Исторические предпосылки формирования международного морского экологического права на Черном море

(Павлов И. Е.)

(«Транспортное право», 2009, N 2)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО

МОРСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА НА ЧЕРНОМ МОРЕ

И. Е. ПАВЛОВ

Павлов И. Е., Управление национальной экологической безопасности ВС РФ, Москва.

В праве морские пространства различают в зависимости от их международно-правового статуса и международно-правового режима. Под статусом обычно понимаются правовая природа той или иной части океана или моря, ее правовое положение в общей системе правовых категорий морских пространств (территориальное море, открытое море, архипелажные воды и т. д.). Под правовым режимом — совокупность юридических норм, определяющих признаваемые международным правом права и обязанности государств, их организаций и граждан, регулирующих их взаимоотношения в процессе использования морских ресурсов и пространств в хозяйственно-экономических, научных и других целях.

В качестве первичного критерия в основу классификации морских пространств положено наличие или отсутствие территориального суверенитета над ними. В самом общем виде суверенитет определяется как полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение властям иностранных государств, в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия на ограничение своего суверенитета (как правило, на основе взаимности). В международном морском праве суверенитет предполагает независимое и самостоятельное осуществление всех прерогатив верховной власти государства во всех акваториях и в других морских и воздушных пространствах, находящихся под ее верховенством, а также равенство государств в использовании морских акваторий и воздушного пространства, находящихся в общем использовании всех государств.

В зависимости от распространения или нераспространения суверенитета прибрежного или неприбрежного государства на морские пространства последние можно делить на входящие и не входящие в состав государственной территории. В состав морских пространств, являющихся частью государственной территории, входят территориальное море и внутренние воды, исторические заливы и другие исторические акватории [1 — 6; 12; 14].

В качестве особой категории выделяются международные проливы (точнее, режим таких проливов), которые перекрываются территориальными морями и соединяют открытое море или исключительную экономическую зону с открытым морем или экономической зоной и используются для международного судоходства. Режим прохода через эти проливы определяется как транзитный проход. В других отношениях он не затрагивает ни правового статуса квот, образующих такие проливы, ни осуществления государствами, граничащими с проливами, своего суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами. За пределами государственной территории расположены: открытое море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, международный район морского дна.

Еще в ходе III Конференции ООН по морскому праву возникли разногласия принципиального характера относительно статуса исключительной экономической зоны. Некоторые участники Конференции, прежде всего представители тех стран, которые еще до достижения соглашения о введении таких зон расширили в одностороннем порядке свои территориальные моря до 200 миль, а потом добивались максимального расширения в экономической зоне прерогатив прибрежного государства, настаивали на наделении ее международно-правовым статусом зоны особого рода, отличным от статуса как территориального, так и открытого моря. Другие государства считали, что признание особого статуса зоны создаст угрозу изменения ее договорного характера, отождествления ее режима с режимом территориального моря. К единому мнению прийти не удалось, и Конвенция 1982 г. не дает определения статуса экономической зоны, а лишь излагает права и обязанности в ней как прибрежных, так и других государств-пользователей.

Среди юристов-маринистов также нет единого мнения и о юридической природе (правовом статусе) исключительной экономической зоны. Некоторые из них считают ее частью открытого моря, модификацией данной пространственной категории, другие полагают, что это самостоятельный вид морского пространства — зона особого рода, зона sui generis.

Принципы и нормы международного морского права складывались в процессе развития отношений между государствами на протяжении веков. Длительный исторический период это были принципы и нормы так называемого обычного международного морского права. Первые попытки договорного закрепления обычных норм относятся к середине XIX в. Именно в этот период были приняты: Гаагские декларации и Конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг. (две из них касались непосредственно судоходства); Правила предупреждения столкновения судов в море, впервые одобренные в 1889 г., а затем неоднократно пересматривавшиеся; Международная конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г.; Конвенция по охране человеческой жизни на море 1914 г., также несколько раз пересматривавшаяся; несколько международных конвенций по рыболовству и другие. Все эти конвенции касались отдельных видов морской деятельности.

Что касается морских пространств, то принципы и нормы их использования впервые в договорной форме были закреплены на I Конференции ООН по морскому праву. Конференция проходила в Женеве с 24 февраля по 29 апреля 1958 г. В ней участвовали делегации 86 стран. Было принято четыре конвенции: Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенция об открытом море; Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря; Конвенция о континентальном шельфе. На Конференции были одобрены резолюции об испытаниях ядерного оружия в открытом море о загрязнении моря радиоактивными отходами, о рыболовстве и об исторических водах. Был принят Факультативный протокол об обязательном порядке разрешения споров, касающихся голосования и применения одобренных Конференцией Конвенций по морскому праву.

Принятие этих документов стало важной вехой в кодификации и прогрессивном развитии международного морского права. Конвенции охватывали основные стороны морской деятельности и были направлены на развитие мирного сотрудничества государств в Мировом океане на основе их суверенного равенства. Они стали основными источниками действующего международного морского права. Оценивая итоги конференции, Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции 1307 (XVI) отметила, что она внесла «исторический вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права». Эту оценку поддержали все основные группы государств.

Разграничить экологическое пространство, поделив его на зоны правовой экологической ответственности, можно теоретически, но не практически. Так как море — это водный бассейн. Он живет по своим экологическим законам и не желает юридически принадлежать какому-либо субъекту, его использующему. Процессы самоорганизации и управления в природной морской экосистеме сложились эволюционно, они более совершенны, чем социальные законы урегулирования и управления природно-техногенными комплексами. Разграничить юридическую ответственность за природопользование морской средой можно исходя из геополитических приоритетов, социально-экономических интересов. При этом ответственность будет регламентироваться теми или иными областями права. Экологическое право действует в зоне действия субъекта природопользования. Моря и океаны связывают в единую систему социоэкосистемы, расположенные на берегу, невзирая на национальность и этнические особенности природопользования. Поэтому развитие международного морского экологического права можно считать одним из важнейших направлений развития международного права с целью разработки международных эколого-правовых норм морского природопользования.

Новым этапом в прогрессивном развитии и кодификации международного морского права стала III Конференция ООН по морскому праву. Она проходила с 3 декабря 1973 г. по 10 декабря 1982 г. и была созвана на основе Резолюций Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1970 г. и от 16 ноября 1973 г. Согласно последней Резолюции задача состояла в «принятии конвенции по всем вопросам, касающимся морского права», с учетом вопросов, перечисленных в п. 2 Резолюции Генеральной Ассамблеи 2750, и «списка тех проблем, относящихся к морскому праву», подготовленного и официально одобренного 18 августа 1972 г. Комитетом по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции.

В ходе почти десятилетних переговоров Конференция приняла 30 апреля 1982 г. Конвенцию ООН по международному морскому праву. За нее проголосовали 130 государств, против — 4, воздержались — 17. В декабре 1982 г. III Конференция ООН по морскому праву завершила работу. 10 декабря Конвенция была открыта для подписания. На эту дату число подписей составило 159. СССР подписал Конвенцию 10 декабря 1982 г.

Конвенция подтвердила и дополнила ряд положений, закрепленных Женевскими конвенциями по морскому праву. Вместе с тем она включает много новых положений, которые впервые появились в международном морском праве и существенно развили международно-правовой режим Мирового океана в новых условиях научно-технической революции и перестройки международных отношений. Конвенция вместе с девятью приложениями, которые составляют неотъемлемую ее часть, содержит около 450 статей. Кроме преамбулы и введения (ч. I) она состоит из следующих взаимосвязанных частей: «Территориальное море и прилежащая зона» (ч. II); «Проливы, используемые для международного судоходства» (ч. III); «Государства-архипелаги» (ч. IV); «Исключительная экономическая зона» (ч. V); «Континентальный шельф» (ч. VI); «Открытое море» (ч. VII); «Режим островов» (ч. VIII); «Замкнутые или полузамкнутые моря» (ч. IX); «Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю, а от него и на свободу транзита» (ч. X); «Район» (ч. XI); «Защита и сохранение морской среды» (ч. XII); «Морские научные исследования» (ч. XU1); «Разработка и передача морской технологии» (ч. XIV); «Урегулирование споров» (ч. XV); «Общие положения» (ч. XVI); «Заключительные положения» (ч. XVII).

В Конвенции речь идет о комплексе сложных проблем, затрагивающих важные политические, экономические и военные интересы государств. Ряд этих проблем урегулированы в ней впервые. К таким новеллам относятся: конвенционное закрепление 12-мильного предела ширины территориальных вод; обеспечение свободного транзитного прохода (пролета) через проливы, используемые для международного судоходства; признание прав государств-архипелагов на архипелажные воды с одновременным закреплением прав на архипелажный (транзитный) проход (пролет) по специально установленным коридорам (маршрутам) или международным путям, а также на мирный проход иностранных судов через архипелажные воды; признание прав прибрежных государств на 200-мильные исключительные экономические зоны в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, с сохранением для других государств в этой зоне свободы судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и других правомерных с точки зрения международного права видов использования моря; замена «подвижных» критериев установления внешних границ континентального шельфа четкими и стабильными; установление режима морского дна за пределами континентального шельфа и определение правового режима использования его ресурсов; закрепление норм по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды; проведение и содействие проведению морских научных исследований, а также разработка и передача технологии; создание единой системы мирных способов урегулирования споров в различных сферах деятельности государств в Мировом океане и др.

Конвенция 1982 г. внесла существенный вклад в дело содействия всеобщему и рациональному использованию и освоению морских пространств и ресурсов. Оценивая Конвенцию в более широком политико-правовом плане, ученые социалистических стран отмечали, что международным сообществом государств был сделан еще один (притом весьма важный) шаг по поддержанию международного мира и безопасности в морях и океанах, в конечном счете — по созданию всеобъемлющей системы международной безопасности. Постановления Конвенции 1982 г. относительно правового режима морских пространств имеют прямое отношение к этим мерам в такой важной международной сфере, как сотрудничество государств по использованию и освоению Мирового океана.

Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. на своей XLI сессии указала на историческое значение Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., явившейся важным вкладом в обеспечение мира, справедливости и прогресса в интересах всех народов. За Резолюцию проголосовали 142 государства, против — 2 (США и Турция). Генеральная Ассамблея призвала все государства рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции либо присоединении к ней в кратчайший срок, с тем чтобы обеспечить эффективное вступление в силу нового режима использования моря и его ресурсов. Выступавшие в ходе дискуссии отмечали, что закрепленный в Конвенции глобальный режим Мирового океана показывает жизненную силу ООН, ее способность решать сложные проблемы современности. В процессе создания и укрепления правового режима морей и океанов на основе этого документа ООН проявляет огромный потенциал в деле укрепления глобального правопорядка, создании всеобъемлющей системы международной безопасности.

Конвенция утверждает примат права над силой. Заложенные в ней новые подходы и договоренности в различных аспектах морской деятельности, международного права и практики государств служат примером и стимулом для дальнейших усилий в реализации всего потенциала Устава ООН, в создания всеобъемлющей системы международной безопасности.

Правовой статус и правовой режим Черного и Азовского морей неотделимы от общего действующего правопорядка в Мировом океане и могут быть правильно поняты лишь в его контексте. Однако международно-правовые нормы, направленные на поощрение и активизацию народнохозяйственной деятельности государств в Черном и Азовском морях, не могут разрабатываться и реализовываться в отрыве от сложившегося общего правового режима в этом бассейне. Тем более что речь идет о морях, правовой статус и, следовательно, правовой режим которых имеют специфические особенности. Правовой статус Черного моря ни в правовой практике, ни в науке международного морского права проблемных вопросов не вызывает. Если не считать отдельных расхождений мнений ученых по вопросу о порядке захода в его порты иностранных судов. Его статус как внутренних морских вод России общепризнан.

Правовой статус Черного моря имеет особенности, которые не могут не учитываться при решении каких бы то ни было вопросов правовой регламентации деятельности государств в этом мире:

— Черное море является «замкнутым или полузамкнутым» в смысле Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

— Черное море — это море с особым, специально для него установленным договорным порядком режима прохода в него и пребывания в нем военных кораблей нечерноморских держав.

Осуществляя широкую и разностороннюю деятельность по использованию пространств и ресурсов Черного моря в транспортных целях, для промысла рыбы и водорослей, добычи полезных ископаемых со дна моря и его недр, проведения разнообразных морских научных исследований, связанных с решением задач фундаментальных и прикладных наук, государства вступают в определенные отношения, которые регулируются международным правом. Область международного морского права должна разрабатываться в соответствии с общими принципами развития права как науки, но с учетом экологических приоритетов. Экологический императив должен быть в основе международной морской эколого-правовой деятельности.

Основные принципы этой деятельности составляют юридическую базу более конкретных правил и норм общего международного права, многие из которых должны служить регулированию отношений государств в связи с мореплаванием, рыболовством, ресурсопользованием и любыми видами деятельности в море и в качестве таковых входить в систему международного морского права. Это полностью относится к Черному морю, которое должно использоваться в соответствии с основными принципами международного права, в котором отношения государств, связанные с таким использованием, регулируются посредством более конкретных принципов и норм права.

Следует иметь в виду, что данные принципы и нормы существуют не только как положения и правила, сформулированные и юридически закрепленные в международных договорах и конвенциях, но и в форме так называемых обычных норм международного права, т. е. сложившегося в международной практике правила, за которым все государства признают юридически обязательный характер независимо от того, отражено данное правило в письменной договорной форме или нет. Для Черного моря это важно и в практическом отношении, потому что во многих международных конвенциях, где в договорной форме закреплены основополагающие принципы правового режима морских пространств и деятельности на них, некоторые черноморские государства по тем или иным причинам не участвуют (табл. 1).

Таблица 1

Участие причерноморских государств

в Женевских конвенциях 1958 г. по морскому праву

Государство Дата подписания Дата ратификации

Конвенция об открытом море. Принята 3 апреля 1958 г.

Вступила в силу 30 сентября 1962 г.

Болгария 31 октября 1958 г. 31 августа 1962 г.

Румыния 31 октября 1958 г. 12 декабря 1961 г.

Турция

Украинская ССР 30 октября 1958 г. 12 января 1961 г.

СССР 30 октября 1958 г. 22 ноября 1960 г.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне.

Принята 29 апреля 1958 г. Вступила в силу 10 сентября 1964 г.

Болгария 31 октября 1958 г.

Румыния 31 октября 1958 г.

Турция

Украинская ССР 30 октября 1958 г. 31 августа 1962 г. 25 апреля 1961 г.

СССР 30 октября 1958 г. 12 января 1961 г. 22 ноября 1960 г.

Конвенция о континентальном шельфе. Принята 29 апреля 1958 г.

Вступила в силу 10 июня 1964 г.

Болгария Присоединилась 31 августа 1962 г.

Румыния

Турция

Украинская ССР 31 октября 1958 г. 12 января 1961 г.

СССР 31 октября 1958 г. 2 ноября 1960 г.

Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

Принята 29 апреля 1958 г. Вступила в силу 20 марта 1966 г.

Болгария

Румыния

Турция

Украинская ССР

СССР

Из табл. 1 видно, что, во-первых, среди приведенных Конвенций нет ни одной, в которой бы участвовали все причерноморские государства; во-вторых, Турция не является участником ни одной из Женевских конвенций; в-третьих, ни одно из причерноморских государств не является участником Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Это же наблюдается в отношении ряда других многосторонних конвенций по морскому праву. Так, универсальную Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. — основной договор, устанавливающий международно-правовые принципы и многие более конкретные нормы использования морских пространств, глубин и ресурсов, подписали Болгария, Румыния, Украинская ССР, Советский Союз. Турция ее не подписала.

Все это, однако, не свидетельствует о том, что закрепленные в данных Конвенциях принципы автоматически не действуют в отношении некоторых причерноморских государств, что, например, ни одна норма из сформулированных в Женевских конвенциях по морскому праву не распространяется на Турцию, которая их не подписала. Здесь следует различать вопрос о действии принципов и норм, закрепленных в этих Конвенциях, и действие самих Конвенций как правовых актов, составляющих юридическую основу тех или иных прав и обязанностей государств.

Что касается самих конвенций, то в соответствии с общей практикой международного права их действие не распространяется на государства, которые эти конвенции не подписали и не присоединились к ним. Иное дело — принципы и нормы, сформулированные и закрепленные в этих конвенциях. Многие из них, например принципы свободы открытого моря, существовали за многие десятилетия до принятия Женевских конвенций в форме обычных норм международного права, т. е. не записанных норм, сложившихся в практике общения государств, освященных ею и признаваемых всеми государствами в качестве юридически обязательных. Некоторые принципы и нормы, касающиеся континентального шельфа, могут рассматриваться как договорные и как сложившиеся в форме обычаев.

Хотя Турция не подписала ни одной из Женевских конвенций по морскому праву, принятая ею практика юридического деления морских пространств и установленный на них правовой режим свидетельствуют о признании ею основных закрепленных в Конвенциях принципов морского права, как и многих более конкретных норм. Это подтверждает практика последнего времени. Достаточно сослаться на спор между Турцией и Грецией относительно их права использования ресурсов пограничных районов континентального шельфа. Аргументы Турции, как и Греции, полностью основаны на признании концепции континентального шельфа и вытекающих из нее суверенных прав прибрежных государств на природные ресурсы этой части морского дна. Права же эти получили договорное закрепление в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. В соответствии с положением данной Конвенция, а также Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне проведена и делимитация морских пространств и морского дна между всеми причерноморскими государствами.

Таким образом, общепризнанные нормы международного права обязательны для всех причерноморских, как и для других, государств, граждане или суда которых участвуют в использовании пространств и ресурсов Черного моря независимо от того, является данное государство участником универсального договора, закрепляющего эти нормы в конвенционном порядке, или нет. В связи со значительной интенсификацией и усложнением всех видов использования Черного моря участие всех без исключения государств Черноморского бассейна в универсальных договорах и конвенциях, устанавливающих наиболее общие принципы правового режима морей и океанов, представляется необходимым.

В настоящее время, например, в Украине приняты следующие нормативно-правовые акты:

1. Общегосударственная программа развития водного хозяйства (Закон от 17.01.2002): предотвращение роста антропогенного влияния на окружающую среду, обеспечение экологически безопасных условий жизнедеятельности населения и хозяйственной деятельности, защита водных ресурсов от загрязнения и истощения, рациональное использование водных ресурсов, обеспечение устойчивого функционирования экосистем в бассейнах рек Украины, предотвращение вредного действия воды и ликвидация его последствий [10; 11; 12].

Один из принципов документа — приоритетность развития системы водопользования для социальной сферы и внедрение водосохраняющих и энергосберегающих технологий в отраслях экономики. Программа рассматривает современное состояние вод в Украине, прогноз использования водных ресурсов и их качества до 2025 г. на устойчивом развитии общества, дальнейшем увеличении наукоемкого производства. «Это позволит достичь роста экономики и более полного обеспечения социальных нужд без существенного увеличения объемов использования воды. Одновременно ожидается дальнейшее уменьшение загрязнения водоемов, устойчивое функционирование водохозяйственных систем». Выделяют два этапа реализации до 2012 г.:

1) создание условий для улучшения существующей на данный момент ситуации с водоресурсами в стране, определение организационных, правовых и экономических основ управления водным хозяйством;

2) реализация приоритетных проектов и широкомасштабных мер по технологическому обновлению и реконструкции систем водообеспечения, оптимизация территориально-отраслевой структуры водохозяйственного комплекса на основе устойчивого развития, сбалансированного по экологическим и ресурсным параметрам.

2. Закон Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» (Закон от 23.03.2000). Основные принципы государственного прогнозирования:

1) принцип целостности — обеспечивается разработкой взаимосогласованных прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины;

2) принцип гласности — программные документы экономического и социального развития являются доступными для общественности.

3. Общегосударственная программа обращения с токсическими отходами (Закон от 14.09.2000). Основана на том, что разрыв, существующий между накоплением токсических отходов и мероприятиями по их утилизации и уничтожению, угрожает углублением экологического кризиса и обострением социально-экономической ситуации в стране.

4. Закон Украины «Об отходах» (Закон от 05.03.1998) декларирует в качестве основных принципов государственной политики в сфере обращения с отходами: приоритетную защиту окружающей природной среды и здоровья человека от негативного влияния отходов; обеспечение бережного использования материально-сырьевых и энергетических ресурсов; научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества относительно создания и использования отходов с целью обеспечения его устойчивого развития; поступления от деятельности, связанной с отходами, в государственный бюджет.

5. Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности (Закон от 05.03.1998): содержат описание нынешней экологической ситуации в Украине по отдельным отраслям; указывают на то, что сложившаяся кризисная ситуация формировалась на протяжении длительного периода времени вследствие пренебрежения объективными законами развития и воссоздания природно-ресурсного комплекса Украины; указывают что в настоящее время произошли структурные деформации народного хозяйства, при которых преимущество предоставлялось развитию в Украине наиболее экологически опасных отраслей промышленности, связанных с добычей сырья [7; 8; 10; 14].

В настоящее время на территории Севастополя соприкасаются интересы двух государств. Интересы затрагивают и проблемы экологического состояния мест базирования флотов. Использование одного морского бассейна с целью обеспечения государственной безопасности должно основываться на правовой базе и международных соглашениях. Экологическое международное право на Черном море — актуальное направление развития правовой базы и международных экологических соглашений. Впервые в истории существования государств возникли предпосылки для разработки принципиально нового международного эколого-правового комплекса [7; 9; 12].

Россия выступает инициатором создания международной эколого-правовой базы существования военных структур соседствующих государств на Черном море: проведен анализ правовой экологической базы бывшего СССР; рассмотрены основные направления экологического развития государств; разработаны основные направления международной эколого-правовой деятельности.

В настоящее время основными направлениями международной эколого-правовой деятельности вооруженных сил причерноморских государств в бассейне Черного моря являются следующие:

1. Нормирование и паспортизация военных объектов, отработка организации решения спорных вопросов и системы применения административных и экономических мер к нарушителям природоохранного законодательства в соответствии с порядком, определенным международными соглашениями.

2. Применение системы правовой защиты водного бассейна как системы природных ресурсов.

3. Совместное решение проблем модернизации, освоения новых технологий для поддержания целостности структуры и функционального баланса природной среды.

4. Система контроля состояния природной среды.

5. Разработка комплекса совместных действий и международных эколого-правовых норм при возникновении чрезвычайных ситуаций.

6. Развитие совместной международной эколого-правовой базы причерноморских государств.

Государственная политика России и Украины и отношение приморских государств Черного моря к экологической безопасности, формирование социально-государственных основ безопасного устойчивого развития общества должны охватывать все сферы науки и человеческой деятельности, должны развиваться на общей нормативно-правовой базе международного экологического сотрудничества.

Проблема безопасности и устойчивого развития причерноморских государств, в том числе Российской Федерации и Украины, должна быть основана на правовой базе. Основным негативным фактором внутренней ситуации государств является системный кризис при переходе от старой системы хозяйствования к новой. Трудности переходного периода будут существовать до завершения формирования гражданского общества, правовой системы государственности и эффективной рыночной экономики — предпосылок устойчивого развития государств. Задачу обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешней опасности выполняет Министерство обороны, структура которого в Российской Федерации и Украине организована по единому военно-политическому принципу. Устойчивое экобезопасное развитие государств должно основываться на международных нормах экологического права, которое должно регламентироваться не только нормами общего экологического права, но и нормами международного морского экологического права.

Литература

1. Высоцкий А. Ф., Цемко В. П. Черноморско-Азовский бассейн. Правовые вопросы использования пространств и ресурсов. Киев: Наукова думка, 1991. 252 с.

2. Дополнение N 1-1996 г. к сборнику «Морское законодательство РФ». СПб., 1997. 240 с.

3. Иванов Г. Г., Маковский А. Л. Международное частное морское право. Л.: Судостроение, 1984. 280 с.

4. Колбасов О. С. Международно-правовая охрана природы. М., 1982.

5. Морское законодательство РФ. Кн. 1 и 2. СПб., 1994.

6. Мировой океан и международное право. Защита и сохранение морской среды / Рук. авт. колл. О. Н. Садиков. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1996. 800 с.

7. Материалы Всесоюзной конференции «Социально-экологические проблемы Черного моря» (1991 г.). Керчь: ЮгНИРО, 1991. Ч. I. 55 с.

8. Проблемы защиты Черного моря от загрязнения. Вып. 1 / Под ред. А. Ф. Порядина, Е. М. Заславского. М.: Изд-во РЭФИА, 1996. 172 с.

9. Правила охраны природной среды в военно-морском флоте (ПОПС-90). М.: Военное издательство, 1993. 180 с.

10. Проблемы чрезвычайных ситуаций в Крыму. Материалы Общего собрания Крымской академии наук (31 марта 2000 г.). Симферополь, 2000. 53 с.

11. Проблемы экологии Азово-Черноморского бассейна: Современное состояние и прогноз: Сборник докладов. Севастополь: ЭКОСИ — Гидрофизика, 2001. 158 с.

12. Режим плавания судов в Черном и Азовском морях (сводное расписание). Гидрофизическая служба КЧФ, 1992. 143 с.

13. Стан довкiля Чорного моря. Нацiональна доповiдь Украiни, 1996 — 2000 роки. МЕПРУ. Одесса: Астропринт, 2002. 80 с.; Страны мира: Краткий политико-экономический справочник. М.: Изд-во политической лит-ры, 1986. 511 с.

14. Экологическое право России (конспект лекций в схемах) / Сост. Д. И. Платонов. М.: Изд. ПРИОР, 1999. 176 с.

——————————————————————