Административная ответственность в сфере оборота оружия по законодательству Республики Казахстан
(Калмыков Г. И.) («Административное право и процесс», 2012, N 5)
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Г. И. КАЛМЫКОВ
Калмыков Геннадий Иванович, начальник НИЦ ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
В статье анализируется законодательство Республики Казахстан, устанавливающее административную ответственность в сфере оборота оружия. Выявляются общие характеристики административных правонарушений в сфере оборота оружия и анализируются санкции за их совершение.
Ключевые слова: оборот оружия, законодательство об административных правонарушениях, административная ответственность.
Administrative responsibility in the sphere of turnover of weapons in accordance with legislation of the Republic of Kazakhstan G. I. Kalmy’kov
In article view legislative of Republic of Kazakhstan, which set up administrative responsibility in sphere of rotation of weapons. Find common characteristics administrative offensives in sphere of rotation of weapons and analyze sanction for commitment that offensives.
Key words: arms trafficking, legislation on administrative offenses, administrative liability.
Законодательство Республики Казахстан об административных правонарушениях состоит из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях <1> (далее — КоАП РК) и иных законов, предусматривающих административную ответственность <2>, которые подлежат применению только после их включения в указанный Кодекс. ——————————— <1> Введен Законом Республики Казахстан от 30 января 2001 г. N 156-П «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях». <2> См., напр.: Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. N 2529 «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2709 «О прокуратуре», Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан» и др.
Основные направления развития административного законодательства, совершенствование управленческой и контрольно-надзорной деятельности государственных органов с обеспечением механизма защиты прав граждан и организаций предусмотрены в Указе Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. N 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан». Некоторые нормы законодательства об административных правонарушениях в целях их единообразного применения в судебной практике регулируются нормативным Постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 г. N 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях». Применение административного законодательства с целью оптимизации государственного регулирования оборота оружия является эффективной формой одного из важных направлений правоохранительной деятельности и способствует поддержанию общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений и тем самым усилению законности, охраны прав человека и гражданина. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 декабря 1998 г. N 339-I «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» под оборотом оружия понимается — производство, сборка, переделка, реализация (торговля), передача, дарение, награждение, наследование, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Республики Казахстан и вывоз его из Республики Казахстан. К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. В зависимости от целей его использования оно подразделяется на боевое ручное стрелковое и холодное, гражданское и служебное оружие. Субъектами, имеющими право на приобретение оружия и патронов к нему на территории Республики Казахстан, являются: — Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, специальные органы; — государственные органы, должностные лица которых наделены правом хранения и ношения огнестрельного оружия; — юридические лица с особыми уставными задачами; — юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им; — юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; — охотохозяйственные организации; — спортивные организации; — организации образования; — граждане Республики Казахстан; — иностранцы; — юридические лица, уполномоченные проводить научные медицинские исследования в области применения оружия, в том числе с патронами травматического и газового действия. Материальные нормы, определяющие основания и пределы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота оружия, кодифицированы в КоАП РК. Под административными правонарушениями в сфере оборота оружия признаются противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие физических лиц или противоправные действия либо бездействие юридических лиц, за которые КоАП РК предусмотрена административная ответственность. Административной ответственности подлежат вменяемые физические лица, достигшие ко времени совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, и юридические лица. Характерной особенностью законодательства об административных правонарушениях Республики Казахстан в сфере оборота оружия заключается в том, что нормы административной ответственности за правонарушения в сфере оборота оружия рассредоточены в разных главах КоАП РК и касаются правонарушений в области торговли и финансов, общественного порядка и нравственности, установленного порядка управления <3>. ——————————— <3> К примеру, в КоАП России нормы административной ответственности сосредоточены в одной главе (ст. 20.8 — 20.15 глава 20), предусматривающей ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Таким образом, объектом административных правонарушений в сфере оборота оружия являются порядок торговли, общественный порядок и нравственность, установленный порядок управления. Ответственность за совершение указанных правонарушений предусмотрена нормами ст. 160 главы 15; ст. 332 главы 22; ст. 362, 368 — 372 главы 24 КоАП РК. Основанием административной ответственности в сфере оборота оружия является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в особенной части Кодекса. В данном Кодексе также содержатся нормы, закрепляющие разграничение компетенции органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. К действиям, за которые по казахстанскому законодательству предусмотрена административная ответственность, относятся: — нарушение порядка продажи оружия и боевых припасов (ст. 160); — стрельба из огнестрельного оружия, взрыв пиротехнических устройств в населенных пунктах (ст. 332); — нарушение режима чрезвычайного положения или невыполнение требований, установленных государственным органом в связи с объявлением чрезвычайного положения, в части ограничения или запрещения на торговлю оружием (п. 5 ст. 362); — нарушение порядка приобретения, хранения, ношения, передачи или продажи физическими лицами гражданского оружия (ст. 368); — нарушение правил приобретения, хранения, использования или перевозки гражданского, служебного оружия, патронов к нему (ст. 369); — неправомерное применение газового оружия (ст. 370); — нарушение сроков регистрации (перерегистрации) гражданского оружия либо правил постановки его на учет (ст. 371); — уклонение от сдачи для реализации гражданского оружия, патронов к нему (ст. 372). Общим конструктивным признаком всех составов административных правонарушений в сфере оборота оружия является предмет данных правонарушений — оружие, боеприпасы и патроны к нему как средство их совершения. За совершение административных правонарушений в сфере оборота оружия могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: — предупреждение; — административный штраф; — возмездное изъятие предмета административного правонарушения; — конфискация предмета административного правонарушения; — административный арест. Применяемые административно-правовые санкции являются относительно определенными, в перечисленных выше статьях КоАП РК указаны минимальный и максимальный размеры штрафов, возможно наложение штрафа с одновременной конфискацией предмета правонарушения или без таковой, с возмездным его изъятием или без такового. За некоторые административные правонарушения в рассматриваемой сфере может налагаться административный арест. В сфере оборота оружия по КоАП РК к таковым правонарушениям относятся: — стрельба из огнестрельного и газового оружия, а также из оружия кустарного производства или приспособленного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах, нарушающая покой физических лиц и установленный порядок, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за это правонарушение (ч. 4 ст. 332); — стрельба из огнестрельного и газового оружия, а также из оружия кустарного производства или приспособленного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах, нарушающая покой физических лиц и установленный порядок, совершенная лицом, привлекавшимся в течение года к административной ответственности за нарушение тишины в ночное время (с 23 до 6 часов утра), в том числе проведение в жилых помещениях и вне их сопровождаемых шумом работ, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц (ч. 4 ст. 332, ст. 333 КоАП РК); — нарушение режима чрезвычайного положения или невыполнение требований, установленных государственным органом в связи с объявлением чрезвычайного положения, в части ограничения или запрещения на торговлю оружием (п. 5 ст. 362). Таким образом, правоприменителю предоставлена возможность выбора взыскания с учетом особенностей содеянного и личности виновного. При этом за одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное административные взыскания. Вместе с тем в соответствии с п. 4 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 г. N 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях», если санкцией статьи особенной части КоАП предусмотрено применение основного и дополнительного административного взыскания, уполномоченный орган (должностное лицо), суд обязаны применять основное и дополнительное административное взыскание, независимо от того, будет ли последнее фактически исполнено. Административный арест в сфере оборота оружия может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания на срок до пятнадцати суток. В заключение отметим, что по подведомственности дел об административных правонарушениях по казахстанскому законодательству дела об административных правонарушениях в сфере оборота оружия рассматривают суды и органы внутренних дел.
——————————————————————