Надзор за исполнением антимонопольного законодательства

(Низовцев А.)

(«Законность», 2006, N 5)

НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А. НИЗОВЦЕВ

А. Низовцев, заместитель начальника отдела прокуратуры Саратовской области.

В ст. 34 Конституции РФ закреплено: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) определяются организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В Законе даны основные понятия, содержание которых необходимо знать при проведении прокурорских проверок соблюдения антимонопольного законодательства.

Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 4).

Поскольку органы прокуратуры продолжают выявлять многочисленные факты принятия федеральными органами власти, органами исполнительной и представительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления правовых актов, ограничивающих деятельность хозяйствующих субъектов, допускающих вмешательство в их предпринимательскую деятельность, надзор за решениями и действиями указанных органов остается важной составляющей прокурорского надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. О недопустимости подобных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, о необходимости предотвращения и пресечения их мерами прокурорского надзора говорится в Приказе Генерального прокурора РФ от 17 августа 2005 г. N 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности».

Отметим, что органами прокуратуры Саратовской области еще до издания этого Приказа активизирован прокурорский надзор за соблюдением антимонопольного законодательства.

Аппаратом прокуратуры области во втором квартале 2005 г. проанализирована работа подчиненных прокуроров по надзору за соблюдением антимонопольного законодательства. После проведенного анализа заместителем прокурора области в мае 2005 г. на места было направлено указание об активизации прокурорского надзора за соблюдением антимонопольного законодательства с требованием о направлении в аппарат прокуратуры области отчетов о проделанной работе каждое полугодие.

Аппаратом прокуратуры области в августе 2005 г. проведена проверка в управлении Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, в ходе которой выявлены существенные недостатки работы управления при возбуждении и рассмотрении административных материалов, дел о нарушениях антимонопольного законодательства, иной контрольной работы. По выявленным нарушениям в деятельности управления ФАС руководителю управления внесено представление, по результатам рассмотрения которого деятельность управления активизирована, нарушения закона устранены.

По инициативе прокуратуры области разработан график совместных с управлением ФАС проверок органов местного самоуправления на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, который был направлен некоторым городским и районным прокурорам. По результатам совместных проверок опротестовано 5 незаконных правовых актов, внесено 6 представлений, в арбитражный суд и суды общей юрисдикции направлено 7 заявлений.

Принятые меры помогли добиться положительных результатов по итогам работы за 2005 г. в сравнении с 2004 г. Так, количество выявленных нарушений закона увеличилось со 134 до 304, опротестованных правовых актов — с 28 до 80, внесенных представлений — с 31 до 41, возбуждено 6 уголовных дел, тогда как в 2004 г. дела не возбуждались.

Вместе с тем проведенное по итогам года обобщение показало, что не все прокуроры работали правильно. Установлено, что одной из причин плохих показателей на этом направлении прокурорского надзора со стороны большинства прокуроров стало недостаточное обеспечение прокуроров на местах методическими материалами по этому предмету, в связи с чем аппарат прокуратуры области подготовил методические рекомендации «Организация и осуществление прокурорского надзора за соблюдением антимонопольного законодательства». С учетом того, что антимонопольные органы осуществляют контроль в сфере соблюдения законодательства о рекламе, рассматривают административные дела по ст. 14.3 КоАП, в эти методические рекомендации включена отдельная глава об организации надзора в сфере законодательства о рекламе. В рекомендации помимо теоретической основы включены наиболее интересные примеры актов прокурорского реагирования отдельных прокуроров.

Помимо этого прокурорам городов и районов области направлено информационное письмо с требованием активизации надзора за соблюдением антимонопольного законодательства с учетом требований Приказа Генерального прокурора РФ от 17 августа 2005 г. N 29.

При проведении обобщения выявили определенные недостатки организационного плана. Так, строка 8 статистического отчета формы «П» раздела 1 таблицы «А» называется «О монополиях», в связи с чем многие прокуроры включают в отчет сведения о результатах своей работы только в отношении предприятий-монополистов.

Вместе с тем Закон о конкуренции регулирует деятельность не только предприятий-монополистов, но и органов власти и местного самоуправления. Кроме того, на основании ст. 10 Закона о конкуренции продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг является одной из форм недобросовестной конкуренции и подпадает под действие этого Закона. Потому не ясно, куда следует относить уголовные дела, возбуждаемые межгоррайпрокурорами по ст. 146 УК (нарушение авторских и смежных прав) по результатам «общенадзорных» проверок, а также административные производства по ст. 7.12 КоАП. Если исходить из толкования норм Закона о конкуренции, то указанные акты реагирования следует относить в строку 8 «О монополиях» таблицы «А» раздела 1 формы «П».

На основании изложенного, с целью недопущения различных подходов к заполнению статистической отчетности представляется целесообразным изменить наименование строки 8 таблицы «А» раздела 1 формы «П» статистического отчета на наименование «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» либо «Об антимонопольной деятельности».

——————————————————————