Современные формы и особенности участия общественности в борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка
(Егорышев С. В.) («Российский следователь», 2008, N 11)
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
С. В. ЕГОРЫШЕВ
Егорышев С. В., доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, проректор по научной работе Восточной экономико-юридической гуманитарной академии, г. Уфа.
В настоящее время в российском обществе складываются благоприятные предпосылки выстраивания на качественно новой основе процесса взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью. Прежде всего необходимо отметить, что как органы внутренних дел, так и другие государственные структуры, органы местного самоуправления, представители различных категорий населения пришли к осознанию необходимости обеспечения общественной поддержки всех усилий, предпринимаемых государством, в деле противодействия преступности и обеспечения общественного порядка. Тем не менее в общественном сознании все еще сохраняется стереотип понимания того, что бороться с преступностью и обеспечивать правопорядок в обществе должны государственные органы, а не сами граждане. Так, в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2005 г., было установлено, что 50,9% опрошенных граждан страны считают, что население должно принимать активное участие в обеспечении безопасности и общественного порядка, а 45,1% полагают, что это дело прежде всего власти, а не населения <1>. ——————————— <1> См.: Мониторинг общественного мнения. М., 2005. N 3(75). С. 143.
Данное осознание перешло в конкретные действия по изучению исторического отечественного и зарубежного опыта взаимодействия правоохранительных органов и общественных формирований правоохранительной направленности, а также институтов гражданского общества в деле борьбы с преступностью и поддержания общественного порядка. На этой основе стали возрождаться хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом и создаваться новые формы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью, формы самоорганизации граждан правоохранительной направленности. В настоящее время в стране таких формирований насчитывается более 34,5 тысячи, из которых 19,6 тысячи добровольных народных и казачьих дружин, в них объединено почти 350 тысяч человек. Статистика свидетельствует об ощутимости той пользы, которую приносят общественные объединения правоохранительной направленности, что проявляется в цифрах, отражающих раскрытые с их помощью преступления. Так, например, с их участием в 2004 г. было раскрыто более 30 тысяч преступлений и выявлено свыше 370 тысяч административных правонарушений, в 2005 г. — 39,1 тысячи преступлений и выявлено свыше 265 тысяч человек, из них 18,1 тысячи — за совершение преступлений <2>. ——————————— <2> См.: Доклад министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева // Вестник МВД России. 2005. N 2. С. 14; Чекалин А. А. Взаимодействие милиции с общественными объединениями — важный фактор укрепления правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2006. N 3. С. 14.
Активизация процесса взаимодействия органов внутренних дел с общественностью актуализирует проблему соотношения и взаимосвязи профессиональных и общественных начал в содержании правоохранительной деятельности. На этот предмет высказываются различные точки зрения. Не ставя своей целью их анализ, подчеркиваем, что действительно правоохранительная деятельность имеет ярко выраженные особенности, она строго регламентируется законодательством и нравственными нормами Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сопряжена с риском и большими физическими и морально-психологическими нагрузками. Более того, как любой другой вид человеческой деятельности, т. е. имеющей выраженную социальную направленность, правоохранительная деятельность, включая службу в органах внутренних дел, предполагает особую личностную предрасположенность к ней тех, кто ею занят. Специфика проявляется в том, что работа сотрудников организуется и осуществляется на основе единоначалия и дисциплины, устанавливаемых применительно к воинским. Действующее законодательство определяет при этом особый порядок прохождения службы, предусматривает специальный перечень обязанностей, правоограничений, прав и льгот, а также устанавливает повышенную ответственность лиц рядового и начальствующего состава по выполнению ими своего служебного долга <3>, который требует особого профессионализма. ——————————— <3> См.: Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 70.
Что же касается общественной правоохранительной деятельности, то ее нормативно-правовое регулирование не оформлено единым федеральным законом и осуществляется в лучшем случае на основе региональных законодательных и иных нормативных актов. Поэтому остаются неопределенными правовой и социальный статус этого вида деятельности, общественных формирований и лиц, ее осуществляющих, не решены вопросы их правовой и социальной защищенности. Участие граждан в работе органов внутренних дел специфично в том отношении, что оно в подавляющем большинстве случаев ранее и теперь не связано с выполнением ими сугубо профессиональных функций и осуществляется на общественных началах. Это участие можно с полным основанием оценить как проявление гражданского мужества, которое, по мнению О. де Бальзака, проистекает из одного начала с мужеством военным <4>. ——————————— <4> Цит. по кн.: Кожевников А. Ю., Линдберг Г. Б. Мудрость веков. Запад. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006. С. 279.
В качестве внедрения профессиональных начал в общественные формы правоохранительной деятельности можно рассматривать воссоздание на новом качественном уровне некогда неплохо себя зарекомендовавших в деле охраны общественного порядка и борьбы с пьянством, хулиганством и иными формами уличной преступности общественных формирований правоохранительной направленности, которые оказывают содействие не только органам внутренних дел, но и прокуратуре, суду и органам юстиции. В последние годы руководство региональных правоохранительных органов возлагает большие надежды на помощь представителей местных сообществ в решении вопросов безопасности проживания на городской территории. Сегодня местные сообщества представляют огромный ресурс по наведению порядка на своих территориях, так как, объединяясь, жители способны решить вопросы не только ремонта и благоустройства, но и безопасного проживания в своем подъезде и во дворе. По статистике правоохранительных органов, территории, где созданы местные сообщества, не являются частыми фигурантами сводок о преступлениях и правонарушениях. Такую же позитивную профилактическую роль играют институты консьержей, старших по домам и подъездам. Проявлением взаимодействия органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности и с целью полноты реализации конституционных прав граждан стало создание при МВД и УВД субъектов Федерации и УВД крупных городов общественных советов. Эти советы не только следят за соблюдением прав граждан в деятельности органов внутренних дел, но и способствуют привлечению общественности к сотрудничеству с ними. К созданию этих советов, как показали опросы, сами сотрудники органов внутренних дел относятся по-разному. Так, на вопрос: «Как Вы думаете, станет ли этот совет действенным звеном между милицией и общественностью?», в 2004 г. 41,4% опрошенных сотрудников ответили утвердительно и 33,5% сомневались в эффективности совета. В 2005 г. картина ответов изменилась в лучшую, более оптимистическую, сторону. Так, уже 50,7% сотрудников оценили совет как эффективное звено между милицией и общественностью, а 29,4% сомневались в этом. В последние годы в столице и субъектах РФ получают распространение такие организационные формы непосредственного участия граждан в охране правопорядка, как добровольные народные дружины, казачьи дружины, отряды содействия милиции, объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта и др. Например, в Москве народные дружины сформированы по следующему принципу: народные дружины, создаваемые по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и в муниципальных округах; народные дружины административных округов; городская народная дружина. По данным Московского городского штаба народной дружины, ежедневно принимают участие в охране общественного порядка на улицах города в среднем 1,2 тыс. дружинников. Всего же в охране общественного порядка и борьбе с преступностью в столице задействовано свыше 28 тысяч представителей общественных формирований <5>. ——————————— <5> См.: Исрафилов И. М. Роль общественных формирований в обеспечении общественного порядка в субъектах Центрального федерального округа // Российский следователь. 2004. N 8. С. 45.
В Республике Башкортостан деятельность по возрождению добровольных народных дружин нашла воплощение после принятия в июле 1997 г. Закона РБ «Об общественных органах правоохранительного характера в РБ» и соответствующего Указа Президента РБ <6>. В результате добровольные народные дружины появились на улицах Уфы и других городов. ——————————— <6> См.: Указ Президента РБ от 3 февраля 1997 г. N УП-64 «Об утверждении Плана дополнительных мероприятий по реализации Программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. Уфа, 1997. N 4(58). Ст. 273.
В настоящее время в республике насчитывается более 4 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности (для сравнения: в 2002 г. их было 5213; в 2003 г. — 4350; в 2004 г. — 4213). Членами общественных формирований задержано в 2002 г. 20230 правонарушителей; в 2003 г. — 20618; в 2004 г. — 22231 и в 2005 г. — около 20 тысяч правонарушителей. С участием членов общественных формирований правоохранительной направленности раскрыто в 2002 г. 1366 преступлений, в 2003 г. — 1684, в 2004 г. — 1903 и в 2005 г. — более 2 тысяч преступлений <7>. ——————————— <7> См.: Основные результаты работы участковых уполномоченных милиции за 2004 год. Уфа: МВД РБ, 2004. С. 22; Материалы к совещанию с руководителями органов внутренних дел и участковыми уполномоченными милиции МВД Республики Башкортостан об организации их работы по профилактике правонарушений в жилом секторе, выявлению, раскрытию преступлений за 10 месяцев 2005 года и хода проведения акции «Здравствуйте, я Ваш участковый уполномоченный милиции». Уфа: МВД РБ, 2005. С. 18.
Показательным с точки зрения эффективности работы общественных формирований правоохранительной направленности являются Краснодарский край, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Нижегородская, Орловская, Тамбовская области и некоторые другие регионы России. Так, например, в Краснодарском крае созданы и действуют 2136 добровольных народных дружин численностью около 30 тысяч человек <8>. ——————————— <8> См.: Грибакин В. В. Проблемы информационно-пропагандистского обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности // Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: Материалы «круглого стола» 27 января 2006 г. в Академии управления МВД России. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 26 — 27.
В Ивановской области сформированы и действуют 141 общественное формирование правоохранительной направленности численностью 902 человека, а в Воронежской области функционирует 1601 общественное формирование, насчитывающее в своих рядах 7597 членов <9>. ——————————— <9> См.: решение коллегии МВД России от 16 февраля 2005 г. N 1км «Об итогах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 2004 году и задачах на 2005 год» // Вестник МВД России. 2005. N 2. С. 75 — 78.
Вместе с тем, как показывают реальная практика и специальные исследования, готовность граждан к участию в совместной работе с органами внутренних дел по поддержанию законности и охране общественного порядка реализуется в практической плоскости далеко не во всех регионах. Также в регионах заметны различия в количестве общественных формирований правоохранительной направленности и их реальной активности. Это объясняется тем, что в ряде субъектов Российской Федерации до настоящего времени отсутствуют условия для стимулирования деятельности этих общественных объединений, имеет место пассивность со стороны руководителей милиции общественной безопасности в деле мобилизации и организации своих общественных помощников. Большие резервы сохраняет в себе практика вовлечения в активную правоохранительную работу политических партий, профсоюзов, молодежных организаций и студенческого сообщества, религиозных конфессий, некоммерческих организаций, творческих союзов, органов местного самоуправления. Отличительной особенностью взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями является, во-первых, то, что инициатива подобного взаимодействия преимущественно исходит от органов внутренних дел и гораздо реже от граждан и их общественных организаций и, во-вторых, объединения граждан правоохранительной направленности создаются по инициативе органов внутренних дел и работают они под руководством этих органов. В целях улучшения работы по привлечению общественности к делу охраны правопорядка и более тесному взаимодействию с органами внутренних дел, на наш взгляд, необходимо: — используя положительный опыт тех регионов страны, где взаимодействие органов внутренних дел с общественностью достаточно многообразно по организационным формам и эффективно по результатам, выйти с предложением в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления о материальном стимулировании граждан, активно участвующих в правоохранительной деятельности в составе общественных формирований правоохранительной направленности; — силами руководителей государственных структур правоохранительных органов и органов местного самоуправления организовать PR-кампанию, направленную на различные слои населения, и прежде всего на молодежь и студенчество, бывших сотрудников органов внутренних дел и других силовых структур с целью мобилизации их на оказание помощи в возрождении объединений правоохранительной направленности и личного активного участия в этих объединениях; — привлекать к взаимодействию с органами внутренних дел различные общественные организации, представителей религиозных конфессий, работников профсоюзов, творческих коллективов; — обеспечивать самостоятельное взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации с целью формирования позитивного имиджа органов внутренних дел и благоприятного общественного мнения об их работе, а также привития в общественном сознании понимания необходимости активной общественной поддержки правоохранительных органов в их противодействии преступности.
——————————————————————