Понятие и сущность национализма в российском праве
(Пономаренков В. А.) («Административное право и процесс», 2007, N 5)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
В. А. ПОНОМАРЕНКОВ
Пономаренков В. А., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Самарского филиала Саратовского ЮИ МВД России.
С позиции современного социального знания феномен национализма рассматривается как идеология и политика, обеспечивающие этнической (национальной) культуре «политическую крышу» или самоопределение через какой-либо вариант государственности <1>. ——————————— <1> См.: Мухаметшина Н. С. Основные элементы националистической идеологии // Вестник Самарского государственного университета. 2004. N 1(31). С. 55.
По нашему мнению, под национализмом необходимо понимать возникающие в ходе межгруппового взаимодействия в многонациональном пространстве идеологию, практику и групповое поведение, основанные на представлении о приоритетности национальных интересов своего этноса, изначальным источником которых является этническая самоидентификация индивидов. Национализм представляет собой своеобразную программу для мобилизации членов общества на достижение определенной цели. К сожалению, следует отметить, что массовым сознанием россиян термин «национализм» рассматривается чаще всего в негативном смысле. Эту позицию разделяют и многие представители политической элиты, СМИ и юристы. Так, в соответствии с Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации <2>, утвержденной распоряжением Правительства России, в число основных задач приграничного сотрудничества Российской Федерации входит в том числе противодействие проявлениям национализма на приграничной территории. ——————————— <2> Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р.
В современной науке общепризнанным является разделение национализма на два основных вида: гражданский национализм и этнический национализм. Гражданский национализм также называют территориальным, и по экзистенционной сущности он может быть отождествлен с патриотизмом. В принципе гражданский национализм признается демократической ценностью, но и он может приобретать агрессивные формы, трансформируясь в шовинизм. В истории, в том числе и современной, известны ситуации, когда на основе идеологии патриотизма (гражданского национализма) осуществлялась политика государственной экспансии. Наиболее яркий пример — это внешняя политика США последних десятилетий <3>. ——————————— <3> См.: Мухаметшина Н. С. Трансформации национализма и «символьная элита»: Российский опыт. Самара, 2003. С. 20.
В настоящее время ряд российских исследователей рассматривают гражданский национализм как реальное взаимодействие народов, населяющих огромный регион, при этом отмечая необходимость формирования гражданской российской нации и сохранения поликультурности российского общества. Российскому обществу еще предстоит «созреть» до гражданского национализма, без которого России как государству не восстановить свою мощь. Тот национализм, который существует в современной России, — русский, татарский, башкирский и др. — это этнический национализм, который принято разделять на политический и культурный типы. Политический этнонационализм имеет целью достижение или сохранение государственности в каких-либо формах. Для культурного этнонационализма характерным признается стремление сохранить этническое самосознание, язык, целостность народа, при этом действия, направленные на достижение или укрепление государственности и мобилизующие этничность, могут привести к дискриминации по отношению к представителям других этнических групп. Такая политика провоцирует ответные фобии и насилие. Лидеры доминирующего (доминирующих) в подобной ситуации этноса (наций), в свою очередь, делают политику еще более радикальной, в том числе прибегая к открытому насилию, правовой дискриминации. Таким образом, развивается конфликт, в основе которого лежит этнический национализм. Конечно, открытая форма конфликта, кровопролитие не являются неизбежными. Во многом это зависит от действий лидеров взаимодействующих сторон. Но многие исследователи национализма признают, что именно политический этнонационализм содержит конфликтогенный потенциал. Поэтому данный тип национализма чаще всего подвергается критике. Нередко с указанным типом национализма отождествляется национализм в целом. В целом культурный этнонационализм признается более либеральной формой, но и он при определенных условиях может приобретать негативную направленность (например, когда под видом сохранения самобытной культуры происходит реставрация отживших обычаев, традиций, образа жизни и их насильственное распространение). Негативным является и стремление противопоставить свою культуру другим, т. е. когда культивируется этноизоляционизм, этноцентризм. Другими словами, в природе культурной разновидности этнического национализма также обнаруживается конфликтогенный потенциал. И его выход из латентного состояния зависит прежде всего от субъективного фактора, т. е. от позиции и действий политической элиты, контрэлиты, «символьной элиты» с обеих сторон. Этническая и гражданская составляющие национализма присутствуют в каждом обществе, а вопрос заключается только в том, что делает ту или иную составляющую доминирующей. В целом этнический национализм не противоречит гражданской солидарности, поскольку политическая общность всегда обладает культурной спецификой, а нация, этнос смогут достичь самоопределения, только используя государственный механизм. В отечественных нормативных актах законодатель использует термин «национализм», как правило, в негативном смысле, т. е. в связи с идеологией и политикой, основа которых — идея национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общности, чьи интересы и ценности ставятся выше всех иных интересов и ценностей <4>. Данный подход законодателя явно однобок и не отражает всех особенностей данного явления. ——————————— <4> См.: Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 403.
Наполнение доктрины национализма определенным содержанием напрямую зависит от конкретной ситуации, в нормативных актах должны указываться конкретные типы национализма и формы его проявления. Так, отдельные, наиболее радикальные, проявления национализма, такие, как геноцид, этноцид, экстремизм, сионизм, шовинизм, естественно, должны признаваться незаконными. Кроме того, национализм является идеологической основой современного терроризма. Надеемся, что законодатель учтет в дальнейшем особенности понятия и сущность национализма в своей деятельности, что будет способствовать эффективной реализации нормативно-правовых актов.
——————————————————————