для справки», «Мнения ученых», «Например», «Судебная практика», «Это интересно». При этом в книге в доступной для понимания форме подаются такие сложные теоретические вопросы, как, например, толкование Конституции РФ (с. 44 — 46). Правда, при переиздании стоило бы подумать о раскрытии понятия «гражданское общество» на более раннем этапе: буквально на первых страницах. Сейчас же это понятие дается на с. 98 — 99. Однако для студента оно может представлять интерес уже на с. 50, на которой авторы раскрывают содержание конституционного строя: он «предполагает наличие правового (конституционного) государства и гражданского общества». Издание наполнено позициями авторитетных ученых. Авторы справедливо опираются на профессиональную базу своей научной школы. Авторитетные мнения повышают качество материала и обосновывают многие рассуждения. Это придает учебнику монументальности. В книге учтены все изменения и дополнения законодательства на данный момент. Для юридического издания это совсем немаловажно! В то же время, если бы авторы в сносках указали дату обращения к интернет-источнику, книга в этих частях еще долго не устаревала бы. Регистрация новых партий продолжается, и в настоящее время их уже намного больше, чем это зафиксировали авторы на с. 108. Подробное знакомство с книгой приводит читателя к мысли о том, что авторы прекрасно разбираются во многих сферах конституционно-правовых отношений. Достаточно предметно и с полным пониманием вопроса рассмотрено правовое развитие национально-культурной автономии (с. 123). Профессионально и этически нейтрально освещены тонкие проблемы свободы совести и вероисповедания (с. 148). В учебнике относительно лаконично, но с учетом разнообразия законодательства в этой сфере нашли отражение все типы и формы неправительственных организаций в условиях неодинакового их статуса в России: общественные объединения, партии, некоммерческие организации и др. (с. 100 — 106). В учебнике правильно расставляются содержательные акценты. Ценность человеческой жизни в условиях глобальных вызовов современного мира, например экстремистских проявлений, справедливо приводит авторов к подробному рассмотрению права на жизнь. Они делают это в достаточном объеме (с. 134 — 137). И здесь скупиться не надо. Правда, с сожалением хочется отметить, что в учебнике не нашла отражения такая группа прав, как «права по защите личности в процессуальной сфере»: презумпция невиновности, исключение обязанности свидетельствовать против самого себя и близких родственников, право на соблюдение подсудности своего дела и т. д. Эта группа прав не раскрыта и через принципы судебной власти и судебную систему, о которых авторы достаточно предметно написали на с. 345 — 352. Конечно, права по защите личности в процессуальной сфере будут подробно даны студентам в будущем, в рамках изучения уголовно-процессуального права. Но для конституционного права как науки и отрасли, одним из направлений исследования и регулирования которой является свобода личности и недопустимость чрезмерного государственного давления, важным было бы общее рассмотрение этой группы прав. Однако понимая, что в формат востребованного рациональным студентом учебника не могут попасть абсолютно все вопросы конституционного права, авторы, наверное, вынуждены были экономить страницы. Несмотря на это, хотелось бы видеть чуть больше материала о дореволюционном этапе конституционного развития (с. 35). Тем не менее удачным можно признать авторский подход к рассмотрению конституционного статуса личности в России. Без ущерба для содержания вопроса авторы осветили его не через набор элементов, а через институт правового статуса личности, который включает в себя подынституты: принципы правового статуса, конституционные основные права и свободы, гарантии конституционных прав и свобод, конституционные обязанности личности (с. 130). При этом вопрос гражданства, который имеет много практических моментов, и вопрос правового статуса иностранных граждан, который связан с правами и обязанностями лиц со специальным правовым статусом в России, справедливо были вынесены в отдельные самостоятельные главы. В учебнике ряд понятий освещен в междисциплинарном ключе. В частности, гражданско-правовой подход используется при раскрытии существа конституционно-правовых отношений (с. 12), их объектов (с. 14). Похвально, что авторы видят параллели между различными отраслями права и готовят студентов к восприятию цивилистической материи. Она бывает необходима и конституционалисту. Хотелось бы отметить и обращение авторов к проблематике трудового права. Абсолютно к месту приходятся понятия минимального размера оплаты труда, прожиточного минимума, социальных служб (с. 87 — 88). Без этого функция социального государства с точки зрения конституционного права была бы для студентов пустым звуком. Учебник вообще насыщен многими конкретными и живыми примерами, которые с интересом могут быть восприняты не только студентами, но и преподавателями конституционного права. Приводятся: внутригосударственные соглашения (с. 23), практика референдумов (с. 70), невыносимые с точки зрения демократических стандартов условия содержания заключенных (с. 139), официальная форма заявления о приеме в гражданство (с. 181), реальные поручения Президента РФ (с. 283), структурная организация действующего Правительства РФ с фамилиями, именами и отчествами соответствующих должностных лиц (с. 331). Все это обогащает теоретический материал практикой и, таким образом, доказывает ее, делает учебник прикладным, а также увлекательным и запоминающимся, а значит, развивает у студентов интерес к конституционному праву. Еще одно достоинство книги — реалистические подходы к оценке российской конституционной действительности. В ряде случаев авторы закономерно отрываются от норм права, соразмеряя их с действительностью (с. 33 и др.). В учебнике чувствуется анализ политической стороны ряда общественных отношений, действие политической функции Конституции РФ. Конечно, авторам хочется задать некоторые критические вопросы по тексту, которые, однако, не бросают тень на высокий профессиональный уровень учебника в целом. Спорные вопросы всегда будут. И если сейчас обратить на них внимание, возможно, что в следующем издании книги позиции авторов будут дополнительно пояснены. Как отмечается на с. 21, постановления законодательного (представительного) органа следует считать подзаконными нормативными актами субъектов РФ. А регламент этого органа тоже следует расценивать как подзаконный акт? Хотя формально он действительно является подзаконным, но в России регламентами, как правило, регулируются важные вопросы правотворческого процесса. Можно ли однозначно относить к политическим правам право на обращение (с. 153 — 157)? Наверное, в части петиций, в которых граждане предлагают органам власти определенные законодательные новеллы, это право по содержанию приближается к политическим правам. Не забыли ли авторы на с. 167 — 170 упомянуть, что в России учрежден еще и пост Уполномоченного по правам предпринимателей? Принцип разделения властей, конечно, является многоаспектным явлением и проявляется в разных плоскостях. Но студенту, быть может, будет трудно понять его, если он одновременно предстает в качестве признака демократии (с. 53), политической основы конституционного строя (с. 54) и признака правового государства (с. 60). Принцип разделения властей, с одной стороны, многозначный, с другой стороны, достаточно определенный: он не является признаком демократического государства, не определяет и содержание правового государства. Сам по себе он вообще идеальная конструкция, которой нет на практике. Его содержательное значение видно только через характеристику взаимоотношений органов и определения качества влияния на власть партий, большинства и оппозиции в конкретном государстве. С. В. Нарутто, Н. Е. Таева, Е. С. Шугрина ввели в академический оборот достойный учебник, который можно активно рекомендовать студентам и преподавателям. Это инновационная по структуре и содержанию книга, которая отвечает современным запросам читателя, и прежде всего студентов. Их поколение готово осваивать большие объемы информации, мобильно к нововведениям, относительно свободно в своих мыслях и рассчитывает на право выбора. Возможно, такая характеристика наших студентов предполагает существенное оживление книг прикладным материалом, новые форматы в его подаче, технологические подходы к структурированию учебников, казалось бы, даже в ущерб теории. Для художественной иллюстрации изменения современных подходов в написании учебников хотелось бы привести строки А. С. Пушкина из поэмы «Евгений Онегин». При этом под «одой» можно понимать учебник, написанный для студентов другого поколения, а под «элегией» для студентов этого поколения. Казалось бы, что …все в элегии ничтожно; Пустая цель ее жалка; Меж тем цель оды высока И благородна…» Тут бы можно Поспорить нам, но я молчу: Два века ссорить не хочу.

——————————————————————