Информационные ресурсы в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации

(Козыкина Н. В.) («Миграционное право», 2012, N 2)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. В. КОЗЫКИНА

Козыкина Н. В., доцент кафедры государственного и муниципального права Забайкальского государственного университета, кандидат политических наук.

В последние годы в России вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде приобрели особую актуальность. Об этом свидетельствует поэтапная и довольно эффективная реализация Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2009 года N 1555-р. Как отмечается на сайте Федеральной миграционной службы РФ, информационное обеспечение продемонстрировало свою значимость в миграции населения задолго до наступления века информации <1>. Сегодня работу ФМС России уже невозможно представить без внедрения передовых информационных технологий. Это отражено в виде полномочий в Положении о Федеральной миграционной службе Российской Федерации. В нем на ФМС России возлагаются функции по организации и осуществлению в соответствии с законодательством РФ информационного и правового обеспечения деятельности ФМС России, ее территориальных органов, а также иных, входящих в систему ФМС России, организаций и подразделений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; созданию единой информационной системы; формированию и ведению федеральных баз данных; обеспечению методологического единообразия и согласованного функционирования информационных систем в установленной сфере деятельности <2>. ——————————— <1> Федеральная миграционная служба: [сайт]. URL: http://www. fms. gov. ru. <2> Положение о Федеральной миграционной службе (в ред. от 03.03.2008): утв. Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 928 // СПС «КонсультантПлюс».

В соответствии с вышеуказанным Планом Федеральная миграционная служба РФ с 1 апреля 2010 года оказывает электронные услуги по оформлению, выдаче, замене и учету выданных паспортов гражданина Российской Федерации, а также иных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, в пределах и за пределами Российской Федерации; организации и ведению адресно-справочной работы; оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации в визовом и безвизовом режимах; оформлению, выдаче и продлению видов на жительство в Российской Федерации; регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации <3>. ——————————— <3> Там же.

Прием заявлений от граждан, поданных в электронном виде, осуществляется через Единый портал государственных и муниципальных услуг <4>. Как видим, перечень услуг довольно широк. ——————————— <4> URL: http://www. gosuslugi. ru.

Преимущества получения государственных услуг в электронном виде через Единый портал очевидны. Прежде всего, речь идет об упрощении получения государственной услуги и другой полезной информации, о сокращении времени от подачи заявления до выдачи оформленного документа, об информировании гражданина на каждом этапе работы по его заявлению. Условия приема оговариваются и согласуются в индивидуальном порядке, экономя время заявителя. Заявление о предоставлении государственных услуг можно подать, практически не выходя из дома или не покидая рабочего места. Кроме того, данная услуга позволила существенно улучшить качество обслуживания граждан и сократить количество предоставляемых документов. Есть у электронной услуги и свои недостатки. Сложность вызывает процедура идентификации — регистрации физических лиц на правительственном портале. Конечно, это процедура не простая. Кроме того, мы не привыкли пользоваться электронными услугами. Существует некий страх, являющийся издержками нашего менталитета. Бояться не стоит — лучше сразу научиться пользоваться системой <5>, так как только официальные пользователи могут получать электронные услуги. При этом право выбора получения информации у населения остается, так как, наряду с электронным оказанием услуги, остается еще и стандартное; действует принцип одного окна; работают общие многофункциональные центры. Чем больше таких возможностей, тем лучше, считают в ФМС России. ——————————— <5> Тюркин М. Л. Государственные услуги в электронном виде. Проблемы и практика Федеральной миграционной службы [Электронный ресурс] // ИПП «Гарант»: портал. URL: http:// www. garant. ru/ action/ interview/ 250930.

В отличие от физических лиц, юридическим лицам в электронном виде ФМС России оказывает пока только одну государственную услугу, а именно лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Несмотря на то что ФМС России значительно расширила перечень услуг, оказываемых ею в электронном виде, уменьшения очередей и снижения нагрузки на ее сотрудников не наблюдается. Однако заместитель директора ФМС М. Л. Тюркин считает, что «стремительный рост числа обращений граждан на Единый портал по вопросам оказания государственных услуг (более 80% из них — по услугам ФМС России) свидетельствует о востребованности у населения системы электронных услуг, что в перспективе должно привести и к уменьшению очередей, и к снижению нагрузки на наших сотрудников» <6>. В связи с этим некоторые исследователи отмечают недостаточные темпы развития инфраструктуры публичного (общественного) доступа населения к сайтам государственных органов <7>. ——————————— <6> Там же. <7> Чеботарева А. А. Информационная деятельность государственных служащих: новые требования и возрастающая ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 5. С. 45.

Заслуживает внимания такая инновация, как интерактивная миграционная карта, которая, являясь полезным инструментом руководителей миграционной службы, ежедневно по самым разным параметрам отражает всю миграционную ситуацию как в целом по стране, так и в ее регионах. Карта непосредственно связана с теми информационными системами, которые передают информацию в Центральный банк данных по учету иностранных граждан <8>. ——————————— <8> Ромодановский К. Мы обречены на удачу! [Электронный ресурс] // Ваше право. Миграция: электрон. версия инф.-практ. газ. 2011. N 13. URL: http:// migratsia. ru/ publ/ 2011_god/ 13_2011/ my_obrecheny_na_udachu.

Одной из самых главных проблем остается слабое информационное взаимодействие органов власти всех уровней, поскольку формирование их информационных ресурсов происходит зачастую независимо друг от друга и не всегда регулярно, решение которой видится во введении в строй системы «электронного правительства», которая построена на принципе электронного межведомственного взаимодействия. Летом 2012 года к ней должны подключиться все регионы и муниципалитеты. Однако требуется полноценная работа по межуровневому и межведомственному взаимодействию, что позволит в 10 — 15 раз сократить оформление документов и сделать его более цивилизованным <9>. Более того, новая система, по словам главы ФМС К. Ромодановского, несет в себе «серьезный антикоррупционный элемент», так как устраняет непосредственное взаимодействие, нежелательные контакты чиновника с населением <10>. Действительно, нельзя не согласиться с новым прочтением системы взаимоотношений общества, отдельного человека с формирующимся электронным государством <11>. ——————————— <9> Там же. <10> Реализация проекта «Электронное правительство» в России [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ: информ. агентство. URL: http:// ria. ru/ society/ 20110926/ 443893403.html. <11> Чеботарева А. А. Электронное государственное управление как новая форма взаимоотношений личности, общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 18 — 22.

Говоря о дальнейших перспективах внедрения информационных технологий в деятельность ФМС России, следует обратить внимание на информационные технологии персонифицированного учета граждан Российской Федерации, обратившихся в территориальные органы миграционной службы с ходатайством о получении (получивших) статуса вынужденных переселенцев; лиц, обратившихся за получением (получивших) статуса беженца; иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность или занимающихся незаконной трудовой деятельностью на территории Российской Федерации; лиц, незаконно пребывающих на территории округа. Не менее важными направлениями разработки и внедрения информационных систем и технологий будет являться учет юридических лиц, утративших право на привлечение иностранной рабочей силы, а также систематизация всех нормативно-правовых актов в сфере миграции.

——————————————————————