Формы контроля за трансграничным перемещением товаров в Таможенном союзе ЕврАзЭС
(Трошкина Т. Н.) («Финансовое право», 2013, N 11)
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ТРАНСГРАНИЧНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС
Т. Н. ТРОШКИНА
Трошкина Татьяна Николаевна, заместитель заведующего кафедрой финансового права НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент.
В статье содержится характеристика организационно-правовых форм таможенного контроля в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, с помощью которых осуществляется финансовый контроль за трансграничными перемещениями товаров.
Ключевые слова: Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, Таможенный союз ЕврАзЭС, финансовый контроль за трансграничными перемещениями товаров, формы таможенного контроля.
Forms of control of transborder movement of goods in the Customs Union of the EurAsEC T. N. Troshkina
The article contains the characteristics of organizational-law forms of customs control within the framework of the Customs Union of the EurAsEC, which help to effectuate financial control of transborder movements of goods.
Key words: Single Economic Space EurAsEC, financial control of transborder movements of goods, forms of customs control.
Развитие интеграционных процессов в ЕврАзЭС — формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства — привело к появлению новой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в процессе контроля за трансграничными перемещениями товаров (т. е. перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС). Данная разновидность контроля именуется таможенным контролем, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза (подп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее — ТК ТС). Поскольку среди объектов таможенного контроля находятся таможенные платежи, валютные операции и некоторые другие отношения, входящие в границы финансово-правового регулирования, сам таможенный контроль за трансграничными перемещениями товаров может быть отнесен к разновидностям финансового контроля. Особенностью правового регулирования отношений по таможенному контролю в Таможенном союзе ЕврАзЭС является его многоуровневый характер, соответствующий основным элементам таможенного законодательства Таможенного союза <1>. ——————————— <1> Козырин А. Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1.
Таким образом, отношения по таможенному контролю в Таможенном союзе ЕврАзЭС регулируются: а) Таможенным кодексом Таможенного союза ЕврАзЭС; б) международными договорами, заключенными государствами — членами Таможенного союза; в) решениями наднационального регулятора — Евразийской экономической комиссии (до 2013 г. — Комиссии Таможенного союза). В таможенном законодательстве Таможенного союза установлены формы, в которых осуществляется контроль за трансграничным перемещением товаров. Перечень форм таможенного контроля содержится в ст. 110 ТК ТС. Этот перечень является закрытым, а значит, государства — члены Таможенного союза вправе лишь регулировать уже установленные в ТК ТС формы таможенного контроля, но не могут учреждать новые формы, не предусмотренные актами таможенного законодательства ТС. Осуществление таможенного контроля исключительно в установленных организационно-правовых формах представляет собой базовый принцип таможенного права. Он означает, что таможенные органы осуществляют таможенный контроль только в тех формах и по тем процедурам, которые установлены в таможенном законодательстве Таможенного союза и национальных законодательствах государств-членов. Предметом рассмотрения в данной статье станут те формы финансового контроля, которые входят в инструментарий финансового контроля. Соответственно, за рамками статьи останутся формы контроля, которые в большой степени относятся к правоохранительному направлению деятельности таможни (например, личный досмотр), а также предусмотренные таможенным законодательством формы таможенного контроля, которые являются в известном смысле «универсальными» и присущи всем видам государственного контроля (например, устный опрос, проверка документов и сведений и т. д.). Одной из основных форм таможенного контроля за трансграничным перемещением товаров является таможенная проверка. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. Объектами таможенной проверки становятся: — факт помещения товаров под таможенную процедуру; — достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров; — соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами; — соблюдение требований, установленных таможенным законодательством к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела; — соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора; — соблюдение установленных условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза; — соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной или выездной таможенной проверки и проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном порядке. Правовые основы порядка проведения таможенной проверки содержатся в главе 19 ТК ТС. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза. Результаты таможенной проверки документально оформляются в соответствии с законодательством государств — членов ТС. В ст. 178 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливается, что результаты таможенной проверки отражаются актом камеральной таможенной проверки или актом выездной таможенной проверки. При осуществлении таможенных проверок таможенные органы активно используют иные формы таможенного контроля. Прежде всего таможенный осмотр и таможенный досмотр, таможенное наблюдение. Таможенный осмотр представляет собой административные действия уполномоченных должностных лиц таможенного органа, заключающиеся в проверке внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами на предмет законности их перемещения через таможенную границу и соблюдения норм таможенного законодательства. Объектом этой формы контроля являются товары, транспортные средства, багаж физических лиц, таможенные пломбы, печати, иные средства идентификации товаров. Таможенный осмотр позволяет выявить факты нарушения таможенного законодательства путем внешнего визуального осмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Повысить эффективность таможенного осмотра позволяет идентификация товаров, транспортных средств, помещений и других мест. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, использования товаросопроводительной и другой документации и т. п. Проверяя в процессе таможенного осмотра наличие и состояние необходимых обозначений таможенного обеспечения (пломб, печатей, знаков и т. п.), таможенные органы выявляют тем самым факты нарушения таможенного законодательства. По общему правилу в зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, их представителей. При этом, если указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре, такое право им предоставляется. Таможенный осмотр может проводиться с применением технических средств, которые дают информацию о специфических физических характеристиках подконтрольного объекта. Результаты таможенного осмотра могут понадобиться в дальнейшем как самому таможенному органу, так и лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. С этой целью они документируются одним из следующих способов: — проставляется отметка о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном), коммерческом или таможенном документе; — составляется акт по форме, утверждаемой наднациональным регулятором — Евразийской экономической комиссией (один экземпляр такого акта остается у таможенного органа, второй — передается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров). Иными словами, осмотр представляет собой обозрение товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. Таможенный досмотр как еще одна форма таможенного контроля заключается в осмотре товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы. При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками. Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства: — перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования; — товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита; — товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т. д. При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа должны руководствоваться предписаниями таможенного законодательства, в которых закреплен принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. По общему правилу таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации. До принятия таможенной декларации таможенный досмотр в отношении ввозимых товаров может проводиться в следующих случаях: — в целях идентификации товаров для таможенных целей; — при наличии информации о нарушении таможенного законодательства (досмотр проводится для проверки такой информации); — в целях проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки. В случае принятия решения о начале проведения досмотра таможенный орган обязан уведомить об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств. Такая обязанность возлагается на таможенный орган, если ему известны декларант или лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств. Присутствовать при таможенном досмотре является правом указанных лиц и их представителей, однако, если на этом настаивает таможенный орган, такое право трансформируется в обязанность. Для обеспечения оперативности и эффективности таможенного контроля в ТК ТС содержится норма, в соответствии с которой предоставляется таможенному органу право проводить досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, их представителей в одном из четырех перечисленных случаев: 1) в случае неявки указанных лиц либо когда такие лица неизвестны; 2) при существовании угрозы национальной безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств — членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в т. ч. при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; 3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; 4) при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз. В каждом из перечисленных случаев декларантов и лиц, имеющих полномочия в отношении товаров, а также их представителей при совершении таможенного досмотра заменяют понятые. В соответствии с принципом выборочности таможенного контроля таможенному досмотру может быть подвергнута только часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования. Результаты таможенного досмотра оформляются в специальном акте, который составляется в двух экземплярах. Форма акта, составляемого по результатам таможенного досмотра, утверждается наднациональным регулятором (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов»). Таможенное наблюдение — это целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов, например, за перевозкой товаров, транспортными средствами, которые находятся под таможенным контролем, и т. п. Эти действия должны содействовать профилактике таможенных правонарушений. Никто не вправе пользоваться (распоряжаться) товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС, а пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК ТС. Именно для соблюдения этих правил и применяется данная форма таможенного контроля. Таможенное наблюдение представляет собой наблюдение гласное, что отличает его от наблюдения как оперативно-розыскного мероприятия. В зависимости от периодичности таможенного наблюдения оно может быть систематическим (постоянным) и разовым. Систематическое таможенное наблюдение организуется, как правило, в местах постоянного нахождения товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем. В зависимости от использования технических средств различают непосредственное или опосредованное таможенное наблюдение. Последнее предполагает применение различных технических средств — биноклей, приборов ночного видения, телевизионных камер и т. п. К формам таможенного контроля, используемым для осуществления финансового контроля за трансграничными перемещениями товаров, относится также проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Объектом контроля в этом случае становятся товары, которые подлежат обязательной маркировке. Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Законодатель закрепляет презумпцию, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами означает, что данные товары были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза без совершения таможенных операций и выпуска товаров. На лицо, у которого были обнаружены немаркированные товары, возлагается бремя доказывания факта легального ввоза таких товаров. Новой формой таможенного контроля (ранее отсутствовавшей в таможенном законодательстве) стало ведение таможенными органами учета товаров, находящихся под таможенным контролем и совершаемых с ними таможенных операций. Организация такого учета предполагает использование информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств — членов Таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 176 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соответствующими полномочиями наделена Федеральная таможенная служба, которая реализовала их через принятие Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем (Приказ ФТС России от 13 января 2011 г. N 74). Проверка системы учета товаров и отчетности также отнесена в ТК ТС к формам таможенного контроля. Суть данной формы таможенного контроля состоит в том, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. В соответствии со ст. 177 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу. Порядок представления и формы отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, утверждены Приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. N 2636. Результаты проверки фиксируются в акте, форма которого была утверждена Приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2522. Таможенные органы, используя предусмотренные законодательством формы таможенного контроля, исходят из того, что при осуществлении контрольных мероприятий должны неукоснительно соблюдаться как общеправовые принципы (законности, соблюдения прав и свобод граждан и т. д.), так и специальные принципы, характерные для сферы таможенного контроля (выборочности таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками, непричинения вреда здоровью граждан и их имуществу при осуществлении таможенного контроля, ограничения правомочий собственника при осуществлении таможенного контроля, возложения бремени содействия контролю на контролируемые лица, комплексного характера таможенного контроля, координации контрольных мероприятий и сотрудничества контрольных органов и т. д.).
Литература
1. Козырин А. Н. Организационно-правовые основы таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Реформы и право. 2012. N 1.
——————————————————————