Особенности переподготовки руководителей здравоохранения Республики Казахстан в области медицинского права
(Абылкасымов Е. А., Каирбекова С. З., Жузжанов О. Т.)
(«Медицинское право», 2006, N 2)
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА
Е. А. АБЫЛКАСЫМОВ, С. З. КАИРБЕКОВА, О. Т. ЖУЗЖАНОВ
Абылкасымов Е. А., доктор медицинских наук, профессор, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Каирбекова С. З., проректор Казахской государственной медицинской академии.
Жузжанов О. Т., заведующий кафедрой общественного здоровья и управления здравоохранением Казахской государственной медицинской академии.
Президент Республики Казахстан в своем ежегодном Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 г. «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» особо подчеркнул, что «страна, не умеющая развивать знания, в XXI в. обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику.
Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования на всех уровнях.
Задача казахстанских вузов — предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих из них должны быть признаваемы в мире».
Реформирование системы здравоохранения в Республике Казахстан предполагает радикальные изменения в подготовке и особенно в переподготовке медицинских работников, в частности руководителей системы здравоохранения. В период роста экономических показателей развития нашего государства появилась реальная возможность утвердить новую концепцию развития системы здравоохранения Республики Казахстан.
Для достижения главной цели — обретения всеми людьми Республики Казахстан такого уровня здоровья, которое в социальном и экономическом отношении позволит им вести экономически производительную жизнь, необходимо учитывать следующие основные направления развития общественного здоровья и здравоохранения:
1. Рассматривать охрану здоровья как основную составляющую национальной безопасности.
2. Реализовать принцип отзывчивости системы здравоохранения на потребность населения в достаточном объеме и качестве медицинской помощи.
3. Учитывать, что качество здоровья населения непосредственно влияет на качество жизни и устойчивое развитие нашего государства.
Определить, что основным фактором эффективности системы здравоохранения является управление качеством устройства деятельности медицинских организаций и оказания медицинской помощи.
Что касается развития национального здравоохранения, Президент еще в прошлом году достаточно четко обозначил значимость подготовки менеджеров для системы здравоохранения Республики Казахстан.
Проводимая в данном контексте деятельность по переподготовке современных менеджеров здравоохранения натолкнулась на ряд сложных проблем, которые заключаются в том, что в настоящее время в вузах нашей страны не готовятся специалисты данного профиля, кроме того, в вузах также не готовят юристов и экономистов для системы здравоохранения. Таким образом, возникает проблема углубленного обучения по данным направлениям нынешних главных врачей. Поэтому утвержденные Министерством здравоохранения Республики Казахстан стандарты по всем специальностям в области здравоохранения, в особенности по отношению к организаторам здравоохранения, вызывают настороженность, ибо введенные на всей территории республики единые требования к уровню профессиональных знаний, приобретаемых курсантами на циклах повышения квалификации и переподготовки в организациях медицинского образования и науки, не соответствуют современным требованиям. В этом контексте назрела необходимость открытия самостоятельных кафедр по медицинскому праву, по экономике здравоохранения, менеджменту в системе здравоохранения.
Нельзя не согласиться с членом-корреспондентом РАМН, профессором Ю. Д. Сергеевым в том, что подготовка врачей должна начинаться еще на уровне студенчества и содержание курса должно состоять из двух взаимосвязанных блоков, а именно — из общих, базовых, положений правовой науки (правоведения) и собственно медицинского права (юридических основ деятельности врача) с учетом специфики будущей врачебной специальности.
Проведенный опрос главных врачей, обучающихся в Медицинской академии на факультете повышения квалификации врачей, показал, что только 43,3% знают основные нормативные правовые документы, регулирующие общественные отношения в области охраны здоровья населения. 58,1% респондентов смогли с уверенностью сказать, какие законодательные акты регулируют их деятельность. О правах пациентов и какими документами они определены, смогли ответить положительно только 21,6% опрошенных. Таким образом, анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: 1) знание главными врачами основ законодательств в области охраны здоровья населения и системы здравоохранения можно считать чуть ниже среднего; 2) периодичность переподготовки их по правовым вопросам — один раз в год и не менее 36 кредит-часов; 3) при рассмотрении дел при аттестации на категорию необходимо обязательное знание основ медицинского права.
В настоящее время, когда возрастает роль применения современных инновационных учебных технологий, изменяются коренным образом профессиональные требования к деятельности не только врача, но и к деятельности управленцев всех уровней, возникает потребность осмысления проблем послевузовского дополнительного образования, сроков, структуры и качества переподготовки, требований к аттестации врачей и разрешительных механизмов их деятельности. Глубоко естественным является корреспондирование содержания переподготовки специалистов медицинского профиля с процессами реформирования отрасли здравоохранения не только по ее этапам, но и по сути содержания.
Вполне приемлемым подходом в совершенствовании послевузовского образования для организаторов здравоохранения в настоящее время является дистанционное обучение, которое практикуется в нашем институте. Но это должно стать системой, в которой особое место должно уделяться уровню управления, этапности, квалификационному уровню, и безусловно, наличию знаний, навыков, умений и опыта. Реализуемое направление требует значительной предварительной подготовки, новых методологических подходов, методических решений и обязательности обратной связи.
Проблемы управления организационными изменениями и проводимым реформированием здравоохранения приобретают в настоящее время особое значение. Целью реформы здравоохранения в Республике Казахстан является достижение приемлемого уровня и качества здоровья, оздоровление населения, непрерывное улучшение качества медицинской помощи, повышение не только эффективности функционирования системы здравоохранения, но и эффективного использования выделяемых отрасли ассигнований, ориентирование на достижение конечных результатов деятельности не только органов здравоохранения и медицинских организаций, но и конкретного врача.
А для этого необходим комплекс инновационных управленческих знаний, ориентация на креативность мышления, управленческие навыки должны быть доведены до автоматизма.
На наш взгляд, основными направлениями дальнейшего развития послевузовского дополнительного правового обучения должны стать: во-первых, обоснование и разработка концепции дополнительного послевузовского правового образования с учетом процессов реформирования системы здравоохранения и на основе ее утверждение соответствующих нормативных правовых документов; во-вторых, научное обоснование и подготовка государственных послевузовских образовательных правовых стандартов, соответствующих основным направлениям реформы здравоохранения по всем медицинским специальностям; в-третьих, разработка и внедрение нового поколения квалификационных характеристик для специалистов — организаторов здравоохранения; в-четвертых, обоснование и введение обязательной новой системы разрешительных механизмов их деятельности с учетом 3-летней периодичности и разработки системы набора и структуры кредит-часов по специальностям; в-пятых, разработка и внедрение инновационных эффективных обучающих технологий, с использованием учебных модулей международного образца; в-шестых, применение международного опыта в развитии дополнительного послевузовского медицинского образования путем обмена опытом и обучения за рубежом; в-седьмых, обоснование и внедрение системы подготовки резерва руководящих кадров управленцев всех уровней системы здравоохранения по правовым вопросам, мониторинг их переподготовки и проведение регулярной оценки их деятельности; и наконец, в-восьмых, обоснование и принятие Закона «О социальной защите медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан».
Реализация данных направлений позволит в полной мере обеспечить переподготовку современных управленцев в системе здравоохранения по проблемам законодательного регулирования как в сфере охраны здоровья населения, так и в области общего и частного медицинского права Республики Казахстан.
——————————————————————