Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров ФСИН России: организационно-правовые аспекты
(Кондрашин О. В.) («Российский следователь», 2007, N 21)
ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ ФСИН РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
О. В. КОНДРАШИН
Кондрашин О. В., адъюнкт кафедры административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики ФСИН России, подполковник внутренней службы.
Масштабность проводимых в нашей стране преобразований повлекла за собой и качественные изменения в пенитенциарной системе. В данной обстановке от сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы требуется большая мобилизация сил на решение поставленных перед ними государством и обществом задач, главные из которых — это выполнение требований уголовно-исполнительной государственной политики, ориентированной на охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, гуманизацию условий отбывания и порядка исполнения наказания, предусмотренную международными стандартами. В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы возрастают требования к уровню профессионализма сотрудников. Необходимо формирование у них нового мышления и профессиональной культуры, обучение их современным формам и методам работы. Руководством Главного управления ФСИН России отмечено, что в целях дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы Управлению профессионального образования и науки, образовательным учреждениям, НИИ УИС необходимо: 1) расширить сотрудничество образовательных учреждений с НИИ и территориальными органами уголовно-исполнительной системы, направленное на совершенствование подготовки кадров; за учебными заведениями закрепить базовые комплектующие органы в федеральных округах; 2) совершенствовать систему отбора кандидатов на обучение в ведомственных образовательных учреждениях, обеспечить безусловное соблюдение регионального принципа при приеме на учебу; 3) укреплять связи ведомственной науки с практикой. Считать приоритетным выполнение исследований по заявкам от служб Министерства юстиции. Активизировать практику посещения научными сотрудниками, преподавателями образовательных учреждений территориальных органов УИС и пенитенциарных учреждений, проведения там научно-практических и читательских конференций, семинаров, лекционных занятий и т. п. <1>. ——————————— <1> Выступление А. М. Никитина на пресс-конференции по вопросам профессионального образования в уголовно-исполнительной системе // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2005. N 2.
Далее хочется показать механизм правового регулирования и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров УИС. Задачи и содержание профессионального обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы при проведении начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров определяются Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», Приказом Министерства образования Российской Федерации от 31 июля 2000 г. N 237 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих», нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также Положением об организации начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации <2>. Данное Положение определяет порядок организации начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. В системе дополнительного профессионального образования устанавливаются следующие основные виды обучения, обеспечивающие его непрерывность: ——————————— <2> Приказ Минюста России от 29 декабря 2001 г. N 273 «Об утверждении Положения об организации начального профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
— дополнительное начальное профессиональное образование (проводится последовательно в три этапа: обучение по месту службы; курсовое обучение в учреждениях профессионального образования Минюста России и других министерств, учебных центрах и учебных пунктах при территориальных органах УИС; стажировка в занимаемой должности по месту службы); — повышение квалификации (проводится в целях пополнения и обновления знаний сотрудников УИС, изучения новых форм и методов деятельности органов УИС и осуществляется в институтах, на факультетах, курсах повышения квалификации Минюста России, других министерств и ведомств, на курсах (сборах) в учебных центрах Минюста России, с отрывом или без отрыва от работы, по конкретной специализации или должности не реже одного раза в пять лет); — переподготовка (проводится с целью получения новой специальности или при переводе на другую работу, выполнение которой требует новых знаний, умений и навыков; организуется в образовательных учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации кадров или по месту службы сотрудников); — стажировка (вид дополнительного профессионального образования, позволяющий сотрудникам уголовно-исполнительной системы приобретать новые знания, практические навыки и умения, необходимые для успешного выполнения функциональных обязанностей по занимаемой или новой должности); — послевузовское профессиональное образование (предоставляет сотрудникам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования; может быть получено в адъюнктуре (аспирантуре) и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях); — служебная и боевая подготовка (система запланированных мероприятий, включающая изучение необходимых учебных дисциплин сотрудниками уголовно-исполнительной системы в ходе повседневной практической деятельности в целях успешного выполнения оперативно-служебных, производственных задач и функциональных обязанностей); — физическая подготовка (организуется в соответствии с Наставлением по физической подготовке сотрудников УИС Минюста России) <3>; ——————————— <3> Приказ Минюста России от 12 ноября 2001 г. N 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников УИС Минюста России».
— самостоятельная учеба (как один из видов повышения квалификации проводится в целях непрерывного, систематического пополнения и углубления знаний, полученных сотрудниками уголовно-исполнительной системы в образовательных учреждениях и учебных центрах, в ходе переподготовки и повышения квалификации, стажировки, служебной и боевой подготовки, обучения в адъюнктуре, аспирантуре, докторантуре). Подготовка кадров для силовых структур страны представляет собой важную составляющую часть деятельности, направленной на укрепление государства и правопорядка в стране, повышение общей культуры населения и развития правовой науки. В решение этой задачи включены министерства и ведомства, научные и учебные заведения, а также органы и учреждения, выступающие в качестве главных заказчиков и потребителей специалистов с высшим и средним специальным образованием. В составе Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ функционируют системы учебных и научных учреждений, готовящих специалистов различного профиля для комплектования органов и подразделений этих ведомств. Наиболее солидно по количеству учебных заведений, численному составу обучающихся, качественной характеристике профессорско-преподавательского состава, научному потенциалу представлено Министерство внутренних дел. Система учебных заведений МВД России включает не один десяток учебных заведений с филиалами, хорошую материальную базу. Она имеет богатую историю своего становления и развития. В их составе действуют Академия управления МВД России, известные профильные вузы МВД России в городах Волгограде, Нижнем Новгороде, Омске, Орле, Саратове, Санкт-Петербурге, Смоленске, Уфе и в ряде других областных и краевых центров. Учебные заведения УИС Минюста России, небольшое количество которых в конце 90-х годов выделилось из системы учебных заведений МВД России, сейчас представлены Рязанской академией права и управления, Вологодским институтом права и экономики, Владимирским, Псковским, Самарским юридическими институтами, с филиалами в Казани, Липецке, Кузбассе, средней специальной школой в Перми. В систему учебных заведений УИС Минюста России входят также более 80 учебных центров и пунктов, которые осуществляют начальную профессиональную подготовку. В них работают более 80 докторов и свыше 400 кандидатов наук, профессоров и доцентов <4>. ——————————— <4> Материалы третьей Всероссийской научно-методической конференции «Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе» // Самарский юридический институт ФСИН России, февраль 2005 г.
Конечно же, учебная база образовательных учреждений Минюста России весьма скромная, и она имеет ограниченные резервы для увеличения количества обучаемых, чтобы обеспечить потребность в квалифицированных кадрах для учреждений и органов УИС. Увеличивать сеть учебных заведений, видимо, тоже не рационально, да и средств на эти цели просто нет. В последние семь лет был опробован вариант взаимной подготовки специалистов МВД и Минюста на базе ведомственных учебных заведений. В принципе такая форма оправдывает себя при заочном обучении, а при очном порождает определенные проблемы. Непрофильная специализация для учебных заведений вызывает осложнения в решении вопросов обеспечения учебного процесса специалистами должной квалификации, создает трудности психологического и материального порядка, связанные с затратами на создание и обновление учебно-методической базы, организацию и проведение практического обучения. По сути дела, этот эксперимент не оправдал себя и в плане того, что учебные заведения не в полной мере отражают профессиональную ориентацию. С другой стороны, выпускники учебных заведений МВД России, подготавливаемые для прохождения службы в УИС, получают недостаточную профильную ориентацию для службы в исправительных учреждениях, тем более в подразделениях по конвоированию. Возможно, по этой причине они не имеют должного психолого-волевого настроя проходить там службу, а порой просто игнорируют контрактную основу их распределения в комплектующие органы. Дефицит кадров в МВД России поглощает и тех, кто проходил обучение в учебных заведениях МВД России для УИС. Данная проблема неоднократно обсуждалась учеными, в частности на ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе», проходившей на базе Самарского юридического института. Например, очень интересно мнение Б. З. Маликова, который в своих работах и выступлениях подчеркивает, что ведомственное размежевание учебных заведений МВД и уголовно-исполнительной системы позволило за последние годы обрести определенный опыт для выводов и оценок. Б. З. Маликов определяет четыре основные позиции, а именно: 1. Совмещение подготовки кадров для различных правоохранительных ведомств не только возможно, но и востребовано в целях соблюдения единых подходов к проблеме правоохранительной деятельности, избежания нарушений должной сбалансированности в оценках проблем применения принуждения, единого обучения основам уголовной и уголовно-исполнительной политики, психологии работы с правонарушителями и осужденными. 2. Подготовка специалистов для различных правоохранительных структур должна осуществляться в единой межведомственной системе учебных заведений Министерства юстиции РФ по их заявкам с учетом выделяемых на эти цели бюджетных средств. Тем самым в них будет формироваться новый сотрудник на основе учета приоритета прав человека, требований международных стандартов и правил обращения с различными категориями правонарушителей, заключенными и осужденными. Такая форма организации обучения поможет выработать профессиональную психологию и новые качества у сотрудников правоохранительных органов, позволяющие более эффективно выполнять свои функции в условиях демократического общества. 3. Единая система учебных и научных учреждений устранит раздробленность и распыление средств, параллелизм и дублирование, негативные стороны корпоративных интересов, снизит излишние расходы на организацию управления учебными заведениями, сконцентрирует научный потенциал, более благоприятно повлияет на их комплектование переменным составом (курсантами), снизит необходимость выезда для значительной части курсантов с постоянного места жительства для получения профессиональной подготовки, а значит, и расходы на проезд и проживание в иной местности. 4. Различные ведомственные задачи и формы деятельности правоохранительных органов не меняют в целом содержания всей их совокупной деятельности, направленной на обеспечение правопорядка и законности, помощи гражданам в защите их прав, жизни, здоровья, чести и достоинства. С учетом этого и будущие сотрудники различных правоохранительных структур должны в период обучения получать одинаковое нравственно-психологическое, физическое и патриотическое воспитание <5>. ——————————— <5> Маликов Б. З. Задачи правоохранительной деятельности и проблемы подготовки кадров в специальных высших учебных заведениях. Самара, 2003.
Сегодня стоит задача не просто подготовить профессионального специалиста, но и сделать все необходимое, чтобы он обладал высокими гражданскими качествами, был интеллектуально, нравственно и физически развит, смог во время службы в полной мере использовать полученные знания.
——————————————————————