Понятие внешнеэкономической деятельности в российском праве
(Асалханова С. А.) («Российская юстиция», 2012, N 9)
ПОНЯТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
С. А. АСАЛХАНОВА
Асалханова С. А., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
Статья посвящена исследованию легальных дефиниций в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, особенностям их толкования и применения в российском законодательстве.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеэкономические отношения, внешнеэкономические связи, хозяйственная деятельность, правоотношения.
This article is devoted to analysis of legal definitions refers to external trade regulation process and determination of specific interpretation of these terms and way of application according to Russian legislation.
Внешнеэкономическая деятельность является связующим звеном национальной экономики государства и мировой экономики в целом, развитие внешнеэкономических связей государства принято относить к приоритетным направлениям экономической деятельности Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим необходимо определить понятие и выделить признаки внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как объекта правового обеспечения. Можно рассматривать внешнеэкономическую деятельность со следующих позиций: внешнеэкономическая деятельность как вид хозяйственной, предпринимательской деятельности и внешнеэкономическая деятельность как вид отношений. Несомненно, что внешнеэкономическая деятельность является хозяйственной деятельностью, так как предполагает осуществление последовательных действий «субъектов хозяйствования по созданию, распределению и доведению до потребителей продукции (работ, услуг), предназначенной для удовлетворения потребностей экономики в целом и населения» <1>. ——————————— <1> Белых В. С. Теория хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России // Государство и право. 1995. N 11. С. 57.
Легальное определение внешнеэкономической деятельности, закрепленное в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <2>, рассматривает ее именно как разновидность хозяйственной (предпринимательской) деятельности, под которой понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). ——————————— <2> Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в редакции от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
Предложенная законодателем формулировка не отличается достаточной определенностью и допускает различные толкования. Так, например, В. В. Покровская определяет внешнеэкономическую деятельность как совокупность производственно-хозяйствующих, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий <3>. ——————————— <3> См.: Покровская В. В. Международные коммерческие операции и их регламентация. М., 1996. С. 24.
А. П. Вершинин акцентирует внимание на внешнем характере данной экономической деятельности и определяет внешнеэкономическую деятельность как деятельность граждан и организаций, которая, с одной стороны, является экономической, а с другой стороны, «внешней» <4>. ——————————— <4> См.: Вершинин А. П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2001. С. 38.
В. А. Бублик характеризует внешнеэкономическую деятельность как урегулированную нормами международного частного, российского и иностранного права хозяйственную деятельность экономических субъектов, осуществляемую ими на мировом рынке <5>. ——————————— <5> Бублик В. А. Публично — и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Дис. … докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 100.
Внешнеэкономическая деятельность как вид хозяйственной деятельности — это прежде всего разновидность деятельности человека. Причем эта деятельность не сводится к простой совокупности действий, а состоит из связанных и последовательных мероприятий (действий) в сфере внешней торговли, инвестиций, производственной кооперации и международного обмена <6>. Как утверждал А. Н. Леонтьев, «деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». Являясь разновидностью деятельности человека, внешнеэкономическая деятельность состоит из различных действий, операций и поступков, объединенных общей целью. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография В. С. Белых «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России» включена в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2009. —————————————————————— <6> См.: Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005. С. 33.
Подобный подход к определению внешнеэкономической деятельности, по мнению некоторых исследователей, является неверным, так как не содержит указания на отношения, возникающие в процессе осуществления внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, вследствие этого к определению внешнеэкономической деятельности следует подходить как к совокупности отношений. Будучи разновидностью предпринимательской деятельности, внешнеэкономическая деятельность обладает всеми признаками, присущими предпринимательству. Учитывая точку зрения В. Ф. Попондопуло, который различает общие (родовые), присущие любой свободной деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности, и специфические признаки <7>, можно выделить общие признаки внешнеэкономической деятельности, к которым относятся самостоятельность и рисковый характер, и специфические, к которым можно отнести направленность на систематическое получение прибыли и обязательность государственной регистрации. ——————————— <7> Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 14 — 15.
Самостоятельный характер внешнеэкономической деятельности проявляется во многих отношениях и означает относительную независимость субъекта внешнеэкономической деятельности от иных органов, организаций и частных лиц, предполагая свободу выбора субъектом способов, средств и методов эффективного осуществления внешнеэкономической деятельности для достижения цели. Однако подобная самостоятельность носит относительный характер и ограничивается рамками действующего законодательства. Что касается рискового характера внешнеэкономической деятельности, то этот вопрос необходимо рассматривать в рамках теоретического исследования категории «риск» как с правовых, так и экономических позиций. В частности, Г. В. Чернова, А. А. Кудрявцев под риском понимают не только потенциальную возможность наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенный материальный ущерб, но и возможность недополучения прибыли или дохода <8>. Категория риска многогранна, но отличительной чертой риска является вероятностный характер событий, которые могут повлечь определенные неблагоприятные последствия. В связи с чем наиболее приемлемым представляется определение, сформулированное В. С. Белых в отношении предпринимательского риска, но, на наш взгляд, отражающие основные характеристики категории риска в целом, которое определяет риск как потенциальную возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности хозяйствующего субъекта <9>. Причем наступление определенных рисков, например демпинговых, при осуществлении внешнеэкономической деятельности может повлечь возникновение неблагоприятных имущественных последствий (материального ущерба) не только для отдельно взятого хозяйствующего субъекта, но и для отрасли российской экономики в целом. Под материальным ущербом отрасли российской экономики в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» <10> понимается подтвержденное доказательствами ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие демпингового импорта или субсидируемого импорта и выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики. ——————————— <8> Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками. М., 2003. С. 9. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография В. С. Белых «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России» включена в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2009. —————————————————————— <9> Белых В. С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2005. С. 46. <10> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4851.
Получение прибыли является обязательным признаком и отличает предпринимательскую деятельность от других общественно полезных и социально значимых видов деятельности. Рассматривая внешнеэкономическую деятельность как разновидность правоотношений, следует исходить из того, что правоотношение в теории права определяется как взаимосвязь субъективных прав и обязанностей участников общественных отношений, устанавливаемая нормами права. Правоотношения есть разновидность общественных отношений, содержание которых определяется соответствующими нормами права и участники которого обладают определенным набором качественных характеристик, установленных законом. С этих позиций внешнеэкономическую деятельность можно определить как совокупность отношений, участниками которых являются физические лица, юридические лица, международные организации и публично-правовые образования, урегулированных нормами права и возникающих по поводу международного обмена товарами, работами, услугами. О. Н. Толочко также определяет внешнеэкономическую деятельность как обособленный комплекс хозяйственных отношений, связанных с международным экономическим сотрудничеством, и выделяет характерные черты внешнеэкономической деятельности, такие как самостоятельность, целостность, специфика регулирования, наличие собственного понятийного аппарата и методов правового регулирования, присущих только данным отношениям <11>. ——————————— <11> См.: Толочко О. Н. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Право и демократия. 1998. Вып. 9. С. 4.
Следует заметить, что общественные отношения во внешнеэкономической сфере достаточно разнообразны и включают в себя не только отношения по экономическому сотрудничеству, но и торговые на международном уровне. Так, например, Е. В. Гуменюк к внешнеэкономическим отношениям относит «международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство» <12>. ——————————— <12> См. Гуменюк Е. В. Административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Автореферат дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 9.
Внешнеэкономическая деятельность также рассматривается «как деятельность по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма» <13>. ——————————— <13> Иванова Т. М. Российское предпринимательское право. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. С. 892.
Основной правовой формой реализации внешнеэкономических отношений Российской Федерации являются международные договоры и соглашения, закрепляющие правовые основы взаимодействия государств в сфере внешнеэкономической деятельности. Также следует заметить, что понятие «внешнеэкономические отношения» трактуется неоднозначно, зачастую «внешнеэкономические отношения» и «внешнеэкономические связи» употребляются как синонимы внешнеэкономической деятельности. К тому же определение содержания данных понятий в теории и законодательстве разнится. Термин «внешнеэкономические связи» используется законодателем исключительно применительно к международной деятельности субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством субъектам Федерации предоставлено право на осуществление международных и внешнеэкономических связей, однако регионы, являясь субъектами Российской Федерации, не могут быть самостоятельными субъектами международного права, поэтому в отношении их международной деятельности законодатель использует термин «внешнеэкономические связи», а не «внешнеэкономические отношения», подчеркивая тем самым неполитический характер подобной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» <14> под внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных (неполитических) областях связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными организациями, а также с органами государственной власти иностранных государств. ——————————— <14> Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что единообразные подходы к определению понятия внешнеэкономической деятельности отсутствуют, а применение законодательного определения оправданно в той мере, в которой оно отражает специфику данного явления, что говорит о неопределенности понятийного аппарата в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности.
——————————————————————