Основные подходы к содержанию и организации деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений
(Захаров А. А., Трунцевский Ю. В., Хачатрян А. С.)
(«Российский следователь», 2009, N 8)
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
А. А. ЗАХАРОВ, Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ, А. С. ХАЧАТРЯН
Захаров А. А., соискатель Академии управления МВД России.
Трунцевский Ю. В., профессор, доктор юридических наук.
Хачатрян А. С., соискатель Академии управления МВД России.
Авторы статьи приводят характеристику, цели, задачи, организацию, меры, методы противодействия преступлениям, а также мероприятия, направленные на их профилактику.
Теоретические основы превентивного воздействия на преступность (понятийно-классификационная характеристика, цели, задачи, организация, меры, методы и др.) в отечественной криминологии, с участием представителей других наук, были концептуально сформулированы в 60 — 80-е годы XX в. Вместе с тем отсутствует единство мнений в понимании сути и содержания как в целом предупреждения преступности, так и его составляющих. В частности, оно нередко сводится к деятельности по выявлению и устранению (нейтрализации, блокированию) причин и условий преступности, что невозможно признать соответствующим действительности. И в целом в отношении указанной проблемы имеется несколько точек зрения.
Так, некоторые авторы, говоря о проблеме предупреждения преступности, ставят акцент на разработке и реализации мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений (Герцензон А. А. Введение в советскую криминологию. М., 1965; Карпец И. И. Проблемы преступности. М., 1969; Саркисова Э. А. Уголовно-правовые средства предупреждения преступлений. Минск, 1975). Другие вообще отождествляют понятия предупреждения преступлений и их профилактики (Жалинский А. Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Львов, 1967). Третьи исследователи исключают из понятия предупреждения преступности так называемые общепредупредительные меры, т. е. социально-экономические, культурные и воспитательные мероприятия (Марцев А. И. Уголовная ответственность и общее предупреждение преступлений. Омск, 1973).
Наконец, некоторые, наоборот, относят эти мероприятия к общим мерам предупреждения преступности (Шляпочников А. С. Общие меры предупреждения преступности. М., 1972). Одна из имеющихся точек зрения рассматривает эти понятия как разноречивые и взаимосвязанные (Герасимов С. И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография (в соавторстве). М., 2001).
Важнейшей научной категорией, прочно вошедшей в гносеологический инструментарий криминологической теории, является понятие предупреждения преступности, представляющее собой многообразную, многоаспектную, разноуровневую практическую деятельность многочисленных и разнообразных государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан, направленную на воспрепятствование совершению преступлений, в том числе на устранение их причин и условий.
Как теоретическая концепция профилактика является совокупностью знаний, идей, предписаний и взглядов о предупреждении преступлений; основывается на изучении, анализе и обобщении практической профилактической деятельности, развивалась и развивается в рамках криминологии, является ее частью.
Понятие профилактики преступлений охватывает отношения между социальными субъектами, направленные непосредственно на ликвидацию криминогенных факторов и создание условий, исключающих либо нейтрализующих возможность формирования личности преступника и реализации антиобщественной направленности.
Профилактика преступлений рассматривается также как вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемой в пределах их компетенции, в соответствии с Конституцией, Законом «О милиции» и другими законодательными актами Российской Федерации, приказами МВД России, путем проведения мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению преступности в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, всех форм собственности и обеспечения общественной безопасности.
Правовое регулирование предупреждения преступлений осуществляется нормами различных отраслей законодательства — государственного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, а также различными подзаконными актами, содержащими предписания о мерах, средствах профилактической деятельности.
Такое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом, процессуально-правовом и организационно-управленческом.
Более широким понятием является предотвращение преступления, где различаются следующие основные части:
— общая профилактика преступлений, под которой понимается деятельность государственных органов и общественных организаций (субъектов профилактики), направленная на выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению (объекты профилактики), разработку и осуществление мер по их устранению (меры профилактики);
— индивидуальная профилактика преступлений, заключающаяся в выявлении лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступления, и принятии к ним мер воспитательного воздействия, направленных на преодоление в их сознании антиобщественных взглядов, привычек и наклонностей;
— выявление преступлений — деятельность по установлению лиц, намеревающихся совершить преступления, и принятии к ним мер с целью недопущения реализации этих замыслов в преступные действия;
— пресечение преступлений — выявление лиц, подготавливающих преступления, и принятие к ним мер в целях недопущения перерастания приготовительных действий в покушение, а покушения — в оконченное преступление.
Задачами профилактики являются:
— снижение уровня преступности;
— развитие системы социальной профилактики правонарушений, направленной прежде всего на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних; незаконной миграцией; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
— совершенствование нормативной правовой базы России и субъектов РФ по профилактике правонарушений;
— активизация участия и улучшение координации деятельности органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в предупреждении правонарушений;
— вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных организаций;
— снижение «правового нигилизма» населения, создание системы стимулов для ведения законопослушного образа жизни;
— повышение оперативности реагирования на заявления и сообщения о правонарушении за счет наращивания сил правопорядка и технических средств контроля за ситуацией в общественных местах;
— оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
— выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Важным элементом организации предупреждения преступности является планирование, включающее на основе достижений науки и практики анализ криминогенной обстановки, ее прогноз, учет имеющихся сил и средств, постановку конкретных задач, определение основных направлений деятельности на тот или иной период, а также комплекс соответствующих мероприятий. Планирование обеспечивает системный характер предупредительной работы, позволяет согласовать в ней меры социально-экономического, организационного, правового, воспитательного и иного характера. Без планирования предупреждение преступности теряет свою целенаправленность, а значит, и эффективность, т. е. становится невозможным достижение позитивного результата при меньших затратах времени, материальных и человеческих ресурсов.
Современная практика планирования (программирования) мер предупреждения преступлений и других правонарушений стала предметной и более конкретной. Больше внимания, но в целом пока недостаточно уделяется ресурсному обеспечению запланированных мероприятий. Вместе с тем в этом деле имеются и серьезные потери, связанные прежде всего с недооценкой возможностей предупреждения преступлений и утратой опыта программирования предупредительных мероприятий в тесной увязке с планами социально-экономического развития регионов, отраслей, трудовых коллективов, отдельных объектов.
Кратко характеризуя состояние преступности в Российской Федерации за январь — сентябрь 2008 г., можно отметить ее общее снижение — удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных снизился. Почти половину всех зарегистрированных преступлений (49,2%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 1008,8 тыс. (-4,2%), грабежа — 180,1 тыс. (-19,2%), разбоя — 25,6 тыс. (-25,6%). Почти каждая 3-я кража (31,1%), каждый 25-й грабеж (4,0%) и каждое 14-е разбойное нападение (6,9%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. Каждое 19-е (5,3%) зарегистрированное преступление — квартирная кража, но их количество по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) снизилось.
Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, возросло. Так, выявлено 193 факта незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, что свидетельствует о вооруженности преступности.
Почти каждое третье (29,8%) оконченное расследованием преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступления, почти каждое восьмое (13,2%) — в состоянии алкогольного опьянения, каждое пятнадцатое (6,6%) — несовершеннолетними или при их соучастии.
Для стабилизации криминогенной ситуации в обществе необходимы эффективная система общественной безопасности, комплексное решение проблем, связанных с предупреждением, пресечением и расследованием преступных посягательств, оптимальные модели профилактики правонарушений. В этой работе не задействован в полном объеме потенциал правоохранительных структур, органов исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, хозяйствующих субъектов различных форм собственности, организаций и общественных объединений. Из-за существующих пробелов в законодательстве отсутствует реальная опора на население.
Ключевое звено в системе профилактики правонарушений — участковые уполномоченные милиции, треть которых в настоящее время не обеспечены жильем и служебными помещениями, 85% — автотранспортом, 65% — средствами связи. В среднем один участковый в течение года рассматривает свыше ста заявлений о правонарушениях, проводит дознание более чем по 80 материалам. В связи с этим целесообразно освободить участковых от принятия решений в рамках уголовно-процессуального законодательства, исполнительного производства по судебным решениям и сосредоточить их усилия на работе с населением, ранее судимыми, другими лицами, представляющими повышенную общественную опасность, реализации мероприятий по ранней индивидуальной профилактике правонарушений. Одновременно необходимо расширить рамки их правоприменительной деятельности.
Структуру современной концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений можно представить в следующем виде:
1) общие положения концепции деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, представляющие собой систему положений о целях, задачах и принципах предупреждения преступлений и правонарушений;
2) объекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, к которым относятся негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение; юридические лица и граждане;
3) субъекты предупредительной деятельности органов внутренних дел, с учетом того, что среди субъектов предупреждения преступлений органы внутренних дел занимают специальное место, определяемое их предназначением, компетенцией, реальными возможностями (информационными, кадровыми, материально-техническими, организационными и методическими). Наряду с непосредственной предупредительной деятельностью органы внутренних дел оказывают иным субъектам предупреждения преступлений информационную, организационную и методическую помощь;
4) основные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел (меры общего предупреждения преступлений; уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административно-правовые меры предупреждения преступлений и других правонарушений; оперативно-розыскные меры предупреждения преступлений и других правонарушений; организационные и иные меры предупреждения преступлений и других правонарушений);
5) организационно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений, которое возлагается на отраслевые службы и подразделения органов внутренних дел на всех уровнях управления в пределах их компетенции;
6) кадровое, научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и правонарушений. Так, специализированные подразделения по предупреждению преступлений комплектуются наиболее квалифицированными сотрудниками, обладающими необходимыми профессиональными качествами и практическим опытом работы в этой сфере деятельности.
Отметим также, что скорейшего принятия требуют Федеральные законы «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка», «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», «О профилактике преступлений».
Необходимы законодательные меры по принудительному лечению от алкоголизма, сокращению бродяжничества и попрошайничества. В качестве дополнительных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо разработать проект Федерального закона «О социальной профилактике», а также межведомственную программу по социальной профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; ускорить решение вопроса о введении ювенальных технологий, создать единый государственный орган, определяющий стратегию развития молодежной политики в стране, ответственный за координацию деятельности заинтересованных министерств и осуществление контроля в этой сфере.
Особое значение приобретают меры социальной защиты участковых и членов их семей. В этой части требуется поддержка со стороны Правительства Российской Федерации и глав администраций субъектов Федерации.
——————————————————————