К вопросу о бесплатности получения информации от должностных лиц органов государственной власти
(Телешина Н. Н.) («Налоги» (газета), 2012, N 36)
К ВОПРОСУ О БЕСПЛАТНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОТ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Н. Н. ТЕЛЕШИНА
Телешина Н. Н., к. ю.н., доцент кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых.
Гражданам Российской Федерации для реализации своих прав часто приходится обращаться к должностным лицам органов государственной власти за необходимой информацией. При этом вопрос о том, платно или за плату соответствующие должностные лица должны эту информацию предоставить, остается открытым, что ведет к соответствующим злоупотреблениям со стороны властных субъектов. Попробуем разобраться в этом вопросе на основе действующего российского законодательства и существующей правоприменительной практики. Статья 2 Конституции РФ закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» <1>. ——————————— <1> Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. N 237.
Гарантией соблюдения и реализации прав человека в России являются положения ст. 15 Конституции об обязательном опубликовании всех нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина; а также ст. 24 Конституции о том, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» <2>. ——————————— <2> Там же.
В силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации любая информация, за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью, должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специального правового статуса такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. Такая правовая позиция, сформулированная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, поскольку в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации гарантиями свободы экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 8) каждый вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), а также свободно использовать свое имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Из указанных конституционных гарантий вытекает право на сохранение в тайне сведений, в т. ч. полученных налоговыми органами, виды и объем которых устанавливаются законом, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве. Данные конституционные положения получили развитие в законодательстве: — Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ст. 2 закрепляет: «Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно» <3>; — Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» в ст. 19 устанавливает: «Информация о деятельности судов предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации» <4>; — Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в ст. 21 устанавливает, что «пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: 1) передаваемая в устной форме; 2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах; 3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного информацией пользователя; 4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления» <5>; — Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в ст. 8 устанавливает: «1. Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи. 2. Государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 3. В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя» <6>. ——————————— <3> О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ // Российская газета. 2006. N 95. <4> Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ // Российская газета. 2008. N 265. <5> Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ // Российская газета. 2009. N 25. <6> Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ // Российская газета. 2010. N 168.
Таким образом, случаи платного предоставления информации должны быть законодательно оговорены. Например, ст. 22 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает следующее: «1. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации. 2. В случае, предусмотренном ч. 1 настоящей статьи, пользователем информацией оплачиваются расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходы, связанные с их пересылкой по почте. 3. Средства, полученные в качестве платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. 4. Государственный орган или орган местного самоуправления, предоставившие информацию, содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотивировано, устранить имеющиеся неточности» <7>. ——————————— <7> Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ // Российская газета. 2009. N 25.
Таким образом, данный Закон определяет, что Правительство Российской Федерации устанавливает случаи платности предоставления информации и порядок взимания платы <8>. Однако, на наш взгляд, практику установления платности услуги постановлением Правительства РФ нельзя признать обоснованной, поскольку в правоприменительной практике часто возникают споры по поводу необоснованности взимания платы за предоставление информации. Анализ судебной практики позволил выявить такие судебные решения: — Определение ВАС РФ от 24.06.2011 N ВАС-7401/11 по делу N А11-3903/2010: в передаче дела по иску о взыскании ущерба, возникшего вследствие неправомерного предъявления к оплате 20 талонов родовых сертификатов, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, т. к. суд, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что взимание с пациентов платы за оказание им медицинских услуг, которые должны предоставляться бесплатно в рамках родовых сертификатов, и оказание платных услуг не доказаны; — Определение ВАС РФ от 10.11.2010 N ВАС-15137/10 по делу N А32-18546/2009-52/445: в передаче дела по иску о взыскании платы за пользование инфраструктурой для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, т. к. суды пришли к выводу о том, что взыскиваемая сумма является платой за использование принадлежащих обществу путей общего пользования, а не платой за услуги по контролю за исправным техническим состоянием локомотива. Пользование инфраструктурой является платным; — Решение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N ГКПИ09-723: об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании распоряжения Совета Министров РСФСР от 30.10.1991 N 1129-р, абз. 2 п. 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898; — Определение ВАС РФ от 27.08.2008 N 10713/08 по делу N А65-22246/2007-СА1-23: утверждение перечня платных услуг и тарифов в сфере размещения муниципального заказа и последующее взимание оплаты услуг по размещению заказа с победителя торгов действующим антимонопольным законодательством не допускается; — Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 09.04.2003: лицензирование деятельности по розничной продаже алкогольной продукции осуществляется субъектом Российской Федерации на платной основе; — Определение Верховного Суда РФ от 05.09.1997: федеральным законодательством не предусмотрено оказание платных услуг за осуществление комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и кадастровым бюро государственных функций. ——————————— <8> См., например: О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг: Постановление Правительства РФ от 02.12.2009 N 984.
Таким образом, действующее российское законодательство не позволяет однозначно определить основания взимания платы за предоставление информации. Автор считает, что информацию, имеющую значение для осуществления прав граждан, государственные органы обязаны предоставлять бесплатно. Во избежание злоупотреблений со стороны должностных лиц все случаи предоставления информации за плату должны быть прописаны в Налоговом кодексе РФ как государственная пошлина, а не в подзаконных актах Правительства РФ.
——————————————————————