Помощь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в выявлении преступлений, предусмотренных ст. 156 Уголовного кодекса РФ
(Зайцева И. И.)
(«Российский следователь», 2008, N 22)
ПОМОЩЬ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ
ИХ ПРАВ КАК ОРГАНА СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ВЫЯВЛЕНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 156 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ
И. И. ЗАЙЦЕВА
Зайцева И. И., старший помощник прокурора Центрального района г. Читы.
В статье автор подробно излагает мероприятия, проводимые КДН и ЗП с целью выявления фактов жестокого обращения, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, описывает меры, применяемые к лицам, нарушающим нормы ст. 156 УК РФ.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Компетенция деятельности каждого из органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних различна. Так, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН и ЗП) в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)). Полномочия по проведению подобного рода проверок КДН и ЗП закреплены и в ст. 10 Положения «О комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.
Таким образом, выявление фактов жестокого обращения с детьми возможно КДН и ЗП при осуществлении ими проверок в следующих учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
1) общеобразовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования и других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
2) образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
3) специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем) (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
4) специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа органов управления образованием (специальные общеобразовательные школы открытого типа; специальные профессиональные училища открытого типа; другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания) (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
5) специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием (специальные общеобразовательные школы закрытого типа; специальные профессиональные училища закрытого типа; специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа) (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений (ч. 1 ст. 147 Семейного кодекса РФ).
Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов (ч. 1 ст. 149 Семейного кодекса Российской Федерации).
При выявлении фактов недозволенных методов воспитания и обращения с несовершеннолетними, воспитывающимися, находящимися либо содержащимися в вышеперечисленных учреждениях, КДН и ЗП обязаны информировать о таких нарушениях правоохранительные органы с целью защиты прав и свобод несовершеннолетних, для дальнейшего проведения процессуальных проверок и решения вопроса об уголовном преследовании должностных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, по ст. 156 Уголовного кодекса РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Основными объектами преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие по поводу воспитания несовершеннолетних. Факультативными объектами могут быть честь, достоинство, здоровье несовершеннолетнего.
Объективная сторона состава преступления выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Уголовная ответственность наступает в случае жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны лиц, указанных в диспозиции ст. 156 Уголовного кодекса РФ. Жестокое обращение должно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Указанные условия не могут существовать друг без друга при совершении предусмотренного комментируемой статьей преступления, поскольку само неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего прежде всего выражается в отношениях между воспитателем и воспитуемым:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться в отсутствии должной заботы о благосостоянии, всестороннем развитии и воспитании несовершеннолетнего, неуважении его человеческого достоинства, игнорировании его интересов и т. д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может быть в форме действия или бездействия;
2) жестокое обращение с несовершеннолетним может проявляться в насилии или угрозе насилия в отношении ребенка, оскорблении его человеческого достоинства, лишении воды и пищи, тепла, света, содержании его взаперти, в клетке, на цепи и т. д. (Верховный Суд Российской Федерации. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 7-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. первый заместитель министра внутренних дел РФ, генерал-полковник милиции, кандидат юридических наук А. А. Чекалин).
Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетнего: родитель, усыновитель, опекун, попечитель, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. первый заместитель министра внутренних дел РФ, генерал-полковник милиции, кандидат юридических наук А. А. Чекалин).
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по воспитанию ребенка и что это означает «жестокое обращение», и желает действовать подобным образом (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. первый заместитель министра внутренних дел РФ, генерал-полковник милиции, кандидат юридических наук А. А. Чекалин; Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Коллектив авторов под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора Н. А. Громова). Однако по отношению к наступлению вредных последствий, как это указано выше, вина может состоять и в неосторожности (Верховный Суд Российской Федерации. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 7-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев).
Кроме должностных лиц учреждений, где временно или постоянно находятся несовершеннолетние, уголовная ответственность в случае жестокого обращения с детьми наступает и у родителей. Законодательно установлено, что в таких случаях считается, что ребенок проживает в семье, находящейся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей установлены ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации: родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ).
В случае нарушения вышеуказанных норм семейного законодательства КДН и ЗП могут самостоятельно применить меры воздействия в отношении родителей несовершеннолетних в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ)), без помощи органов внутренних дел и прокуратуры.
Меры воздействия КДН и ЗП применяются к родителям (законным представителям) несовершеннолетних, как правило, в случаях ненадлежащего исполнения родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних, объем неисполнения которых недостаточен для привлечения виновного к уголовной ответственности.
Такой мерой воздействия является, например, административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа, которое предусмотрено ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Однако административное деяние родителей (законных представителей) детей, предусмотренное ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с неисполнением родительских обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних, защите прав и интересов несовершеннолетних граничит с деянием, ответственность за которое предусмотрена ст. 156 Уголовного кодекса РФ.
——————————————————————