О совершенствовании деятельности лицензионно-разрешительной службы органов внутренних дел по профилактике правонарушений в сфере оборота оружия

(Миронов О. В.) («Административное право и процесс», 2009, N 4)

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ

О. В. МИРОНОВ

Миронов О. В., адъюнкт ВНИИ МВД России.

В 2008 г. органами внутренних дел было выявлено 332 941 административное правонарушение в сфере оборота оружия. В 2008 г. каждый 14-й владелец оружия совершил административное правонарушение в данной сфере. Основной причиной такого положения следует назвать чрезвычайно низкий уровень теоретической и практической подготовки владельцев оружия.

In 2008 the agencies of internal affairs detected 332 941 administrative violations in the sphere of arms’ turnover. In 2008 every 14th owner of arms committed administrative violation in the said sphere. The basic reason for such a situation is an extremely low level of theoretical and practice training of arms’ owners <*>. ——————————— <*> Mironov O. V. On improvement of activity of licensing-permission service of the agencies of internal affairs in the sphere of arms’ turnover.

Проверка теоретической подготовки владельцев оружия регламентирована разделом XI Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288. Согласно этому разделу проверка знания правил безопасного обращения с огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием самообороны, огнестрельным бесствольным оружием самообороны, газовыми пистолетами и револьверами, а также сигнальным оружием проводится сотрудниками лицензионно-разрешительной работы в ходе рассмотрения заявлений граждан Российской Федерации, впервые приобретающих такое оружие. Следует заметить, что не подвергаются проверке лица, имеющие разрешения на хранение, хранение и ношение охотничьего, спортивного или служебного оружия, а также военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, за которыми закреплено табельное оружие. Гражданин обязан знать содержание основных нормативных правовых актов, регулирующих оборот оружия в Российской Федерации, а также правила безопасного обращения с огнестрельным оружием самообороны и действия, связанные с оказанием доврачебной медицинской помощи пострадавшим от применения огнестрельного и газового оружия. Следует отметить, что в настоящий момент такая проверка знаний проводится скорее формально, нежели реально. Органами внутренних дел до сих пор не разработаны какие-либо методики проверки знаний в сфере оборота оружия. Вследствие этого владельцы оружия часто совершают административные правонарушения по незнанию правил обращения с оружием и основных нормативных правовых актов в сфере оборота оружия. На наш взгляд, разработка такой методики, а также ужесточение требований, предъявляемых к кандидатам на получение лицензии на приобретение оружия для самообороны, позволят значительно уменьшить количество совершаемых административных правонарушений в этой сфере. Было бы логичным разделить процесс получения лицензии на приобретение оружия для самообороны условно на пять этапов с учетом вида приобретаемого оружия. 1. Подача документов на получение лицензии (на все виды оружия, для которых необходимо получение лицензии). 2. Проведение психологического тестирования (только на получение лицензии на приобретение гладкоствольного длинноствольного оружия, а также оружия для охоты). 3. Обучение кандидата на получение лицензии (на все виды оружия для самообороны, для которых необходимо получение лицензии). 4. Тестирование кандидата (на все виды оружия для самообороны, для которых необходимо получение лицензии). 5. Получение лицензии (на все виды оружия, для которых необходимо получение лицензии). Первый этап предполагается оставить идентичным ныне существующему и предусмотренному п. 22 Приказа МВД России от 12.04.1999 N 288. Органы внутренних дел должны в срок, установленный Законом, провести необходимые проверки заявителя и вынести решение об отказе в приеме документов или о приеме документов для получения лицензии на приобретение оружия. Второй этап является новеллой для российского законодательства. Данный этап необходим для того, чтобы выявить лиц, имеющих незначительные психические отклонения, которые полностью препятствуют использованию оружия или могут способствовать совершению правонарушений с использованием оружия. В случае выявления подобных отклонений предлагается отказывать таким лицам в получении лицензии на приобретение оружия. За основу третьего этапа получения лицензии на приобретение оружия, на наш взгляд, было бы логичным взять процедуру обучения на управление транспортным средством, т. е. предоставить право на обучение кандидатов частным организациям. В настоящий момент во многих субъектах Российской Федерации практически созданы все условия для введения обязательного обучения кандидатов на получение лицензии на приобретение оружия. В частности, тренировку и обучение граждан использованию оружия по Москве и Московской области осуществляют порядка 31 тира и стрельбища. На наш взгляд, обучение для граждан было бы целесообразно разделить на три категории в зависимости от вида приобретаемого оружия: оружие самообороны, гладкоствольное длинноствольное оружие для самообороны и охотничье оружие. Все обучение можно разделить на две части: теоретическую и практическую. В теоретическую часть необходимо включить курс лекций об основных нормативных правовых актах в сфере оборота оружия, правилах безопасного обращения с оружием, устройстве оружия, культуре обращения с оружием. Основой такого курса могли бы стать лекции по огневой подготовке учебных заведений МВД России. Практическая часть должна включать в себя стрельбы, сборку/разборку оружия, уход за оружием. По результатам обучения кандидату должен выдаваться сертификат с итоговыми оценками за теоретическую и практическую часть занятий. В зависимости от вида оружия, приобретаемого гражданином, курсы должны быть разные и должны быть разработаны именно исходя из специфики конкретного вида оружия: 1) оружие самообороны (теория, практика (без стрельб для кандидатов на получение лицензии на приобретение газового оружия)); 2) гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны (полный курс теории и практики); 3) охотничье оружие (согласно правилам получения охотничьего билета). Четвертый этап получения лицензии на приобретение оружия гражданами предлагается осуществить опять же на основе уже разработанной методики проверки теоретических знаний при получении права на управление транспортным средством, т. е. кандидат обязан пройти тестирование (на компьютере или в письменном виде) на предмет знаний, полученных в процессе обучения. В случае если кандидат успешно проходит тестирование, органы внутренних дел выдают ему лицензию на приобретение оружия. Следует заметить, что вряд ли будет целесообразным проводить также и проверку практической подготовленности кандидатов органами внутренних дел, так как это сложно выполнимо и трудоемко. Следует также учесть тех граждан, которые уже приобрели оружие. Предлагается при продлении разрешений на хранение и ношение оружия также в обязательном порядке подвергать их тестированию и, в случае если владелец оружия не сдал тест, направлять его на обучение с приостановлением действия разрешений на срок его обучения. Предложенные меры потребуют значительных изменений Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии», Постановления Правительства от 21.07.1998 N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положением о ведении и издании государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему), а также Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288; однако введение такого поэтапного получения лицензий на приобретение оружия гражданами, впервые его приобретающими, позволит значительно повысить теоретическую и практическую подготовку владельцев оружия, что впоследствии послужит снижению общего количества совершения правонарушений в сфере оборота оружия.

——————————————————————