Проблемы преподавания учебной дисциплины «Российское предпринимательское право» и направления их решения

(Баландин Д. А.) («Юридическое образование и наука», 2008, N 3)

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО» И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ

Д. А. БАЛАНДИН

Баландин Д. А., начальник кафедры экономических и финансово-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, доцент, кандидат юридических наук, майор внутренней службы.

В настоящее время обеспечение высокого качества подготовки кадров для Федеральной службы исполнения наказаний России и МВД России является одним из важных и актуальных направлений деятельности данных правоохранительных органов. Вместе с тем очевидно, что образовательный процесс в уголовно-исполнительной системе имеет проблемы определенного характера и соответственно должен искать иные, новые пути их решения. В рамках данной статьи полагаем целесообразным обратиться к рассмотрению вопросов преподавания такой учебной дисциплины, как «Российское предпринимательское право», занятия по которой автор статьи ведет четвертый год и, проведя некоторую аналитическую работу за этот небольшой отрезок времени, предпринял попытку выявить проблемы в преподавании данной учебной дисциплины и определить направления их решения. Но прежде чем перейти к рассмотрению вышеназванных вопросов, хотелось бы сказать, что нередко за это время задавался вопрос о необходимости и актуальности получения знаний по предпринимательскому праву курсантами и слушателями, которые являются будущими или уже действующими сотрудниками правоохранительных органов. Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что знания и умения, полученные курсантами и слушателями по предпринимательскому праву, могут быть использованы по различным направлениям служебной деятельности уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел, в частности: — правовое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности исправительных учреждений УИС, которой в последнее время руководством Федеральной службы исполнения наказаний уделяется значительное внимание; — обеспечение экономической безопасности объектов УИС; — борьба с преступлениями экономической направленности. При этом здесь следует остановиться на следующей статистике. В 2007 г. правоохранительными органами выявлено 459198 преступлений экономической направленности (+4,91% по сравнению с 2005 г.), размер причиненного материального ущерба на момент возбуждения уголовных дел составил более 223 млрд. рублей <1>, при этом лишь на 108 млрд. рублей (менее 50%) наложен арест <2>. ——————————— <1> Например, на эту сумму в 2007 г. было возможно содержать несколько федеральных служб. <2> Данные ГИЦ МВД России.

Несомненно, что знания, которые получают курсанты и слушатели в процессе изучения учебной дисциплины «Российское предпринимательское право», могут использоваться в процессе предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики в целом и предпринимательства в частности. Также нами была проанализированы структура органов внутренних дел с целью определения подразделений, при прохождении службы в которых используются знания по предпринимательскому праву. В результате было установлено семь таких подразделений. В структуре криминальной милиции это: — подразделения по борьбе с экономическими преступлениями; — подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями; — подразделения по борьбе с организованной преступностью (имеются в виду отделы, сотрудники которых ведут борьбу с организованной преступностью, действующей в сфере экономики). В структуре милиции общественной безопасности это подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства. В структуре Следственного комитета МВД России также действуют подразделения по расследованию преступлений экономической направленности. Нельзя также обойти вниманием подразделения тылового и правового обеспечения. Таким образом, мы видим, что спектр подразделений органов внутренних дел, где могут быть использованы знания, полученные в процессе изучения курса учебной дисциплины «Российское предпринимательское право», широк. Также в процессе интервьюирования начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Владимирской области было установлено, что кадровый вопрос, и в частности профессиональная подготовка сотрудников управления, является весьма актуальным и острым. Одновременно 72% опрошенных курсантов 3 «Б» курса (набор 2004 г.) Владимирского юридического института ФСИН России указали на то, что знания, которые они получили в результате изучения учебной дисциплины «Российское предпринимательское право», будут им полезны в дальнейшей практической деятельности (15,5% опрошенных курсантов затруднились ответить). Перейдем же к непосредственному рассмотрению проблем преподавания учебной дисциплины «Российское предпринимательское право» и путей их решения. 1. Следует отметить, что в настоящее время на изучение курса учебной дисциплины «Российское предпринимательское право» отводится лишь 50 аудиторных часов, из которых 22 часа лекций, остальные часы предусмотрены на семинары, практические занятия, тесты. Форма итогового контроля — зачет. В рамках дисциплины рассматриваются такие темы, как: понятие предпринимательского права; субъекты предпринимательской деятельности; имущественная основа предпринимательской деятельности; правовые основы несостоятельности (банкротства), конкуренции; рекламы; государственное регулирование предпринимательства; предпринимательские договоры; защита прав и интересов предпринимателей и др. Всего 11 тем. Вместе с тем нам представляется, что и этого явно недостаточно для того, чтобы насыщать курсантов, студентов и слушателей современными и полными знаниями по рассматриваемой учебной дисциплине. На наш взгляд, недостаточное количество часов для изучения дисциплины является одной из существенных проблем ее преподавания. Проведенное анкетирование выявило аналогичное мнение и курсантов 3 «Б» курса (набор 2004 г.) Владимирского юридического института ФСИН России относительно вышеуказанной проблемы. Для студентов факультета внебюджетного образования, обучающихся по гражданско-правовой специализации, указанная проблема является еще более актуальной. Однако отдельные группы студентов, обучающихся по заочной форме обучения на факультете внебюджетного образования (ФВО) института, изучают данную учебную дисциплину всего лишь 8 — 10 аудиторных часов, и те предусмотрены лишь на лекции, т. е. отсутствуют семинары, практические занятия, деловые игры, тестирование. Представляется, что такого рода экономия денежных средств на проведение учебных занятий прямым образом сказывается на качестве подготовки обучаемого. Решить вышеназванную проблему, на наш взгляд, возможно путем перераспределения количества часов по дисциплинам, предусмотренным рабочим учебным планом. Но здесь мы сталкиваемся с определенной консервативностью и незначительным желанием что-то существенно менять в структуре учебного плана. 2. Между кафедрой ЭиФПД и общей библиотекой института налажено достаточно прочное и плодотворное взаимодействие. Руководитель библиотеки и сотрудники названного структурного подразделения института проделывают значительную работу по обеспечению образовательного процесса, и в частности преподавания учебной дисциплины «Российское предпринимательское право», необходимой учебной, научной литературой, а также соответствующими нормативными правовыми актами. Так, например, со второго полугодия 2006 г. осуществляется подписка на научно-практическое и информационное издание «Предпринимательское право», приобретены соответствующие учебники издания 2007 г., в частности учебник под редакцией Ю. Е. Булатецкого, и т. д. Вместе с тем по независящим от работы библиотеки причинам, и в частности из-за недостаточности или несвоевременности финансирования, в определенной мере библиотечный фонд института по рассматриваемой учебной дисциплине, на наш взгляд, является неполным. Затрагивая проблему обеспеченности учебной, научной литературой преподавания данной учебной дисциплины, представляется необходимым коснуться и следующего аспекта. Он заключается в том, что в связи с динамично изменяющимся законодательством, регулирующим общественные отношения в сфере предпринимательства, учебники, изданные даже в 2006 и 2007 г., по отдельным темам уже устарели. В частности, это касается таких тем, как «Правовое обеспечение конкуренции и ограничения монополистической деятельности», «Правовое регулирование рекламы». И в дальнейшем эта проблема, по нашему мнению, сохранится. Решение этой проблемы видится в увеличении расходов на приобретение учебной и научной литературы, в том числе представленной в электронной форме, а также расширение возможности доступа курсантов, студентов и слушателей к таким электронным правовым системам, как «КонсультантПлюс», «Гарант» и т. п. Мнение о необходимости расширения доступа к электронным правовым системам и увеличения библиотечного фонда института по учебной дисциплине «Российское предпринимательское право» разделяют и курсанты 3-го курса. 3. Современное российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере предпринимательства, характеризуется значительной динамичностью. В связи с чем преподавательский состав вынужден ежедневно отслеживать соответствующую законодательную и подзаконную нормативную правовую базу, а также ежегодно, а иногда и чаще перерабатывать лекционный и иной учебно-методический материал (рабочие программы учебной дисциплины, планы проведения семинарских занятий, методические разработки для проведения практических занятий, тесты и т. д.). Естественно, что преподаватели не обладают возможностью воздействовать на нормотворческий процесс, и мы вынуждены смириться с подобного рода реальностью, постоянно наблюдая за изменениями в законодательстве и внося соответствующие коррективы. И в русле рассмотрения этой проблематики представляется целесообразным отметить, что в 2008 и 2009 г. мы прогнозируем дальнейшее изменение законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательства. Причиной этого, на наш взгляд, может явиться принятие закона «О торговле» и завершение в 2008 г. процесса вступления России во Всемирную торговую организацию. Вероятный же резерв снижения методической и технической нагрузки на преподавателей и на кафедру, связанный со значительной динамичностью законодательства в сфере предпринимательства, на наш взгляд, заключается в предоставлении отдельных учебно-методических материалов в электронной форме в общую библиотеку и компьютерные классы института. Названное решение проблемы позволит сократить такой промежуточный этап, как прохождение материалов через редакционно-издательский отдел института. При этом известно, что вышеназванный этап занимает в среднем в соответствии с объективно имеющейся очередностью и установленными штатами его сотрудников 6 — 12 месяцев, что для нас, преподавателей такой юридической дисциплины, как «Российское предпринимательское право», в настоящее время непозволительно долго. 4. В настоящее время происходит реализация положений так называемого Болонского процесса в российскую образовательную среду. Следует сказать, что он сопряжен с комплексом вопросов, на которые ни Министерство образования и науки РФ, ни Федеральное агентство по образованию пока не дало в полной мере ответов, и прежде всего это касается федеральных государственных образовательных стандартов. Продолжая анализ рассматриваемой темы, отдельной строкой уместно осветить результаты проведенного исследования относительно видения проблем, препятствующих полноценному получению знаний по учебной дисциплине «Российское предпринимательское право», глазами самих курсантов. Иерархия данных проблем выглядит следующим образом. 1. Незначительное количество часов, предусмотренных для изучения учебной дисциплины «Российское предпринимательское право». 2. Динамично изменяющееся законодательство, регулирующее отношения в сфере предпринимательства. 3. Значительный объем материала по данной учебной дисциплине. Суммируя изложенное, представляется возможным заключить, что преподавание учебной дисциплины «Российское предпринимательское право» в современной ситуации является актуальным и необходимым условием подготовки квалифицированных юристов, как уголовно-правовой, так и гражданско-правовой специализации. В связи с чем, реализуя задачу по наращиванию усилий в данном направлении образовательной деятельности, на наш взгляд, среди прочего требуется пересмотреть количество часов, выделенных на изучение вышеуказанной учебной дисциплины. Одновременно имеющийся ряд обозначенных проблем в целом характеризуется возможностью их решения. И здесь, по нашему мнению, требуются консолидированные усилия преподавателей и представителей целого ряда структурных подразделений вуза, а именно учебного отдела, курсов, библиотеки, отдела по внедрению и использованию технических средств обучения, финансово-экономического отдела и т. д.

——————————————————————