Из практики прокурорского надзора по административным делам

(Редакционный материал)

(«Законность», 2014, N 3)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Орган государственной власти субъекта РФ не вправе устанавливать какие-либо дополнительные критерии (основания) для присвоения звания «Ветеран труда».

С. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 г. N 95-03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ивановской области» в части слов «при условии продолжительного (не менее одного года) добросовестного труда» как противоречащего ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». С. полагала, что присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде при условии продолжительного (не менее одного года) добросовестного труда, сужает круг лиц, отнесенных федеральным законодателем к категории ветеранов труда и нарушает ее право на присвоение этого звания.

Решением Ивановского областного суда от 6 мая 2013 г. заявление С. оставлено без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2013 г. решение суда отменено с вынесением нового решения об удовлетворении заявления.

Не умаляя выводов суда о наличии у субъекта РФ правомочий по вопросам социальной поддержки ветеранов труда и определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», Судебная коллегия в то же время не согласилась с суждением о соответствии оспариваемой нормы Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», указав следующее.

В силу ст. 7 названного Федерального закона ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, федеральный законодатель к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относит всех лиц, решение о награждении за отличие в труде которых принималось в соответствии с нормами законодательства органами, наделенными соответствующими полномочиями в установленном порядке, при этом продолжительность труда подтверждается трудовым стажем, а отличие в труде — знаками отличия в труде.

При этом каких-либо полномочий, направленных на дифференциацию как круга лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так и самих ведомственных знаков отличия в труде в связи с присвоением звания «Ветеран труда», субъекту Федерации не предоставлено.

Судебная коллегия отметила, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации определяются порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», а не критерии, обусловившие награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Поскольку такая дифференциация лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, приводит к исключению из круга лиц на присвоение звания «Ветеран труда» тех обладателей ведомственных знаков отличия в труде, в отношении которых решение о присвоении принималось в случаях, когда эти лица проработали менее одного года, Судебная коллегия согласилась с доводами заявителя об установлении региональным законодателем иных, дополнительных критериев (оснований) для присвоения звания «Ветеран труда», чем это предусмотрено ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», и, как следствие, сужающих круг лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Тот факт, что меры социальной поддержки ветеранов труда, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов Федерации, сам по себе не может свидетельствовать о соответствии федеральному законодательству оспариваемого заявителем положения, поскольку не дает права субъектам РФ отменять либо иным образом изменять объективные критерии, с которыми федеральный законодатель связывает присвоение звания «Ветеран труда».

——————————————————————