Внешнеэкономическая политика современной России

(Бублик В. А.) («Российский юридический журнал», 2010, N 5)

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ <*>

В. А. БУБЛИК

——————————— <*> Bublik V. A. (Yekaterinburg) Foreign-economic policy of modern Russia.

Бублик Владимир Александрович — доктор юридических наук, профессор, ректор Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Представлена оценка развития внешнеэкономической политики РФ. Даются прогнозы модификации и инновационных изменений во внешнеэкономической активности России.

Ключевые слова: инновации, внешнеэкономическая политика, развитие, энергетика.

The author’s evaluation of foreign-economic policy of the RF development is represented. Projections on modification and innovative changes in foreign-economic activity of Russia are made.

Key words: innovations, foreign-economic policy, development, energetics.

На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности целесообразно попытаться ответить на вопросы: почему традиционно неэффективна национальная политика в сфере внешнеэкономических отношений и каковы ее перспективы в ближайший период с учетом глобализационных процессов? Основы внешнеэкономической политики современной России были заложены почти 20 лет назад Указом Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», разрешившим выход на внешний рынок практически любому желающему хозяйствующему субъекту. В сфере внешнеэкономической деятельности стало реализовываться известное выражение Б. Н. Ельцина в адрес субъектов РФ: «Берите суверенитета столько, сколько сможете переварить…» По сути, государство не только отказалось от монополии на внешнеэкономическую деятельность, но и самоустранилось от какого-либо внятного участия в управлении внешнеэкономической сферой. Такая ситуация (последствия которой государство и общество продолжают ощущать до сих пор) стала возможной вследствие общего кризисного положения, в котором оказались и экономическая, и политическая, и правовая системы ставшей суверенной России. Суть этого положения в свое время была очень точно охарактеризована В. Ф. Яковлевым: в ходе экономических преобразований начала 90-х гг. государство стремительно уходило из экономики как собственник и как субъект непосредственного хозяйствования. В результате такой внешнеэкономической «политики» в течение буквально 35 лет после оформления суверенитета Российской Федерации сформировалась сырьевая структура российского экспорта; были ликвидированы остатки экспорта готовой продукции (прежде всего, машиностроительного комплекса), доставшегося России от СССР. Топливно-сырьевая специализация России в системе мировой экономики формировалась на фоне нарастающего и усугубляющегося оттока из страны финансового капитала — тенденции, не остановленной до сих пор. Эти и другие последствия непродуманной внешнеэкономической политики того периода проявились в системе новейшего российского гражданского (предпринимательского) законодательства. Его основу составило внешнеторговое законодательство и законодательство о валютном регулировании. Страна почти ничего не поставляла на внешний рынок; поэтому международное транспортное законодательство, иностранное инвестиционное право, законодательство об экспорте услуг были представлены формально в системе внешнеэкономических законодательных актов. Фундамент внятной внешнеэкономической политики был заложен Президентом В. В. Путиным, который, как известно, начал свою гражданскую деятельность именно как координатор внешнеэкономических связей в мэрии Санкт-Петербурга. Его усилия дали основание некоторым авторам утверждать, что в период работы В. В. Путина вообще вся политика нашего государства была внешнеэкономической. Конечно, это не так: Президент предпринимал и глобальные внешнеполитические акции, позволившие вернуть нашей стране лидирующие позиции в мировом сообществе. Однако верно и то, что нередко внешнеполитические решения были направлены на достижение международного экономического результата. Современная внешнеэкономическая политика России на 90% остается внешнеторговой. Это объективно обусловлено существующей с 2002 г. (с небольшим перерывом в период глобального экономического кризиса) исключительно выгодной конъюнктурой в сфере нефтегазодобычи и переработки. Наша политика на мировом рынке была не внешнеэкономической, а внешнеэнергетической, и сегодня выручка от экспорта энергоносителей по-прежнему является основным источником финансирования потребностей государства. К сожалению, эти потребности не были инновационными. Накопленные в «тучные» годы нефтегазового бума финансовые активы в значительной мере израсходованы не на модернизацию национальной экономики. Средства резервного фонда направлены на обеспечение макроэкономической, социальной и политической стабильности, что, впрочем, было объективно необходимо в кризисный период. Однако кризис заканчивается, а глобализационные и интеграционные процессы вновь набирают темпы. Только наша страна в них не вписывается, мы пытаемся догнать остальной мир, не понимая, что этот поезд уже ушел. Экономическая ментальность отечественного общества генетически обусловлена природно-сырьевыми ресурсами, которыми наделена территория России. В. Ю. Сурков, выступая перед членами Российского союза промышленников и предпринимателей 14 мая 2010 г., сказал: «В наше общественное сознание генетически заложено: Россия испокон века производила сырье, а все готовые хорошие штуки надо покупать за границей… Мы ведем себя, как откупщики XIX века» <1>. ——————————— <1> Комсомольская правда. 2010. 14 мая.

Похоже, что в нашей стране те, кто отвечает за формирование экономической политики, все еще не осознали реалий глобализации, а они для нас печальны. Назову лишь две. 1. Сырьевая экономика, которая есть у нас, и инновационная экономика, о которой мы только говорим и которая полным ходом создается нашими партнерами на мировом рынке, объективно не только несовместимы, но и антагонистически отторгают одна другую. 2. Уже в обозримом будущем мы можем оказаться никому не нужны с нашей нефтью, газом, лесом, металлом (которых, как выясняется, к сожалению, у нас еще много). Отставая на несколько экономических укладов от государств (теперь уже членов не «Семерки», а «Двадцатки»), мы не сможем ликвидировать этот разрыв, если не займемся модернизацией национальной экономики, политической и правовой систем нашего государства: «Мы должны, — говорил В. В. Путин на совместном заседании коллегий Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ 14 мая 2010 г., — сформировать современную конкурентоспособную модель национальной экономики, в основе которой будут находиться знания, инновации, высокие технологии…» <2>. ——————————— <2> URL: http:// premier. gov. ru/ events/ news/ 10586.

По сути, речь идет о кардинальных мерах в области внутренней и внешней экономической политики. Однако их реализация должна осуществляться так, чтобы не допустить макроэкономической дестабилизации, тем более опасной, что говорить о полном завершении глобального кризиса пока преждевременно. В упоминавшемся выступлении Председателя Правительства РФ сформулированы основы внешнеэкономической политики на ближайший (посткризисный) период. 1. Супермонополии с преимущественно государственным участием ориентируются на долгосрочные государственные программы, финансируемые из бюджета, использующие налоговые и таможенные льготы, федеральное имущество. 2. Акцент сделан на развитие такой формы внешнеэкономической деятельности, как иностранная и зарубежная инвестиционная деятельность, причем в качестве инвестиций и объектов инвестирования рассматриваются инновации, технологии. 3. В отношении частных компаний, готовых предложить внешнему рынку продукты конечной переработки, наблюдаются своевременное выявление и устранение торговых барьеров и внутренних административных ограничений, препятствующих выходу отечественной продукции на новые рынки.

——————————————————————