Некоторые правовые аспекты реформирования дополнительного медицинского образования

(Каирбекова С. З.)

(«Медицинское право», 2007, N 1)

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. З. КАИРБЕКОВА

Каирбекова С. З., профессор, проректор Казахской государственной медицинской академии, г. Астана, Республика Казахстан.

В Законе Республики Казахстан от 7 июня 1999 г. N 389-1 «Об образовании» одной из приоритетных задач системы образования является подготовка квалифицированных специалистов, конкурентных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации. Согласно ст. 27 данного Закона основными задачами дополнительного профессионального образования в пределах каждой ступени профессионального образования являются непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов с учетом постоянного повышения предъявляемых к ним требований в связи с изменениями, происходящими в технологиях и производстве, углубления профессиональных знаний, навыков и умений и расширение профессиональных возможностей путем получения дополнительных квалификаций в связи с изменениями структуры рынка труда.

В Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 — 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2004 г. N 1438, сказано, что в целях повышения качества медицинского и фармацевтического образования будут внесены серьезные изменения в систему подготовки и переподготовки медицинских кадров.

На первом этапе будут реализованы в том числе следующие меры:

внесены соответствующие изменения в систему осуществления лицензирования, государственной аттестации и с целью приближения к международным стандартам образования — государственной аккредитации организаций медицинского и фармацевтического образования независимо от форм собственности;

с учетом развития новой модели здравоохранения, необходимости введения новых специальностей, потребностей населения в медицинской помощи будут пересмотрены принципы и объемы подготовки медицинских кадров, увеличен прием в медицинские колледжи и медицинские вузы по государственному заказу;

пересмотрены программы подготовки кадров в медицинских вузах с акцентом на «проблемный» подход к обучению, углубленную практическую подготовку и изучение иностранных языков;

начата с 2005 г. подготовка менеджеров здравоохранения на основе базового экономического и медицинского образования преимущественно в вузах, осуществляющих подготовку специалистов экономического профиля, и в рамках программ повышения квалификации и переподготовки кадров здравоохранения в организациях, реализующих соответствующие программы дополнительного образования;

разработаны и внедрены новые программы (стандарты) в области повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе врачей общей практики;

внедрены дистанционные формы обучения в рамках информатизации здравоохранения.

В ожидаемых результатах прогнозируется, что от реализации вышеуказанных мер и программы в целом существенно повысится качество подготовки и переподготовки медицинских работников, будут расширены права и усилена ответственность врача и медицинского работника.

В целях реализации Программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 — 2010 годы, Указа Президента РК от 29 сентября 2004 г. N 1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», Закона РК от «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений», с учетом действующей специфики формируется нормативная правовая база медицинского образования, направленная на создание эффективно действующей системы подготовки и переподготовки, ориентированной на стратегические направления развития здравоохранения.

В Закон РК от 4 июня 2003 г. «О системе здравоохранения» вносится ряд дополнений в части определения врачебной деятельности, где врачебная деятельность — профессиональная деятельность физических и юридических лиц, направленная на охрану здоровья граждан, осуществляемая специалистами с высшим медицинским образованием, имеющими соответствующий сертификат. Кроме того, дается впервые определение профильности специалиста, т. е. это медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат по определенной специальности клинического профиля.

В компетенцию уполномоченного органа в области здравоохранения входит обеспечение проведения государственной политики в области здравоохранения, медицинской науки, медицинского и фармацевтического образования. В соответствии со ст. 4 данного Закона государственный контроль за деятельностью системы здравоохранения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения. К субъектам здравоохранения относятся научные организации в области здравоохранения.

Процедура аттестации является одним из рычагов государственного контроля за деятельностью научных организаций в системе здравоохранения. Министерство здравоохранения Республики Казахстан, согласно Постановлению Правительства РК от 28 октября 2004 г. N 1117, обеспечивает и координирует научную деятельность в области здравоохранения, определяет приоритеты научных разработок, осуществляет комплексную экспертизу научных программ в области здравоохранения. Процедура аттестации научных организаций в системе здравоохранения наряду с процедурами аккредитации, аттестации организаций медицинского образования и медицинских кадров является одной из контрольно-надзорных функций уполномоченного органа в области здравоохранения. На данном этапе в соответствии с Постановлением Правительства РК от 28 октября 2004 г. N 1111 функцию по проведению государственной аттестации научных организаций выполняет Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки Министерства образования и науки. Кроме того, в Законе «О системе здравоохранения» уполномоченным органом в области здравоохранения является центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан, медицинского и фармацевтического образования. Соответственно, необходимо дополнить данное определение в части осуществления центральным исполнительным органом в области здравоохранения руководства и выполнения стратегических, регулирующих, реализационных и контрольно-надзорных функций в области охраны здоровья граждан, медицинской и фармацевтической науки и образования. Внесение соответствующих изменений и дополнений в Законы РК «О системе здравоохранения», «Об образовании», «О науке» позволит снять данное противоречие.

Кроме того, к компетенции уполномоченного органа в области здравоохранения необходимо отнести назначение и освобождение от должности руководителей подведомственных организаций, в том числе организаций образования и науки. Соответственно, в Законе Республики Казахстан от 9 июля 2001 г. «О науке» в компетенцию уполномоченного органа в области образования входит назначение на должность и освобождение от должности руководителей государственных научных организаций с учетом рекомендаций ученого совета этих организаций, за исключением научных организаций здравоохранения.

Децентрализация властных полномочий, назначение акимами областей начальников управлений (департаментов) здравоохранения областей без согласования с Министерством здравоохранения РК, отсутствие системы подготовки резерва руководящих кадров может привести к неэффективным управленческим решениям, что недопустимо в современных условиях реформирования.

Вместе с тем в компетенции уполномоченного органа в области здравоохранения необходимо законодательно закрепить разработку и утверждение квалификационных характеристик медицинских и фармацевтических специальностей; определение порядка и повышения квалификации и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, а также порядок направления их в этих целях за рубеж.

В номенклатуру медицинских и фармацевтических должностей и специальностей, утвержденную Приказом МЗ РК от 19 июня 2003 г. N 458, внесена в том числе специальность менеджера здравоохранения.

В связи с децентрализацией власти и передачей ряда полномочий на региональный уровень, а также созданием уполномоченного органа по контролю за качеством медицинских услуг вносятся изменения в Приказ Министерства здравоохранения РК от 25 февраля 2004 г. N 190 «Об утверждении Правил проведения квалификационных экзаменов в области здравоохранения» в части, регламентирующей работу специализированных квалификационных комиссий. Так, для специалистов с высшим и средним медицинским образованием, претендующих на высшую и первую квалификационную категорию, данные комиссии создаются уполномоченным органом по контролю за качеством медицинских услуг; для специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием, а также с образованием санитарно-эпидемиологического профиля, претендующих на высшую и первую квалификационные категории, комиссии создаются государственными органами в сфере обращения лекарственных средств и уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия соответственно. Претенденты на вторую и третью квалификационные категории будут проходить через специализированные квалификационные комиссии на уровне местных органов государственного управления здравоохранением. Все комиссии осуществляют свою деятельность на базе государственных организаций медицинской науки и образования.

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством требуются разработка и утверждение Положения по проведению аттестации на профессиональную компетентность руководителей местных органов государственного управления здравоохранением и руководителей подведомственных организаций здравоохранения.

Необходимо отразить в соответствующих нормативно-правовых актах государственные стандарты образования по подготовке менеджеров здравоохранения в магистратуре, процесс по совершенствованию программ подготовки и переподготовки медицинских кадров, в том числе общей практики; программы повышения квалификации по специальности менеджер здравоохранения.

Внедрение дистанционных форм обучения в рамках информатизации здравоохранения, на наш взгляд, должно быть регламентировано Положением по организации дистанционного повышения квалификации медицинских кадров. Согласно Временному положению по организации дистанционного повышения квалификации медицинских кадров Министерства здравоохранения Российской Федерации, «учитывая современные тенденции перехода системы профессионального образования от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», необходимо признать, что использование дистанционных образовательных технологий при подготовке медицинских кадров весьма актуально в современных условиях. Медицина представляет собой одну из тех отраслей знаний, где традиционно считается невозможным получить базовое образование заочно, что касается последипломного образования, то теоретические (преимущественно) циклы повышения квалификации можно проводить с использованием дистанционных технологий». В разработанном Положении, очевидно, по примеру наших российских коллег, следует осветить направления развития дистанционных образовательных технологий в системе непрерывной последипломной подготовки медицинских кадров, сценарий использования дистанционных образовательных технологий, технологию проведения цикла, правовые аспекты использования дистанционных технологий.

Все вышеизложенное позволит определить в правовом поле деятельность образовательных структур по переподготовке национальных медицинских кадров в здравоохранении на ближайшую перспективу, что позволит эффективно решать сложные задачи процессов реформирования отрасли здравоохранения.

Литература

1. Указ Президента РК от 29 сентября 2004 г. N 1449 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан».

2. Указ Президента РК от 13 сентября 2004 г. N 1438 «Об утверждении Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005 — 2010 годы».

3. Закон РК от 7 июня 1999 г. N 389-1 «Об образовании».

4. Закон РК от 4 июня 2003 г. N 430-11 «О системе здравоохранения».

5. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений».

6. Закон РК от 9 июля 2001 г. «О науке».

7. Приказ Министерства здравоохранения РК от 19 июня 2003 г. «Об утверждении Номенклатуры врачебных должностей и специальностей».

8. Приказ Министерства здравоохранения РК от 25 февраля 2004 г. «Об утверждении Правил проведения квалификационных экзаменов в области здравоохранения».

——————————————————————