Прокурорский надзор за исполнением законодательства о труде
(Опенышев О. С.)
(«Законность», 2013, N 5)
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
О. С. ОПЕНЫШЕВ
Опенышев Олег Сергеевич, заместитель начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.
Автор статьи говорит о том, что мерами прокурорского реагирования необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение провозглашенного Конституцией РФ права каждого на труд. При этом защита прав работников на оплату труда является хотя и важным, однако далеко не единственным направлением деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о труде.
Ключевые слова: право на труд, законодательство о труде, оплата труда, сокращение штатов, оплата простоя, статистика, повышение эффективности прокурорского надзора.
Prosecutorial supervision over implementation of labour legislation
O. S. Openyshev
Measures of prosecutorial reaction must secure meticulous execution of everyone’s right on labour provided in the Constitution of the Russian Federation. With that though protection of rights of employees on payment for labour is important it is not the only direction of activities of bodies of Prosecutor’s Office of the Russian Federation in the course of carrying out of supervision over execution of labour legislation.
Key words: Right on labour, legislation on labour, payment for labour, staff reduction, payment for down time, statistics, increasing of effectiveness of prosecutorial supervision.
Одна из первоочередных задач органов прокуратуры на современном этапе — обеспечение прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд.
Мерами прокурорского реагирования только за 9 месяцев 2012 г. далось погасить задолженность по заработной плате на сумму свыше 8,4 млрд. руб. В интересах работников прокурорами в суды направлено более 360 тыс. заявлений, по их постановлениям к административной ответственности привлечено 16 тыс. человек, свыше 460 руководителей дисквалифицированы. По материалам прокурорских проверок возбуждено 325 уголовных дел по ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат).
Наиболее сложной остается ситуация с выплатой заработной платы работникам предприятий, находящихся в различных стадиях банкротства. По некоторым оценкам задолженность по заработной плате в этих организациях составляет 778 млн. руб., или 34% от общей суммы.
Во многих случаях несостоятельность предприятий-банкротов обусловлена длительным неблагополучным финансово-экономическим состоянием, существенным износом материально-технической базы. Вместе с тем прокурорами выявляются многочисленные нарушения законодательства в деятельности конкурсных управляющих.
Зачастую они не ведут надлежащую работу по учету и оценке имущества предприятий, без проведения собрания кредиторов в аренду предоставляют активы банкротов, не принимают меры к взысканию дебиторской задолженности.
В текущем году за неправомерные действия при банкротстве организаций Приволжского федерального округа по постановлениям прокуроров привлечены к ответственности по ст. 14.13 («Неправомерные действия при банкротстве») КоАП более 100 арбитражных управляющих, внесено около 150 представлений в саморегулируемые организации профессиональных арбитражных управляющих и арбитражным управляющим, по результатам их рассмотрения более 50 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Принятыми мерами удалось добиться выплаты заработной платы работникам этих предприятий.
Нарабатывается положительная практика обеспечения прав граждан на получение заработной платы не ниже установленной в регионе.
После внесения изменений в трудовое законодательство в отдельных субъектах Федерации заключены региональные соглашения о минимальной заработной плате, призванные улучшить положение трудящихся. Вместе с тем далеко не все работодатели приняли меры к повышению заработной платы.
Так, согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тульской области от 8 февраля 2012 г. она сначала для работников организаций внебюджетного сектора экономики составляла 8 тыс. руб., государственных и муниципальных учреждений области — 5,5 тыс. руб., а с 1 сентября 2012 г. выросла до 8,5 и 6 тыс. руб. соответственно. Вместе с тем на некоторых предприятиях области размер выплачиваемой заработной платы работникам не всегда соответствовал установленному минимуму. В связи с этим с целью устранения нарушений горрайпрокурорами внесено около 30 представлений, возбуждено 18 дел об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда») и ст. 5.31 КоАП («Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению»).
В результате прокурорского вмешательства несколько руководителей предприятий вынуждены были повысить размер заработной платы работникам до установленного в области и произвести ее перерасчет.
Зная о проводимой органами прокуратуры целенаправленной работе по выявлению и устранению нарушений законодательства о труде, некоторые нерадивые руководители пытаются скрыть наличие задолженности по заработной плате.
Органы прокуратуры систематически выявляют организации, которые в нарушение установленного порядка не представляют в органы государственной статистики сведения о просроченной задолженности по заработной плате.
При этом, как показывают прокурорские проверки, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики не всегда принимают меры, направленные на своевременное предоставление респондентами достоверных сведений о задолженности по заработной плате, не соблюдают порядок рассмотрения административных дел и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Начиная с 2011 г. территориальным органом Росстата по Иркутской области, несмотря на наличие оснований по ст. 13.19 КоАП («Нарушение порядка предоставления статистической информации»), не привлечено ни одно лицо. В то же время органами прокуратуры области в этот же период возбуждено 12 дел, которые рассмотрены, виновные лица оштрафованы.
Одновременно с этим в целях защиты прав работников организаций, которые не являются респондентами статистического наблюдения и не обязаны в соответствии с действующим законодательством предоставлять статистические сведения о задолженности по заработной плате, прокуроры наладили взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы судебных приставов, Пенсионного фонда РФ. В результате этой работы выявлены сотни предприятий, имевших задолженность по заработной плате.
В Приволжском федеральном округе установлено 848 таких организаций, в том числе в Кировской области — 145, в Республике Башкортостан — 201, в Оренбургской области — 87. По всем выявленным случаям прокуроры приняли меры, направленные на погашение задолженности по выплате заработной платы и привлечение виновных лиц к ответственности.
В ходе прокурорских проверок в республиках Татарстан, Марий Эл, Коми, в Удмуртской Республике, Камчатском, Забайкальском, Приморском краях, Астраханской, Калининградской, Магаданской, Мурманской, Оренбургской, Ростовской, Тамбовской, Тверской, Ульяновской областях установлены факты нарушения ст. 157 Трудового кодекса, регламентирующей порядок оплаты времени простоя.
Как правило, работодатели свои действия неправомерно мотивировали тем, что простой произошел по независящим от них причинам (отсутствие сырья, заказов, сложности в реализации продукции, дебиторская задолженность и др.), и оплачивали это время исходя из размера оклада, а не заработной платы работника. По протесту Выксунской городской прокуратуры Нижегородской области в приказ главного врача учреждения здравоохранения внесены изменения, предусматривающие оплату времени простоя в размере 2/3 средней заработной платы, а не должностного оклада, как предусматривалось изначально.
В нарушение требований трудового законодательства многие работодатели направляют работников в отпуска без сохранения заработной платы. Так, прокуратурой Куйбышевского района Калужской области восстановлены права 16 работников общества с ограниченной ответственностью, которые неправомерно были направлены в неоплачиваемые отпуска, директор общества, допустивший нарушения, привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП.
В некоторых регионах работодатели вопреки ст. 178 Трудового кодекса не производят предусмотренные выплаты и компенсации высвобождаемым работникам. Например, в Тульской области по требованию прокуратуры 6 уволенным по сокращению штатов работникам муниципального унитарного предприятия выплачено более 150 тыс. руб., предусмотренных законодательством, директор предприятия привлечен к административной ответственности.
Несомненно, защита прав работников на оплату труда является хотя и важным, однако далеко не единственным направлением деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о труде.
Так, в ходе прокурорских проверок неоднократно принимались меры в отношении работодателей, которые принуждали работников увольняться по собственному желанию либо по соглашению сторон при фактическом сокращении штатов.
В нарушение ст. 180 ТК работники далеко не всегда уведомлялись о предстоящем сокращении. Зачастую им не предлагали другую имеющуюся работу и вакантные должности. Только в одном акционерном обществе Волгоградской области с нарушением законодательства были освобождены от занимаемых должностей 183 работника. В связи с этим по инициативе прокурора Кировского района г. Волгограда руководитель этого общества привлечен к административной ответственности, нарушения закона устранены.
Значительное внимание прокуроры уделяют соблюдению законодательства о занятости населения, организации учета безработных, формированию базы имеющихся вакансий и своевременности предложения их нуждающимся.
Органами прокуратуры Ставропольского края на 25 предприятиях выявлены факты несоблюдения требований Закона РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения Российской Федерации», предусматривающего необходимость уведомления работодателями центров занятости о предстоящем сокращении штата работников. По инициативе прокуроров лица, допустившие нарушения, привлечены к ответственности по ст. 19.7 КоАП («Непредоставление сведений (информации)»).
Прокуратурой г. Майкопа Республики Адыгея внесены представления руководителям 10 организаций об устранении нарушений закона в связи с непредоставлением сведений о наличии вакантных рабочих мест. Представления рассмотрены и удовлетворены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Практически во всех регионах принимались меры по устранению нарушений прав граждан при регистрации и постановке на учет в качестве безработных. У граждан истребовались документы и иные сведения, не предусмотренные действующим законодательством, неэффективно проводилась работа по профессиональной ориентации граждан, в том числе несовершеннолетних, их психологической поддержке и профессиональному обучению. Центры занятости населения не располагали информацией о структуре и количестве выпускников учебных заведений, нуждающихся в трудоустройстве, не осуществляли в приоритетном порядке профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных учреждений.
Нарушениям трудового законодательства отчасти способствовало ненадлежащее исполнение государственными инспекциями труда полномочий по обеспечению контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере оплаты труда. В связи с ненадлежащим осуществлением контрольных полномочий в указанной сфере только в 3 квартале 2012 г. по результатам рассмотрения представлений органов прокуратуры Краснодарского края, Астраханской и Волгоградской областей к дисциплинарной ответственности привлечено 11 должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.
Неудовлетворительной остается работа служб судебных приставов по осуществлению своевременного и реального исполнения судебных постановлений о взыскании задолженности по заработной плате. С нарушением установленных законодательством сроков они возбуждали исполнительные производства и совершали исполнительные действия. Не принимали необходимых мер по установлению сведений об имущественном положении должников, несвоевременно производили арест и передавали на реализацию имущество должников, виновных не привлекали к административной ответственности по ст. 17.14 КоАП («Нарушение законодательства об исполнительном производстве»).
Федеральной налоговой службой нарушался порядок формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц.
В ходе проверок установлены факты отсутствия в реестре сведений о дисквалифицированных лицах, случаи осуществления управленческой деятельности дисквалифицированными лицами.
В Тюменской области прокурором Ленинского административного округа г. Тюмени возбуждены дела по ч. 1 ст. 14.23 КоАП («Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом») в отношении директора общества, который, будучи дисквалифицированным по инициативе прокурора, продолжал осуществлять управленческую деятельность, а также в отношении общества, которое не прекратило с ним трудовой договор в связи с дисквалификацией.
В целях защиты трудовых прав граждан Генеральной прокуратурой всем нижестоящим прокурорам предложено принять дополнительные меры по обеспечению эффективности и результативности прокурорского надзора в указанной сфере, повышению персональной ответственности работодателей по соблюдению законодательства о труде, должностных лиц контролирующих и уполномоченных органов за выполнение возложенных на них полномочий.
——————————————————————