Информация о деле
(Редакционный материал)
(«Законность», 1994, N 6)
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ
Проведенной прокуратурой области проверкой на предприятии «Астраханьгазпром» установлены нарушения законов РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах», законодательства о земле.
Первая очередь предприятия введена в эксплуатацию в 1986 г. с отступлениями от проекта, низким качеством строительно — монтажных работ, без принятия государственной комиссией. Замечания госкомиссии (январь 1989 г.), в которых было указано на незавершенность строительства ряда объектов, необходимость проведения научно — практических мероприятий, связанных с охраной природы (защиты атмосферы, вод, недр, состоянием подземных емкостей с радиоактивным рассолом и т. д.), выполнены не полностью.
Несмотря на это на предприятии начато и практически завершено строительство второй очереди (в нарушение ст. ст. 35 — 37 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды») без положительного заключения экологической экспертизы, которая четырежды в 1988 — 1991 гг. давала отрицательные заключения, предлагала «законсервировать» стройку.
Государственным Советом по экологии и природным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в решении No. 5 от 18 февраля 1993 г. указано, что «функционирование газового комплекса в настоящее время возможно только в условиях обеспечения экологической безопасности, соблюдения экологических требований и правил».
Однако, как показывают имеющиеся в прокуратуре данные, материалы контролирующих органов, результаты проведенных прокуратурой проверок, эти условия надлежащим образом не выполняются.
Несмотря на тенденцию по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, фактическая величина удельного выброса сернистого ангидрида превышает проектную величину. Причинами этого являются: нарушения технологического режима, быстрый износ оборудования, неритмичность энергоснабжения, трудности обеспечения импортными запасными частями на установках получения серы.
В ходе проверки специалисты госэпидемнадзора отобрали пробы воздуха на установке 2У-151, которые показали, что концентрация по сернистому ангидриду превышает ПДК в 5 раз, окиси углерода в 1,25 раза, а в селах Сеитовка и Аксарайск в 1,8 раза по окислам азота. Причина — неисправность оборудования.
На предприятии не обеспечивается безопасность эксплуатации газопроводов ГПУ — АГПЗ, АГПЗ — Астрахань — Камышин — Бурун из-за неритмичной работы установок отбензинования и осушки газа.
Согласно ст. 45 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» предприятие обязано наладить надежную и эффективную работу средств контроля, обеспечивающих соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды. В нарушение этого из 24 пунктов контроля в 1993 г. функционировали 10. Основные причины — отсутствие запчастей, повреждения линий связи и др. До настоящего времени руководством АГПЗ, начальником военизированной части должная работа пунктов контроля не налажена.
Нарушается ст. 50 упомянутого Закона в части соблюдения требований при использовании радиоактивных материалов.
В феврале 1993 г. областной центр госсанэпидемнадзора по результатам проверки предприятия внес предписание о представлении на согласование документации по всем видам работ, связанным с радиоактивными материалами, и вынес постановление о запрещении складирования твердых радиоактивных отходов на площадке скважины и необходимости их охраны, о чем была проинформирована администрация области, госкомитет по санэпидемнадзору.
В ходе проверки при выезде на объект специалистами установлено, что постановление не выполнено, радиоактивные отходы (трубы, оборудование и т. д.) находятся на скважине, не охраняются и к ним имеют доступ посторонние лица.
Распространены факты нарушения законодательства об охране земель и недр. В подразделениях «Астраханьбургаза» не обеспечивается техническая и биологическая рекультивация земель промысла.
Работы по строительству скважин производятся по техническим проектам, не согласованным в установленном порядке и не имеющим положительного заключения государственной экологической экспертизы. При их эксплуатации не проводятся работы по утилизации и захоронению буровых отходов.
На протяжении нескольких лет территория промыслов загрязняется нефтепродуктами, химреактивами, буровым раствором и т. п.
В ходе проверки по всем нарушениям природоохранительного законодательства директором ПБР «Астраханьбургаз» привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности более 16 должностных лиц.
Однако контрольная проверка 14 апреля 1993 г. показала, что положение дел не исправлено.
По результатам проверки прокурор Астраханской области внес генеральному директору ГП «Астраханьгазпром» представление, в котором предложено принять конкретные меры для устранения выявленных нарушений природоохранительного законодательства и решить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об охране природы:
главного инженера, заместителя главного инженера по экологии, начальников установок получения серы, установки отбензинования и осушки газа, начальника военизированной части ГП «Астраханьгазпром», заместителя начальника управления магистральных газопроводов и продуктопроводов, директора ПБР «Астраханьбургаз».
Руководство предприятия рассмотрело представление прокурора. Издан приказ, в котором намечены мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Приказом за допущенные нарушения природоохранных требований директору предприятия по бурению «Астраханьбургаз» С. Бадалову объявлен выговор. Кроме того, заместителю генерального директора — директору ГПЗ-1 — В. Егорову предложено решить вопрос о привлечении к ответственности других должностных лиц.
——————————————————————