О некоторых вопросах совершенствования законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота оружия в Российской Федерации

(Миронов О. В.) («Юридический мир», 2009, N 6)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. В. МИРОНОВ

Миронов О. В., адъюнкт ВНИИ МВД России.

В России сложилась достаточно стройная система правового регулирования оборота оружия, однако ее дальнейшее развитие и совершенствование необходимо. Развитие системы профилактики правонарушений, значительный рост уровня вооруженности граждан наряду с неснижающимся уровнем социальной напряженности позволяет говорить о необходимости совершенствования законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота оружия. В статье отмечается, что в настоящее время не существует отдельного нормативного правового акта, регулирующего процесс проверки знаний об оружии у его владельцев.

Russia has an adequate system of legal regulation of arms’ turnover but its further development and improvement is necessary. Improvement of system of prevention of violations, considerable increase of the level of armamentarium of citizens alongside with increasing level of social tension allows to speak about necessity of improvement of legislation on administrative violations in the sphere of arms’ turnover. The article notes that at present there is no separate normative legal act regulating the procedure of checking the knowledge of possessors on the arms <*>. ——————————— <*> Mironov O. V. On certain issues of improvement of legislation on administrative relations in the sphere of turnover of arms in the RF.

За 2007 г. по России было выявлено 325851 административное правонарушение в этой области, из них по 325453 были составлены протоколы, по которым наложено 195657 предупреждений и 118236 штрафов на общую сумму 65774000 рублей (в среднем 556 рублей за одно правонарушение). Между тем на настоящий момент в России насчитывается порядка 4 млн. владельцев оружия, и в сопоставлении с количеством выявленных правонарушений напрашивается вывод, что примерно каждый 12-й владелец оружия за прошедший год совершил административное правонарушение. Такой показатель не может радовать, ибо зачастую административное правонарушение может в итоге привести и к уголовно наказуемому деянию. Показанная выше статистика заставляет серьезно задуматься о том, почему владельцы оружия относятся к исполнению закона в ряде случаев халатно. На наш взгляд, одной из причин является плохая теоретическая и практическая подготовка владельцев оружия. Следует отметить, что в настоящее время не существует отдельного нормативного правового акта, регулирующего процесс проверки знаний об оружии у его владельцев. Проверка теоретических знаний на данный момент заключается в нескольких вопросах от сотрудника ЛРР к владельцу оружия при выдаче разрешений. Кроме того, зачастую, получая разрешение на хранение/ношение оружия с 18 лет, индивид еще морально не готов им владеть. Возможно, было бы логичным поднять минимальный возраст до 21 года. Приведенная выше статистика позволяет поставить вопрос о необходимости повышения санкций по статьям 20.8 — 20.15 КоАП РФ. В настоящий момент по ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ «Нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами» предусмотрена санкция в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 500 до 2000 рублей с возмездным изъятием оружия и патронов или без него. Однако санкция данной статьи, на наш взгляд, не соответствует общественной опасности рассматриваемого правонарушения. Так, например, нарушение правил хранения и ношения оружия нередко приводит к несчастным случаям, особенно это актуально, если оружие вследствие недолжного хранения владельцем попадает к несовершеннолетним, не вполне осознающим общественную опасность оружия; нарушение правил уничтожения оружия и патронов к нему в домашних условиях вполне может привести и к повреждению имущества и даже к смерти человека. В этой связи представляется целесообразным повысить размер штрафа до 1500 — 2500 рублей, а предупреждение налагать только на граждан, впервые совершивших административное правонарушение в сфере оборота оружия, не повлекшее серьезные последствия. Статьей 20.12 КоАП РФ устанавливается ответственность за пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования и использования оружия и патронов к нему. Обратим внимание на части 2 и 3 данной статьи. Правила перевозки оружия и патронов к нему регулируются положениями раздела XIII Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, и Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288. Нарушение указанных правил может привести к хищению оружия. С учетом того что даже гражданин может перевозить без уведомления ОВД до 5 единиц оружия, санкция к ч. 2 статьи явно занижена. Санкцию к ч. 3 ст. 20.12 представляется необходимым дополнить административным арестом сроком на 15 суток. Необходимо внести поправки и в ст. 20.10 КоАП РФ, в которой предусматривается ответственность за незаконное изготовление, продажу или передачу пневматического оружия, и изложить ее в следующей редакции: «1. Незаконное изготовление пневматического оружия — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на юридических лиц — от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой. 2. Продажа пневматического оружия или передача пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 4,5 миллиметра без разрешения органов внутренних дел — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой». Отдельно следует отметить ст. 20.13 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за стрельбу из оружия в не отведенных для этого местах. В первую очередь исходя из смысла статьи действие «стрельба из оружия» подразумевает под собой стрельбу из любых видов оружия, следовательно, и из пневматического оружия с дульной энергией до 7,5 Дж и калибром 4,5 мм. Однако в настоящий момент по отношению к указанному виду оружия данная статья не применяется, хотя случаи использования пневматического оружия в населенных пунктах достаточно распространены и способны принести вред окружающим и их имуществу. В санкции по данной статье представляется разумным добавить административный арест сроком на 15 суток и увеличить размер штрафа. Предлагаемые изменения в законодательстве об административных правонарушениях значительно повысят эффективность работы подразделений МОБ, будут способствовать укреплению общественной безопасности и повысят общественный порядок.

——————————————————————