Формы таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС: взаимодействие наднационального и национального регулирования
(Трошкина Т. Н., Денисова А. Ю.) («Право и экономика», 2013, N 9)
ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАДНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ <1>
Т. Н. ТРОШКИНА, А. Ю. ДЕНИСОВА
——————————— <1> Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта проведения научных исследований («Национальное и наднациональное правовое регулирование экономических отношений в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС»), проект N 13-33-0103 (2013 — 2014).
Трошкина Татьяна Николаевна, заместитель заведующего кафедрой финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор кафедры финансового права Финансового университета. Специалист по финансовому и таможенному праву. Кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент. Родилась 23 февраля 1968 г. в г. Александрове. В 1999 г. окончила Международный институт экономики и права (г. Москва). Автор более 100 научных публикаций.
Денисова Александра Юрьевна, ассистент кафедры финансового права Финансового университета при Правительстве РФ. Магистр права, аспирант кафедры финансового права НИУ ВШЭ. Научная специализация, проблематика — финансовое право, таможенное право. Родилась 1 сентября 1988 г. в г. Новомосковске. Автор (соавтор) более 10 научных публикаций по финансово-правовой и таможенной проблематике, в том числе статей: «Законодательные основы приватизации в Республике Беларусь» (Реформы и право. 2012. N 2); «Правовые основы применения антидемпинговых пошлин в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: особенности их применения в переходный период» (Таможенное дело. 2013. N 2); «Правовые основы регулирования таможенных сборов в Таможенном союзе ЕврАзЭС» (Современный юрист. 2013. N 2(3)).
В статье анализируются правовые основы таможенного контроля в Таможенном союзе ЕврАзЭС, описываются различные уровни правового регулирования таможенно-контрольных отношений — международно-правовой и национальный. Дается характеристика организационно-правовым формам таможенного контроля, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (таможенный осмотр и таможенный досмотр, таможенная проверка, осмотр территорий и помещений и т. д.).
Ключевые слова: ЕврАзЭС, Таможенный союз, таможенный контроль, формы таможенного контроля, международное, наднациональное и национальное регулирование.
Forms of customs control in the Customs Union of the Eurasian Economic Community: the interaction between supranational and national regulation T. N. Troshkina, A. Yu. Denisova
The article analyzes the legal basis for customs control in the Customs Union within the EurasEC and describes different levels of legal regulation of customs control relations — international and national. The organizational and legal forms of customs control under the customs legislation of the Customs Union are described (such as customs examination and customs inspection, customs auditing, customs inspection of rooms and territories etc.).
Key words: Eurasian Economic Community (EurasEC), Customs Union, customs control, forms of customs control, international, supranational and national legal regulation.
Среди основных направлений таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС — организация и проведение таможенного контроля, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза (подп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее — ТК ТС) [1]. Таможенный контроль наряду с таможенным оформлением, таможенными процедурами и таможенными платежами составляют предмет таможенного права образованного Таможенного союза ЕврАзЭС с участием Российской Федерации. Особенностью правового регулирования отношений по таможенному контролю в Таможенном союзе ЕврАзЭС является его многоуровневый характер, соответствующий основным элементам таможенного законодательства Таможенного союза. Таким образом, отношения по таможенному контролю в Таможенном союзе ЕврАзЭС регулируются: Таможенным кодексом Таможенного союза ЕврАзЭС; международными договорами, заключенными государствами — членами Таможенного союза; решениями наднационального регулятора — Евразийской экономической комиссии (до 2013 г. — Комиссия Таможенного союза). В свою очередь, одним из наиболее важных вопросов проблематики таможенного контроля, регулируемых в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, являются организационно-правовые формы осуществления таможенного контроля. Осуществление таможенного контроля исключительно в установленных организационно-правовых формах представляет собой базовый принцип таможенного права. Он означает, что таможенные органы осуществляют таможенный контроль только в тех формах и по тем процедурам, которые установлены в таможенном законодательстве Таможенного союза и национальных законодательствах государств-членов. Перечень форм <2> таможенного контроля содержится в ст. 110 ТК ТС. Этот перечень является закрытым, а значит, государства — члены Таможенного союза вправе лишь регулировать уже установленные в ТК ТС формы таможенного контроля, но не могут учреждать новые формы, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза. ——————————— <2> По данному вопросу до сих пор отсутствует терминологическое единообразие. Например, по таможенному законодательству Республики Беларусь формы таможенного контроля называются операциями (гл. 30 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 г. N 204-3).
Таким образом, предметом регулирования на уровне национального законодательства могут быть только те формы таможенного контроля, которые перечислены в ТК ТС <3>. На национальном уровне, как правило, уточняется регламентация порядка проведения таможенного контроля в конкретных организационно-правовых формах. Так, в Республике Казахстан Приказом министра финансов Республики Казахстан от 17 августа 2010 г. N 415 «Об утверждении формы предписания (указания) на проведение осмотра помещений и территорий» установлена форма предписания (указания) на проведение осмотра помещений и территорий, а в Российской Федерации Приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2190 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра). ——————————— <3> В статье 174 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержится отсылочная норма по этому вопросу; в ст. 199 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 г. N 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» и в ст. 268 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 г. N 204-3 повторено перечисление форм таможенного контроля, установленных в ТК ТС.
Национальное регулирование отдельных вопросов допускается в случаях пробельности правового регулирования на уровне Таможенного союза <4>. ——————————— <4> Например, объяснения оформляются в письменной форме, установленной решением наднационального регулятора — Евразийской экономической комиссией.
Кратко охарактеризуем каждую из форм таможенного контроля, предусмотренных в ТК ТС.
Проверка документов и сведений
Проверка — часто применяемый способ осуществления контрольной деятельности не только в таможенной сфере. Обычно под проверкой понимают единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. Предметом проверки как одной из форм таможенного контроля являются документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций. В качестве целей проверки определено установление подлинности таких документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их заполнения и оформления. Таможенный орган наделяется правом мотивированного запроса дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган составляет соответствующий запрос в письменной форме, указывая в нем срок представления требуемых документов.
Устный опрос
Данная форма таможенного контроля не предполагает оформления его результатов в письменной форме. Под ее действие могут подпадать: физические лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства, и их представители, а также лица, являющиеся представителями организаций, которые обладают полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Опрос может проводиться по вопросам, касающимся прежде всего соблюдения требований таможенного законодательства. Любая информация, полученная должностными лицами таможенных органов в ходе реализации этой формы контроля, может использоваться исключительно в таможенных целях.
Получение объяснений
При осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенного органа вправе требовать объяснений о любых обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля. При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу. Объяснение оформляется письменно, и этим оно отличается от опроса.
Таможенное наблюдение
Никто не вправе пользоваться (распоряжаться) товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС, а пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС. Именно для соблюдения этих правил и применяется данная форма таможенного контроля. Таможенное наблюдение — это целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов, например, за перевозкой товаров, транспортными средствами, которые находятся под таможенным контролем, и т. п. Эти действия могут и должны содействовать профилактике таможенных правонарушений. Таможенное наблюдение представляет собой наблюдение гласное, что отличает его от наблюдения как оперативно-розыскного мероприятия. В зависимости от периодичности таможенного наблюдения оно может быть систематическим (постоянным) и разовым. Систематическое таможенное наблюдение организуется, как правило, в местах постоянного нахождения товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем. В зависимости от использования технических средств различают непосредственное или опосредованное таможенное наблюдение. Последнее предполагает применение различных технических средств — биноклей, приборов ночного видения, телевизионных камер и т. п.
Таможенный осмотр
Таможенный осмотр представляет собой административные действия уполномоченных должностных лиц таможенного органа, заключающиеся в проверке внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами на предмет законности их перемещения через таможенную границу и соблюдения норм таможенного законодательства. Объектом этой формы контроля являются товары, транспортные средства, багаж физических лиц, таможенные пломбы, печати, иные средства идентификации товаров. Таможенный осмотр позволяет выявить факты нарушения таможенного законодательства путем внешнего визуального осмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Повысить эффективность таможенного осмотра позволяет идентификация товаров, транспортных средств, помещений и других мест. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, использования товаросопроводительной и другой документации и т. п. Проверяя в процессе таможенного осмотра наличие и состояние необходимых обозначений таможенного обеспечения (пломб, печатей, знаков и т. п.), таможенные органы выявляют тем самым факты нарушения таможенного законодательства. По общему правилу в зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, их представителей. При этом если указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре, такое право им предоставляется. Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые дают информацию о специфических физических характеристиках подконтрольного объекта. Результаты таможенного осмотра могут понадобиться в дальнейшем как самому таможенному органу, так и лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. С этой целью результаты таможенного осмотра документируются одним из следующих способов: проставляется отметка о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе; составляется акт по форме, утверждаемой наднациональным регулятором — Евразийской экономической комиссией (один экземпляр такого акта остается у таможенного органа, второй — передается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров). Иными словами, осмотр представляет собой обозрение товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру.
Таможенный досмотр
Таможенный досмотр заключается в осмотре товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы. При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками. На решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства: перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования; товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита; товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т. д. При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа должны руководствоваться предписаниями таможенного законодательства, в которых закреплен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. По общему правилу таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации. До принятия таможенной декларации таможенный досмотр в отношении ввозимых товаров может проводиться в следующих случаях: в целях идентификации товаров для таможенных целей; при наличии информации о нарушении таможенного законодательства (досмотр проводится для проверки такой информации); в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. В случае принятия решения о начале проведения досмотра таможенный орган обязан уведомить об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств. Такая обязанность возлагается на таможенный орган, если ему известны декларант или лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств. Присутствовать при таможенном досмотре является правом указанных лиц и их представителей, однако если на этом настаивает таможенный орган, такое право трансформируется в обязанность. Для обеспечения оперативности и эффективности таможенного контроля в ТК ТС содержится норма, в соответствии с которой предоставляется таможенному органу право проводить досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, их представителей в одном из четырех перечисленных случаев: 1) в случае неявки указанных лиц либо когда такие лица неизвестны; 2) при существовании угрозы национальной безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств — членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; 3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; 4) при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз. В каждом из перечисленных случаев декларантов и лиц, имеющих полномочия в отношении товаров, а также их представителей при совершении таможенного досмотра заменяют понятые. В соответствии с принципом выборочности таможенного контроля таможенному досмотру может быть подвергнута только часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования. Результаты таможенного досмотра оформляются в специальном акте, который составляется в двух экземплярах. Форма акта, составляемого по результатам таможенного досмотра, утверждается наднациональным регулятором (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов»).
Личный таможенный досмотр
Это исключительная форма таможенного контроля, которая может быть применена к физическому лицу, находящемуся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, только при наличии достаточных оснований предполагать, что оно скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза. Такими основаниями могут считаться: сведения, содержащиеся в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц, материалах, поступивших от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций, а также материалах, поступивших от других российских таможенных органов; непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа, назначенным начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), при участии понятых, а при необходимости — переводчика и медицинского работника. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, их сопровождающие. Обследование тела досматриваемого лица осуществляется только медицинским работником. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. Проведение личного досмотра начинается с момента ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра. В этот момент ему разъясняются его права и обязанности. С момента удостоверения факта ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра любое законное распоряжение или требование должностного лица таможенного органа, назначенного проводить личный досмотр, о времени, месте, способе и процедуре его проведения и оформления является обязательным для физического лица, в отношении которого производится личный досмотр. Лицу предлагается добровольно выдать товары, сокрытые от таможенного контроля. В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо таможенного органа вправе ограничиться их изъятием, если у него нет достаточных оснований полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо товары. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра. В случае если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары, либо если после выдачи таких товаров у должностного лица таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что физическое лицо продолжает скрывать какие-либо товары от таможенного контроля, то переходят к непосредственному личному досмотру лица. Тогда происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица. После завершения собственно досмотра происходит документальное оформление его результатов — составляется соответствующий акт в двух экземплярах, по форме, определяемой Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов»).
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
Объектом контроля в этом случае становятся товары, которые подлежат обязательной маркировке. Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Законодатель закрепляет презумпцию, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами означает, что данные товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза без совершения таможенных операций и выпуска товаров. На лицо, у которого были обнаружены немаркированные товары, возлагается бремя доказывания факта легального ввоза таких товаров.
Таможенный осмотр помещений и территорий
Данная форма таможенного контроля осуществляется таможенными органами для подтверждения нахождения в этих помещениях и на этих территориях товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем, или для выявления товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством. В первом случае осматриваемыми помещениями и территориями могут стать, например, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем. Основанием проведения осмотра в этом случае может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ТС. Во втором случае целью осмотра является выявление товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза с нарушением установленного порядка. Объектами осмотра могут стать пункты пропуска через государственную границу, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами. Осмотр помещений и территорий может проводиться также в рамках выездной таможенной проверки. Следует различать осмотр помещений и территорий как форму таможенного контроля и обследование помещений, зданий, сооружений как оперативно-розыскное мероприятие. В последнем случае речь идет об оперативном (непроцессуальном) осмотре помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Для проникновения в помещение (на территорию) с целью проведения осмотра должностное лицо таможенного органа предъявляет, во-первых, предписание и, во-вторых, служебное удостоверение. Форма предписания на проведение осмотра помещения (территории) определяется законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки. Законодательство государств — членов Таможенного союза вправе установить иной порядок проведения осмотра помещения (территории) должностным лицом таможенного органа. Результаты осмотра оформляются в акте, форма которого утверждается Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов»). Один экземпляр остается в таможенном органе, а другой вручается лицу, чьи помещения и территории осматривались.
Учет товаров, находящихся под таможенным контролем
Новой формой таможенного контроля является ведение таможенными органами учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Организация такого учета предполагает использование информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств — членов Таможенного союза. Так, на основании ст. 176 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соответствующими полномочиями наделена Федеральная таможенная служба, которая реализовала их через принятие Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем (Приказ ФТС России от 13 января 2011 г. N 74).
Проверка системы учета товаров и отчетности
Суть данной формы таможенного контроля состоит в том, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. В соответствии со ст. 177 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу. Порядок представления и формы отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, утверждены Приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. N 2636. Результаты проверки фиксируются в акте, форма которого была утверждена Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2522.
Таможенная проверка
Таможенная проверка как форма таможенного контроля проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. Объектами таможенной проверки становятся: факт помещения товаров под таможенную процедуру; достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; соблюдение требований, установленных таможенным законодательством к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; соблюдение установленных условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза; соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной или выездной таможенной проверки и проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном порядке. Правовые основы порядка проведения таможенной проверки содержатся в гл. 19 ТК ТС. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. Результаты таможенной проверки документально оформляются в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. В статье 178 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливается, что результаты таможенной проверки отражаются актом камеральной таможенной проверки или актом выездной таможенной проверки. Случаи освобождения от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля перечислены в ст. 105 ТК ТС. Они также могут быть предусмотрены международными договорами государств — участников Таможенного союза и иными международными договорами. В заключение отметим, что при осуществлении всех установленных форм таможенного контроля должны неукоснительно осуществляться как общеправовые принципы (законности, соблюдения прав и свобод граждан и т. д.), так и специальные принципы, характерные для сферы таможенного контроля (выборочности таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками, непричинения вреда здоровью граждан и их имуществу при осуществлении таможенного контроля, ограничения правомочий собственника при осуществлении таможенного контроля, возложения бремени содействия контролю на контролируемые лица, комплексного характера таможенного контроля, координации контрольных мероприятий и сотрудничества контрольных органов и т. д.).
Список литературы
1. Таможенный кодекс Таможенного союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
——————————————————————