Правовой режим противодействия ядерному терроризму

(Метельков А. Н.) («История государства и права», 2008, N 5)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЯДЕРНОМУ ТЕРРОРИЗМУ

А. Н. МЕТЕЛЬКОВ

В Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма приводится развернутое определение акта ядерного терроризма. При этом некоторые его положения трудно корреспондируются с действующим российским уголовным законодательством. Например, в ст. 2 содержится следующая норма: «любое лицо совершает преступление, если оно незаконно или умышленно использует радиоактивный материал или устройство любым образом либо использует или повреждает ядерный объект таким образом, что происходит высвобождение или создается опасность высвобождения радиоактивного материала, с намерением вынудить физическое или юридическое лицо, международную организацию или государство совершить какое-либо действие или воздержаться от него» <1>. Такое понимание акта ядерного терроризма в части раскрытия понятий физического или юридического лица, а также международной организации в определенной мере может быть существенно шире действующих норм российского уголовного законодательства. Очевидно, что используемые в ст. 205 УК Российской Федерации понятия «население», которое террористы пытаются устрашить, и «органы власти», на которые они оказывают давление, не совпадают с понятием физического, юридического лица, международной организации и не тождественны им. Юридическим лицом могут быть и многочисленные коммерческие организации, не имеющие к органам власти в этом смысле никакого отношения. Понятие «население» шире понятия физического лица. ——————————— <1> Борьба с международным терроризмом: Сборник документов / Сост. К. А. Бекяшев, М. Р. Авясов / Ред. В. В. Устинов. М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2005. С. 183.

Уяснение понятия «акт ядерного терроризма» позволяет предметнее подойти к решению проблемы выявления юридически значимых признаков возможных акций ядерного терроризма на территории России и предпосылок к ним, совершенствованию и правовому закреплению организации борьбы с этим опасным явлением с использованием сочетания различных правовых режимов. Под актом ядерного терроризма следует понимать совершение взрыва или иных действий с использованием ядерных взрывных устройств, ядерных установок, материалов, объектов и радиоактивных веществ, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти и местного самоуправления, международными организациями, физическими и юридическими лицами, а также угрозу совершения указанных действий в тех же целях. На противодействие ядерному терроризму наиболее существенное влияние оказывают: наличие на территории страны значительного количества ядерно и радиационно опасных объектов и материалов, в том числе предназначенных для ликвидации и утилизации, а также не используемых в интересах обороны и экономики страны; необходимость переработки большого количества ядерных материалов, облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, накопленных в результате создания ядерного оружия и производства ядерных оружейных материалов, функционирования предприятий атомной энергетики и промышленности, эксплуатации подводных и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, атомного ледокольного флота, а также других видов деятельности в области использования атомной энергии; усиление угроз террористического характера в отношении ядерно и радиационно опасных объектов и материалов со стороны международных и иных радикальных террористических организаций и групп; физическое старение ядерно и радиационно опасных объектов, систем, комплексов и средств их физической и противопожарной защиты и охраны; ограниченные объемы финансирования, выделяемые на противодействие терроризму; необходимость совершенствования контроля при пересечении таможенных границ, при транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. На формирование государственной политики по противодействию ядерному терроризму оказывают влияние возрастание роли антропогенного фактора в провоцировании чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах, включая снижение общего уровня профессиональной подготовки персонала, нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения и утилизации опасных объектов и материалов, а также недостаточно эффективное государственное управление и регулирование в сфере безопасности в условиях обострения угроз техногенного и террористического характера. По мнению известных российских ученых-ядерщиков, все возможные кризисные и чрезвычайные ситуации с ядерно опасными объектами можно подразделить на ситуации, связанные с потерей контроля над ядерным оружием (ядерно опасными объектами), возникающие в случае крупномасштабных аварий с ядерным оружием (ядерно опасными объектами), связанные с созданием ядерного оружия или ядерных устройств группами лиц, не контролируемыми государством, или странами, не обладавшими ранее ядерным оружием <2>. ——————————— <2> Михайлов В., Илькаев Р., Андрюшин И., Афанасьев В., Воронов В., Чернышев А. Создание двусторонней системы реагирования на кризисные ситуации с ядерным оружием // Международная жизнь. 1996. N 6.

В России существует, создается и совершенствуется ряд достаточно самостоятельных систем обеспечения ядерной и радиационной безопасности; автоматизированного контроля радиационной обстановки; учета и контроля ядерно опасных объектов и материалов; физической защиты ядерно и радиационно опасных объектов и материалов; автоматизированного непрерывного мониторинга ядерно и радиационно опасных объектов (грузов) и материалов, в том числе при их транспортировке; контроля и учета индивидуальных доз облучения населения и персонала ядерно опасных объектов, медицинского обеспечения ядерной и радиационной безопасности; защиты информации об ядерно опасных объектах и материалах. Важной задачей национальных систем реагирования является предупреждение и недопущение чрезвычайной ситуации с ядерными объектами, установками и делящимися материалами. На национальном и территориальном уровнях для каждой из вышеперечисленных систем реагирования на подобные ситуации разрабатываются соответствующие методические подходы. Все системы, как представляется, должны интегрироваться и эффективно использоваться для предотвращения угрозы ядерного терроризма.

——————————————————————