О соотношении понятий «источники трудового права» и «трудовое законодательство»

(Шаповал Е. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2011, N 3)

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА» И «ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО» <*>

Е. А. ШАПОВАЛ

——————————— <*> Shapoval Е. А. On correlation of concepts «sources of labor law» and «labor legislation».

Шаповал Елена Алексеевна, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии Минюста России, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается важный теоретический и практический вопрос о соотношении понятий «источники права» и «законодательство» применительно к трудовому праву и трудовому законодательству.

Ключевые слова: источник права, источник законодательства, система нормативных актов о труде, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, коллективные договоры и соглашения.

The article considers an important theoretical and practice issue of correlation of concepts «sources of law» and «legislation» as applicable to labor law and labor legislation.

Key words: source of law, source of legislation, system of normative acts on labor, federal laws, laws of the subjects of the Russian Federation, collective contracts and agreements.

Вопрос о соотношении понятий «источники права» и «законодательство» был предметом исследования ученых не только в области общей теории права, но и ученых, занимающихся отраслевыми науками. Отсутствие нормативного закрепления определения понятия «законодательство» нередко создает трудности в правотворческой и правоприменительной деятельности. Но на основе сложившихся в юридической науке подходов по данному вопросу обычно выделяют законодательство «в узком смысле» и законодательство «в широком смысле». «В узком смысле» законодательство отождествляется с законодательными актами, принимаемыми представительным органом государства или непосредственным волеизъявлением населения в форме референдума <1>. При этом имеются в виду «законодательные акты»: на федеральном уровне — Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные постановления Государственной Думы, а также не утратившие силу ранее изданные законодательные акты, а на региональном уровне — конституции, уставы субъектов РФ, законы субъектов РФ. Под законодательством «в широком смысле» понимается весь комплекс издаваемых уполномоченными правотворческими органами нормативных актов, начиная с законов и заканчивая ведомственными нормативными правовыми актами <2>. ——————————— <1> Пиголкин А. С., Студеникина М. С. Законодательство: понятие, основные черты, динамика развития // Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995. С. 1 — 3; Мицкевич А. В. Система права и система законодательства Российской Федерации // Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. С. 340. <2> Пиголкин А. С., Студеникина М. С. Указ. соч. С. 5.

Исходя из широкого понимания законодательства, некоторые ученые ставят знак равенства между законодательством и источниками права. Так, А. И. Бобылев считает, что законодательство — это совокупность источников права, которые представляют собой форму выражения правовых норм <3>. На наш взгляд, не совсем корректно отождествлять понятия «законодательство» и «источники права». Как справедливо отмечают А. С. Пиголкин и М. С. Студеникина, широкое понятие «законодательство» (как весь массив нормативных правовых актов) не является в принципе научно корректным и практически эффективным для правового государства <4>. ——————————— <3> Бобылев А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. N 2. С. 24. <4> Пиголкин А. С., Студеникина М. С. Указ. соч. С. 5.

В современных исследованиях по трудовому праву также рассматривается содержание понятия «трудовое законодательство». По мнению С. Ю. Головиной, «законодательство о труде» может быть определено только путем перечисления правовых актов, входящих в содержание этого термина, а именно: Конституции РФ, Трудового кодекса, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, локальных нормативных актов, принимаемых работодателем <5>. В. Б. Дресвянкин также считает, что законодательство о труде в широком смысле охватывает не только все нормативные правовые акты, содержащие первичные правовые нормы, но также коллективные соглашения, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ <6>. Следовательно, оба автора, исходя из широкого понимания трудового законодательства, фактически отождествляют его с источниками трудового права. ——————————— <5> Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права: Автореф. дис. … д. ю.н. Екатеринбург, 1998. С. 41. <6> Дресвянкин В. Б. Пробелы в российском трудовом праве: Автореф. дис. … к. ю.н. Пермь, 2001. С. 8 — 9.

В связи с этим представляется, что в широком смысле под «трудовым законодательством» целесообразно понимать законодательные акты и иные нормативные правовые акты, исходящие только от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты организации в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также коллективно-договорные (социально-партнерские) акты данным понятием не охватываются, но данные правовые акты охватываются наряду с нормативными правовыми актами понятием «источники трудового права». Соответственно, по нашему мнению, понятие «источники трудового права» шире понятия «трудовое законодательство». С иных позиций подходит к понятию источников трудового права В. И. Миронов. Он выделяет два главных аспекта источников трудового права: формальный и материальный (или реальный). При этом под формальным аспектом источников трудового права он понимает весь массив нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, которым компетентные органы придают соответствующие формы. По этой причине рассмотрение источников трудового права в формальном аспекте, по мнению указанного автора, включает в себя характеристику содержания облеченных в определенные формы предписаний законодательства о труде. О материальном (реальном) аспекте источников трудового права следует говорить, считает он, как о регуляторе правоотношений, входящих в предмет данной отрасли. Второй аспект, по мнению В. И. Миронова, предполагает реализацию изданных правотворческими органами норм, т. е. источники трудового права материализуются в отношениях, которые составляют предмет данной отрасли права. Материальный аспект проблемы источников трудового права предполагает освещение процесса их реализации, т. е. их проявления в конкретных правоотношениях. При этом между формальным и материальным аспектами источников трудового права находится процесс реализации содержащихся в них требований. В связи с изложенным полновесное исследование источников трудового права, как считает В. И. Миронов, возможно лишь при рассмотрении их с точки зрения двух названных аспектов <7>. Однако уже была отмечена самостоятельность стадии реализации норм права, отделенность ее от стадии правотворчества, связанной вполне обоснованно с понятийной категорией «источники трудового права». При этом нельзя отрицать влияние источников трудового права на процесс реализации норм трудового права, но это влияние сферы правотворчества на сферу правоприменения. ——————————— <7> Миронов В. И. История трудового права: теория и практика // Государство и право. 1998. N 12. С. 55; Миронов В. И. Источники трудового права Российской Федерации: теория и практика: Дис. … д. ю.н. М., 1998. С. 45 — 49.

Таким образом, представители науки трудового права оперируют термином «источники трудового права», понимая под ним, как правило, совокупность нормативных правовых актов (законодательство). Такое понимание источника права, на наш взгляд, не раскрывает его содержания полностью. Ведь формальные источники права включают два элемента: способ выражения правовых норм как правотворческую деятельность уполномоченных субъектов и внешнюю форму выражения правовых норм как результат такой деятельности. Поэтому понятие «источники трудового права» должно отражать как способ установления норм трудового права, так и указание на его результат — нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Определения понятия «источники трудового права», содержащиеся в научной и учебной литературе, отражают отличительные признаки, выделяющие их из числа источников права других отраслей. Основным критерием такого выделения совершенно обоснованно называют предмет трудового права — те отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права. В определениях называются следующие виды отношений, составляющие предмет трудового права: трудовые отношения <8>; иные общественные отношения, тесно связанные с трудовыми <9>; отношения между предприятиями, учреждениями и организациями и профсоюзными органами по применению законодательства о труде <10>; отношения между органами государства и профессиональными союзами в процессе регулирования условий труда <11>. А также в них обоснованно указывается на то, что в источниках трудового права закрепляются нормы, направленные на регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. ——————————— <8> Хохрякова О. С. Источники советского трудового права: Дис. … к. ю.н. М., 1976. С. 18; Левиант Ф. М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих: Автореф. дис. … д. ю.н. М., 1959. С. 16; Трудовое право России: Учебник для вузов / Под ред. Р. З. Лившица, Ю. П. Орловского. М., 1998. С. 48; Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова М., 1996. С. 37; Трудовое право России: Учебник / Под ред. А. С. Пашкова. СПб., 1993. С. 48; Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М., 1978. С. 21. <9> Хохрякова О. С. Указ. соч. С. 18; Трудовое право России: Учебник для вузов / Под ред. Р. З. Лившица, Ю. П. Орловского. М., 1998. С. 48. <10> Смолярчук В. И. Кодификация законодательства о труде и источники трудового права // Советское государство и право. 1973. N 9. С. 44. <11> Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М., 1978. С. 21.

В настоящее время круг источников трудового права законодательно очерчен ст. 5 Трудового кодекса РФ <12>. Он охватывает трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права. ——————————— <12> СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 3.

В редакции ч. 1 ст. 5 ТК РФ, действовавшей до 6 октября 2006 г., не определялся состав трудового законодательства. В действующей редакции ч. 1 ст. 5 ТК РФ (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) указано, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из законов РФ и законов субъектов РФ. Таким образом, ТК РФ исходит из узкого понятия трудового законодательства, которое включает только Трудовой кодекс, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. При этом понятие «трудовое законодательство» носит общий (сквозной) характер и используется в этом смысле во всех статьях ТК РФ. По мнению Ф. М. Раянова, в федеративном государстве система законодательства является двухуровневой: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации <13>. Представитель науки трудового права Е. Ю. Забрамная при характеристике системы источников трудового права отмечает, что в нынешний период система источников трудового права, а как следствие этого, и система трудового законодательства постепенно складываются из двух уровней — федеративного и регионального (субъектов), поскольку согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Это обусловливает особую сложность и двухуровневый характер системы источников трудового права <14>. ——————————— <13> Раянов Ф. М. Система законодательства Республики Башкортостан как субъекта РФ // Система законодательства Республики Башкортостан: становление и дальнейшее развитие. С. 19. <14> Забрамная Е. Ю. Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений: Дис. … к. ю.н. М., 1999. С. 43.

По мнению представителя общей теории права А. И. Бобылева, данное построение системы законодательства выражает лишь государственную основу. Отметим, что в общей теории права законодательство субъектов РФ обоснованно выделяется в самостоятельную подсистему российского законодательства <15>. Соответственно, в структуре трудового законодательства законодательные акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, занимают следующий за федеральным, т. е. нижестоящий, уровень. Данный структурный уровень включает в определенных случаях федеральные нормативные правовые акты, поскольку они не могут быть выражены нормативными правовыми актами субъектов РФ (Трудовой кодекс РФ), либо субъекты РФ не использовали свои возможности в правотворчестве (не приняли, например, закон об охране труда или о социальном партнерстве и др.). ——————————— <15> См.: Мицкевич А. В. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 2. С. 149; Поленина С. В. Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1988. С. 109; Тихомиров Ю. А. Система конституционного законодательства // Законодательство и экономика. 1998. N 6. С. 6.

Наряду с трудовым законодательством ч. 1 ст. 5 ТК РФ к источникам трудового права относит также иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права: — федеральные нормативные правовые акты: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; — нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; — нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Таким образом, Трудовой кодекс (ст. 5) в настоящее время четко отделяет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ и иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, от других источников трудового права. В соотношении федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и законов, а также подзаконных актов субъектов РФ действует принцип приоритета федерального законодательства: законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам (ч. 9 ст. 5 ТК РФ). Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти РФ. Одним из важнейших путей повышения эффективности правового регулирования и совершенствования источников трудового права являются дальнейшая оптимизация соотношения нормативных правовых актов федеральных и региональных органов власти и его закрепление в законодательстве, а также уточнение правил по решению возможных коллизий между актами указанных органов. В общей теории права обоснованно предлагается выделить законодательство субъектов РФ в самостоятельную подсистему российского законодательства <16>. В то же время при трактовке субъектами РФ своей правовой системы как изолированной возникает немало сложностей. Исследования показали, что субъекты РФ стремительно действуют в сфере совместной компетенции и активно вторгаются в сферу исключительной компетенции Российской Федерации <17>. В то же время недостаточное исследование путей взаимодействия федерального и регионального уровней правотворчества не позволяет выработать оптимальные пути их взаимодействия. В научной литературе в последние годы рассматривалась проблема соотношения федерального и регионального законодательства. Так, В. Б. Малкеров считает, что изменение установленных федеральным законодательством норм субъектами Федерации возможно в сторону улучшения положения работника за счет соответствующих бюджетов субъектов Федерации (помимо, конечно, средств непосредственно работодателя) <18>. По мнению Е. Ю. Забрамной, отсутствие оптимальных путей взаимодействия федерального и регионального уровней правотворчества связано с отсутствием реального воплощения общих принципов разграничения предметов ведения в качестве критериев правильного разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере совместного ведения, к которой относится и сфера трудовых отношений <19>. В то же время в науке конституционного права отмечается, что у каждого законодателя есть своя ниша правового регулирования, и потому федеральные законы и законы субъектов Федерации, изданные каждый в пределах своей компетенции, в одной и той же области правоотношений обладают равной юридической силой и лишь дополняют друг друга, не подчиняясь один другому. Поскольку эти законы имеют прямое действие, обладают равной юридической силой и регулируют общественные отношения каждый в своей сфере, без какого-либо иерархического противостояния, сделан вывод о том, что противостояние законов возможно, лишь «когда один законодатель внедряется в предмет ведения другого законодателя». При этом уточняется, что речь идет о возможности коллизии норм федерального законодательства и законодательства субъекта Федерации лишь в правовом пространстве этого субъекта Федерации <20>. Указанная точка зрения исходит из четкого разделения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, что характерно скорее для такого разграничения предметов ведения в федеративном государстве (когда законодательно определены как сфера компетенции Федерации, так и сфера компетенции ее субъектов совместного ведения), чем для конструкции совместного ведения, которая предусмотрена Конституцией РФ. Кроме того, такой подход не учитывает всего многообразия отношений, возникающих в реальной жизни в процессе федерального и регионального правотворчества по вопросам совместного ведения. ——————————— <16> См.: Мицкевич А. В. Теория права // Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. С. 149; Поленина С. В. Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1988. С. 109; Тихомиров Ю. А. Система конституционного законодательства // Законодательство и экономика. 1998. N 6. С. 6. <17> Федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации: проблемы соответствия: Материалы совместного заседания ученых советов Института проблем укрепления законности и правопорядка и Института законодательства и сравнительного правоведения // Журнал российского права. 1997. N 10. С. 140. <18> Малкеров В. Б. Проблемы регулирования трудовых отношений при переходе к новому типу экономики: Автореф. дис. … к. ю.н. Екатеринбург, 1997. С. 14. <19> Забрамная Е. Ю. Указ. соч. С. 45. <20> Ермошин Г. Конституционный принцип федерализма и проблемы его реализации при создании единого правового пространства России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. N 2 (27). С. 31.

Как указывает А. С. Пиголкин, в Российской Федерации должна быть создана единая взаимоувязанная система нормативных актов, включающая в качестве составных блоков и федеральное законодательство, и законодательство субъектов Федерации, объединенная общими принципами и обеспечивающая полноту регулирования, отсутствие в нем пробелов и противоречий. Необходимо стремиться к соподчинению и логической взаимосвязи федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в целях достижения стабильности правовой системы страны и в конечном итоге устойчивости самой Федерации <21>. На наш взгляд, для решения названной проблемы необходимо на основе конституционных положений четко определить и законодательно закрепить соотношение между федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы трудового права. Так, Конституция РФ и федеральные законы, действующие на всей территории России, обеспечивают единообразие регулирования общественных отношений в определенной области регулирования (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом Конституция РФ определяет соотношение нормативных правовых актов субъектов РФ с системой федеральных нормативных правовых актов. Если федеральные законы приняты по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения, то законодательство субъекта РФ должно соответствовать им. Если между ними существует противоречие, то действуют федеральные законы (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). По всем остальным вопросам субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти и может издавать законы и иные нормативные правовые акты (ст. 73 Конституции РФ). Конституция вводит также специальный механизм для реализации этих положений: в соответствии с пп. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций и уставов ее субъектов. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституции и уставы субъектов РФ также содержат нормы, регулирующие соотношение федеральных нормативных актов и нормативных правовых актов субъектов РФ. В ряде случаев указанные нормы о соотношении нормативных правовых актов не совпадают с положениями Конституции РФ и даже противоречат им. Особенно это касается нормативного содержания конституций республик. Так, ст. 41 Конституции Республики Саха (Якутия) <22> устанавливает, что законы РФ, принятые по вопросам, отнесенным к совместному ведению, вступают в силу только после ратификации их палатой представителей Государственного Собрания республики. Более того, республика вправе приостанавливать на своей территории действие законов и иных актов РФ или опротестовывать их в порядке, установленном договором, если они нарушают федеративный договор, противоречат Конституции или законам Республики Саха (Якутия). ——————————— <21> Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1998. С. 4 — 5. <22> получен из информационно-правовой системы «КонсультантПлюс».

При этом состав источников трудового права каждого отдельного субъекта РФ образуется из федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъекта РФ, которые находятся между собой в определенной субординации и взаимосвязи. Нормативные правовые акты субъектов РФ как структурные элементы системы источников трудового права также находятся между собой в определенной иерархической зависимости. Таким образом, федеративное устройство России, отнесение трудового законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов предопределяет наличие в системе источников трудового права федерального и регионального уровня, которые объединяют каждый на своем уровне федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов. На территориальном уровне (муниципальных образований) в систему источников трудового права входят нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Тем самым признается нормативный характер актов органов местного самоуправления. Как справедливо отмечается в научной литературе, не входя в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления тем не менее обладают властными полномочиями публично-правового характера. Они вправе принимать обязательные на всей территории муниципального образования решения, за невыполнение которых применяются меры юридической ответственности. В этом их сходство с органами государства, на этом базируется и правовой характер этих актов <23>. Акты органов местного самоуправления принимаются в форме решений представительных органов, постановлений, приказов главы местного самоуправления, мэра. Следовательно, нормативные правовые акты органов местного самоуправления можно охарактеризовать как принятые в соответствии с уставом муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных соответствующему органу местного самоуправления федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и регламентирующие на территории данного органа местного самоуправления вопросы местного значения на базе и в развитие положений законов и иных нормативных правовых актов более высокого иерархического уровня. ——————————— <23> Андреева Л. А. Правотворчество органов местного самоуправления (по материалам Новгородской области): Дис. … к. ю.н. СПб., 1999. С. 145.

Часть 2 ст. 5 ТК РФ включает в состав источников трудового права коллективные договоры и соглашения. Тем самым ТК РФ прямо признает их как правовые акты, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. При этом в ТК установлено, что коллективный договор, соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При включении подобных условий они не подлежат применению (см. ст. 9 ТК). А локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, установленном ТК (ст. 8), и действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы (ч. 4 ст. 13 ТК). Следовательно, включение соглашений и коллективных договоров в состав источников трудового права показывает проявление сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК). При этом данный уровень в системе источников трудового права предопределяет уровень локальных нормативных актов, принимаемых работодателем и содержащих нормы трудового права, которые ч. 2 ст. 5 ТК РФ также включает в состав источников трудового права. Следовательно, система источников трудового права неоднородна, поскольку включает в себя не только нормативные правовые акты как структурные элементы определенных уровней системы источников трудового права. Структурными элементами системы источников трудового права на уровнях федеральном и региональном выступают нормативные правовые акты, на территориальном — акты органов местного самоуправления, на социально-партнерском — коллективно-договорные (социально-партнерские) акты, а на уровне организации — локальные нормативные акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, с выделением особого места, занимаемого коллективным договором. Ю. А. Тихомиров указывает, что ст. 5 ТК, определяя состав источников трудового права, исходит из трактовки Кодекса как системообразующего акта в сфере трудовых отношений, который является исходным для других законов отрасли, что придает ей строго упорядоченное системное построение <24>. Это проявляется в том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать ТК (ч. 2 ст. 5 ТК), а в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК (ч. 8 ст. 5 ТК). При этом если федеральный закон противоречит ТК, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс (ч. 9 ст. 5 ТК). Все указанные положения направлены на создание целостного и непротиворечивого трудового законодательства, единообразного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Таким образом, Трудовой кодекс занимает особое место в системе источников трудового права на федеральном уровне и в целом в данной системе. Место и особая роль Трудового кодекса в системе источников трудового права на соответствующем уровне, закрепленные в ст. 5 ТК, подтверждают значение Трудового кодекса в ряду иных федеральных законов и других видов источников трудового права. ——————————— <24> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 46.

——————————————————————