О некоторых особенностях нормативно-правового регулирования, осуществляемого Министерством обороны Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности и таможенного дела

(Лондарская А. Е.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 11)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

А. Е. ЛОНДАРСКАЯ

В системе основных задач, стоящих перед Министерством обороны Российской Федерации, в Положении особое место занимают задачи по нормативно-правовому регулированию. Очевидно, что задачи, поставленные перед Минобороны России в области правового регулирования, несмотря на то, что они в Положении определены как основные, носят скорее технический (вспомогательный) характер и призваны обеспечить выполнение Министерством обороны действительно основной задачи — «подготовки к вооруженной защите Вооруженных Сил (а в ряде случаев и территории, отраслей промышленности, населения, не входящего в состав Вооруженных Сил в мирное время и т. д.) и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории». Наделение Минобороны России полномочиями по изданию нормативных правовых актов является необходимым условием, без которого было бы невозможным осуществление управления Вооруженными Силами Российской Федерации, предназначенными для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации <1>. ——————————— <1> См.: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с последующими изменениями и дополнениями).

В Положении о Министерстве обороны в числе основных задач прямо названы следующие: — нормативно-правовое регулирование в области обороны; — нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти. Как следует из п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» <2> (с последующими изменениями), под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. ——————————— <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 15.03.2004. N 11. Ст. 945.

Область, в которой Минобороны России как федеральный орган исполнительной власти осуществляет издание нормативных правовых актов, определена в Положении о Минобороны России следующим образом: «Минобороны России осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Установленной сферой деятельности применительно к Минобороны, исходя из Положения о нем и иных нормативных правовых актов, является оборона. Исходя из специфики установленной сферы деятельности, полномочия Минобороны России в области нормативно-правового регулирования традиционно рассматриваются как узкоотраслевые, направленные на осуществление государственного управления (военного управления) структурными подразделениями, органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и иными военными организациями Вооруженных Сил Российской Федерации. Анализ действующего законодательства и функций Минобороны России позволяет сделать вывод о том, что помимо названных выше нормативных правовых актов Минобороны в ряде случаев наделено полномочиями по изданию нормативных правовых актов межотраслевого характера. Оборона представляет собой широкое по значению понятие, определение которому дано в ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» <3>. Согласно указанному Закону под обороной понимаются система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 03.06.1996. N 23. Ст. 2750.

В связи с этим объективно обусловленным является наделение Минобороны полномочиями по нормативно-правовому регулированию в экономической, административно-политической, социальной и иных сферах по вопросам, связанным с обеспечением подготовки к вооруженной защите и вооруженной защитой Российской Федерации. В соответствии с пп. 7 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082) на Минобороны России в качестве органа в области обороны возложено осуществление следующих полномочий: — руководство морской деятельностью Российской Федерации в интересах решения оборонных задач; — руководство созданием и организацией функционирования единой государственной системы освещения подводной и надводной обстановки; — координация проведения мероприятий по развитию и использованию прибрежно-береговой инфраструктуры военного и двойного (военного и гражданского) назначения; — координация проведения системных исследований морской деятельности Российской Федерации; — государственное регулирование деятельности в области государственной авиации; — государственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации; — расследование, классификация и учет авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации; — реализация государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; — координация использования космического пространства в интересах обороны; — координация деятельности по контролю околоземного космического пространства; — реализация совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти международных космических проектов и программ Российской Федерации в пределах своей компетенции; — разработка совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти планов запусков космических аппаратов экономического, научного и иного назначения, а также планов запусков космических аппаратов по программам международного сотрудничества с участием в их реализации на договорной основе. В рамках реализации указанных полномочий Минобороны России вправе издавать нормативные правовые акты по указанным вопросам, которые носят обязательный характер для органов государственной власти, организаций, граждан, не входящих в структуру Вооруженных Сил и непосредственно не осуществляющих функции в области обороны. Предметом регулирования таких нормативных правовых актов будут являться вопросы, относящиеся к различным сферам: морской деятельности, транспорту, связи, использованию космического пространства и др. Общим в указанных нормативных правовых актах будет их направленность — решение оборонных задач. Таким образом, можно говорить о межотраслевом характере указанных нормативных правовых актов. В качестве примеров таких нормативных актов следует привести следующие: — Приказ Федеральной аэронавигационной службы, Минобороны России и Федерального космического агентства от 6 августа 2007 г. N 73/311/76 «Об утверждении Положения по организации поисково-спасательного обеспечения полетов космических объектов»; — Приказ Минобороны России и Минтранса России от 9 октября 2007 г. N 413/146 «Об утверждении Порядка осуществления проектирования, строительства, эксплуатации, текущего содержания и ремонта железнодорожных путей необщего пользования объектов Министерства обороны Российской Федерации и расчетов за выполненные работы»; — Приказ Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФСБ России и Федеральной таможенной службы от 12 июля 2007 г. N 288/627/386/369/855 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации»; — Приказ Минобороны России от 30 апреля 2007 г. N 150 «Об утверждении Федеральных авиационных правил по штурманской службе государственной авиации»; — Приказ Минобороны России от 24 сентября 2004 г. N 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации»; — Приказ Минобороны России и Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 июля 2004 г. N 206/37 «Об утверждении Наставления по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации»; — Приказ Минобороны России от 29 мая 2003 г. N 190 «Об утверждении Наставления по обеспечению аэронавигационной информацией государственной авиации»; — Приказ ГТК России и Минобороны России от 19 февраля 2003 г. N 171/56 «О взаимодействии Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации в решении вопросов подготовки и переподготовки летного и инженерно-технического состава, размещения, эксплуатации и обслуживания воздушных судов таможенных органов» и иные нормативные правовые акты. В Положении о Минобороны России называются и иные полномочия, реализация которых связана с изданием нормативных правовых актов межотраслевого характера. Так, согласно Положению, Минобороны: — реализует совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями мероприятия технического прикрытия, восстановления, разминирования и заграждения участков инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации общего пользования, повышения ее живучести и пропускной способности, устройства обходов узлов, мостов, тоннелей, осуществляет наводку и эксплуатацию наплавных железнодорожных мостов; — координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, войск, воинских формирований и органов по вопросам технического прикрытия, восстановления, разминирования и заграждения участков инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации общего пользования, поддержания требуемой степени готовности мобилизационных мощностей, предназначенных для технического прикрытия инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации общего пользования, обеспечения ее устойчивой работы в целях обороны страны и безопасности государства; — утверждает тактико-технические требования к образцам вооружения и военной техники, разрешенным для экспорта, экспортную комплектацию продукции военного назначения, а также основные положения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения, разрешенных для экспорта; — осуществляет военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения, предназначенной для экспорта, в том числе контроль качества и приемку указанной продукции; — осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Вывод о наличии у Минобороны полномочий по государственному управлению в отдельных сферах может быть также сделан исходя из анализа компетенции подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства. В данном направлении целесообразным представляется рассмотрение полномочий Минобороны России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Участие Минобороны России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности ограничивается двумя основными направлениями: — реализация государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами; — осуществление экспортного контроля во внешнеэкономической деятельности. Военно-техническое сотрудничество — деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения (ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» <4>). ——————————— <4> Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 30. Ст. 3610.

Основные полномочия Минобороны России в области военно-технического сотрудничества перечислены в приложении к Указу Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062 <5> и включают в себя: ——————————— <5> См.: Перечень федеральных органов исполнительной власти по координации и контролю в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также по решению других задач государственного регулирования в этой области.

а) участие в разработке и реализации государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее — военно-техническое сотрудничество); б) осуществление военно-технического сопровождения поставок продукции военного назначения иностранным заказчикам, в том числе контроль за разработкой, производством и поставками продукции военного назначения, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; в) разработка и представление в установленном порядке предложений, касающихся формирования списка продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам; г) выдача заключений по запросам федеральных органов исполнительной власти, российских и иностранных субъектов военно-технического сотрудничества, а также иных российских участников внешнеторговой деятельности об отнесении или неотнесении продукции, предлагаемой к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения; д) оказание в установленном порядке иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала; е) проведение показов продукции военного назначения, а также учений и стрельб с участием подразделений вооруженных сил иностранных государств на полигонах Министерства обороны Российской Федерации; ж) осуществление информационного обеспечения военно-технического сотрудничества; з) формирование перечня высвобождаемой из наличия Министерства обороны Российской Федерации продукции военного назначения для продажи иностранным заказчикам, участие в установленном порядке в определении цен на нее, реализация указанной продукции военного назначения через государственного посредника — специализированное федеральное государственное унитарное предприятие, образованное по решению Президента Российской Федерации; и) участие в выполнении работ по созданию, дооборудованию и модернизации на территориях иностранных государств объектов, предназначенных для производства, размещения, ремонта, эксплуатации, боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также по обеспечению функционирования этих объектов; к) утверждение экспортной комплектации, тактико-технических характеристик продукции военного назначения, а также основных параметров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации), выполняемых в интересах иностранных заказчиков; л) осуществление иных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. Находящаяся в ведении Минобороны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет полномочия в области военно-технического сотрудничества в соответствии с Положением о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1083 «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству», и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее — военно-техническое сотрудничество). Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент Российской Федерации. ФСВТС России подведомственна Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности. В этих целях министр обороны Российской Федерации: 1) утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности ФСВТС России, а также отчет об исполнении плана; 2) вносит в установленном порядке по представлению директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству проект положения о ФСВТС России, проекты других нормативных правовых актов, касающихся деятельности ФСВТС России, а также предложения о предельной штатной численности ФСВТС России и фонде оплаты труда ее работников; 3) вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФСВТС России; 4) в целях реализации поручений Президента Российской Федерации и председателя Правительства Российской Федерации дает поручения ФСВТС России и контролирует их исполнение; 5) имеет право отменять противоречащие законодательству Российской Федерации решения ФСВТС России, если не установлен иной порядок их отмены. В рамках координации деятельности названной службы Минобороны России утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству государственной функции по принятию решений о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее продукции военного назначения в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (приложение к Приказу Минобороны России от 16 ноября 2007 г. N 470 <6>). ——————————— <6> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15 февраля 2008 г., регистрационный N 11167.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству государственной функции по принятию решения о выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее продукции военного назначения (приложение к Приказу Минобороны России от 23 ноября 2007 г. N 485 <7>). ——————————— <7> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 7 февраля 2008 г., регистрационный N 11126.

Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения (утв. Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. N 1062) предусмотрено, что Минобороны России утверждает порядок оформления и форму заключения об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу и (или) вывозу, к продукции военного назначения. Во исполнение данного предписания Приказом Минобороны России от 29 декабря 2005 г. N 550 утвержден Порядок оформления и выдачи заключений об отнесении либо отказе в отнесении продукции, предусмотренной к ввозу в Российскую Федерацию и (или) вывозу из Российской Федерации, к продукции военного назначения <8>. ——————————— <8> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 24 января 2006 г., регистрационный N 7408. Текст Приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 февраля 2006 г. N 7.

Приказом Минобороны России от 10 декабря 2000 г. N 575 утверждена Инструкция об организации подготовки национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации. В области правового регулирования компетенции и правового статуса Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству усматривается противоречие в части определения полномочий службы по изданию правовых актов. Так, согласно пп. 2 п. 10 Положения о Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1083) ФСВТС России в целях реализации своих полномочий имеет право издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и выдавать соответствующие разрешительные документы (лицензии, свидетельства и другие). В Положении не называются полномочия службы по изданию нормативных правовых актов. При этом на практике такие акты службой издаются. Например, Приказом Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству от 6 сентября 2006 г. N 53 «Об оформлении заявлений и лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения и о порядке представления документов для получения лицензий» <9> утверждена Инструкция по оформлению заявлений и лицензий на ввоз (вывоз) продукции военного назначения и порядку представления документов для получения лицензий. ——————————— <9> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 2006 г., регистрационный N 8420. Текст Приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 ноября 2006 г. N 46.

Документ, как это прямо следует из его содержания, полностью соответствует признакам нормативного правового акта: распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение. Кроме того, указанный правовой акт прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции и был официально опубликован, что прямо указывает на его нормативный характер. Экспортный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <10>). ——————————— <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 26.07.1999. N 30. Ст. 3774.

Осуществление экспортного контроля по смыслу действующего законодательства тесно связано с понятием военно-технического сотрудничества. В Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» содержится прямое указание, согласно которому экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. Не регулируются законодательством о военно-техническом сотрудничестве вопросы экспортного контроля за продукцией (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности), не отнесенной к продукции военного назначения. Федеральным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление экспортного контроля, является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), осуществляющая функции на основе Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1085 <11>). ——————————— <11> Собрание законодательства Российской Федерации. 23.08.2004. N 34. Ст. 3541.

ФСТЭК России подведомственна Минобороны России, в силу чего Минобороны осуществляет в отношении службы координацию и контроль деятельности. Действующим законодательством полномочия Минобороны России в области нормативно-правового регулирования экспортного контроля (за исключением случаев его осуществления в отношении товаров, являющихся продукцией военного назначения) прямо не определены. Полномочия по самостоятельному нормативно-правовому регулированию вопросов экспортного контроля пп. 4 п. 4 Положения о ФСЭК России предоставлены ФСТЭК России. Данные полномочия службой широко используются на практике. В качестве примера следует привести следующие нормативные правовые акты, изданные ФСТЭК России: — Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 20 февраля 2007 г. N 29 «Об утверждении Порядка проведения независимой экспертизы проектов административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, и отбора организаций, осуществляющих их независимую экспертизу» <12>; ——————————— <12> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2007 г., регистрационный N 9242. Текст Приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 апреля 2007 г. N 18.

— Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 апреля 2005 г. N 124 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» <13> (с изменениями от 1 июня 2006 г.); ——————————— <13> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2005 г., регистрационный N 6546. Текст Приказа опубликован в «Российской газете» от 12 мая 2005 г. N 98, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 мая 2005 г. N 19.

— Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 31 января 2006 г. N 36 «Об утверждении Инструкции по организации и проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль» <14>; ——————————— <14> Приказ зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2006 г., регистрационный N 7514. Текст Приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 марта 2006 г. N 10.

— Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 2 июня 2006 г. N 178 «Об организации работы по оформлению и выдаче российского импортного сертификата и разрешения ФСТЭК России о передаче импортированных товаров (услуг) двойного применения другим субъектам хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации» <15>. ——————————— <15> Текст Приказа размещен на сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. URL: http://www. fstec. ru.

На основании изложенного представляется возможным указать на следующий вывод. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также нормативно-правовому регулированию иных вопросов, отнесенных к ведению министерства. В целях реализации возложенных на Минобороны задач и функций министерство наделено полномочиями: — по изданию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности Вооруженных Сил. Указанные нормативные правовые акты обладают всеми признаками правовых актов военного управления и отличаются: 1) особым содержанием и направленностью; 2) более детальной, чем это имеет место в других отраслях государственного управления, регламентацией всех сторон жизни, быта и деятельности войск, обязанностей и правил поведения каждого военнослужащего; 3) особым субъектным составом лиц, обязанных исполнять нормативные правовые акты; — по изданию нормативных правовых актов межотраслевого характера, направленных на регулирование общественных отношений в различных сферах: экономической, административно-политической, социальной и иных, в целях решения в указанных сферах оборонных и тесно связанных с ними задач. Указанные нормативные правовые акты по своей юридической природе будут являться правовыми актами государственного управления (специфика военного управления в указанных актах проявляется в значительно меньшей степени). Действие рассматриваемых нормативных правовых актов будет распространяться не только и не столько на военные организации, но и на органы государственной власти, организации и граждан, не имеющих статуса военнослужащих; — по изданию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по государственному управлению, в том числе в сферах, непосредственно не связанных с деятельностью военной организации государства.

——————————————————————