Жестокое обращение с детьми
(Зайцева И. И.)
(«Юридический мир», 2008, N 10)
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ
И. И. ЗАЙЦЕВА
Зайцева И. И., аспирантка ЧитГУ, юридический институт.
Статья 56 Семейного кодекса РФ определяет, что ребенок имеет право на защиту. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Защита его прав как члена общества претворяется в жизнь с помощью других отраслей права, в том числе и уголовного — в главе 20 УК РФ. Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов.
Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст. 26, 28 ГК РФ, ст. 53 — 65, 150 СК РФ. Но защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых он отобран по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание. При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, устроен в детское воспитательное учреждение социальной защиты и другие аналогичные учреждения, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, отдельные из которых, выступающие в своих полномочиях не только как профилактические, но и контролирующие органы, призваны выявлять факты жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей).
Такая же обязанность возложена и на такой надзирающий орган, как прокуратура. Прокурор, защищая права и законные интересы ребенка, проводит проверки исполнения законодательства самими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Факты жестокого обращения родителей (законных представителей) с детьми могут выражаться в следующих формах: удары руками (ногами); удары различными предметами, порка; систематическое мучение, истязание; посягательства сексуального характера; систематические оскорбления, унижение человеческого достоинства; угрозы физическим насилием, побоями; лишение заботы, необходимого ухода и содержания; устранение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи; угрозы разглашения сведений, позорящих ребенка и его близких, или иной информации, обнародование которой нежелательно; нецензурная брань в адрес ребенка; лишение на длительное время (свыше месяца) общения со сверстниками, друзьями (изоляция от общества); лишение пищи, постельных принадлежностей, необходимых условий существования; принуждение совершать незаконные действия или поступки; принуждение к тяжелому, монотонному или бессмысленному труду; насильственные действия сексуального характера либо иное.
Особенно важна роль администрации детских воспитательных учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, являющейся в период нахождения в них несовершеннолетних законными представителями, в помощи детям, изъятым из семей, находящимся в социально опасном положении и помещенным в вышеуказанную категорию учреждений. В подобных случаях дети, очутившись в незнакомой обстановке, местности, среди чужих, оказываются в психотравмирующей для них ситуации и нуждаются в помощи психологов, штат которых в данных учреждениях, как правило, ограничен и не превышает одного или двух человек на 100 несовершеннолетних.
При отсутствии контакта, общения с ребенком и для подавления его воли при непослушании взрослым, являющимся работниками учреждений, со стороны последних могут возникать факты жестокого обращения с детьми. В данном случае субъектами преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, являются директор, его заместители, воспитатели, социальные и другие работники учреждения, деятельность которых связана с воспитанием проживающих в нем детей. В целом сами по себе наличествующие факты жестокого обращения с детьми работниками детских воспитательных, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений свидетельствуют о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Доказательством этого являются приказы о приеме на работу, трудовые договоры, должностные инструкции работников, правила внутреннего трудового распорядка, а также документы, подтверждающие статус учреждения, в котором осуществляют свои трудовые функции работники, — свидетельство о регистрации учреждения и его устав. Для наличия состава преступления необходимы и доказательства жестокого обращения с ребенком — показания самого потерпевшего, свидетелей, видео-, фотосъемки, медицинские справки о состоянии психического и физического здоровья несовершеннолетнего, заключение судебно-медицинской экспертизы и иное.
Необходимо отграничивать меры профилактики, проводимые учреждениями в отношении несовершеннолетних, от психологического и иного давления на несовершеннолетнего. Несовершеннолетний, являющийся подростком и длительное время проживающий в неблагополучной семье, в которой отсутствуют контроль и забота о нем со стороны родителей, а устоями семьи является злоупотребление спиртными напитками взрослых, где у ребенка отсутствуют место и постель для сна, предметы личной гигиены, необходимые в рационе продукты питания, в первое время, возможно, не сможет при помещении его в учреждение согласиться с требованиями и правилами, имеющимися в нем.
Существует проблема определения возникновения состава преступления при обстоятельствах провоцирующего поведения самого подростка, так же как и при малолетнем возрасте ребенка, не способного самостоятельно оценить обстановку и знать о том, что его обидели.
Для избежания подобного необходим тщательный подход к подбору кадров работников учреждений, в чьи обязанности входит воспитание находящихся в них несовершеннолетних, а при установлении формализма и доверия руководителем учреждения ненадлежащим образом проверенным людям в работе, связанной с воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установить отдельную ответственность за данные нарушения, поскольку изначально в действующем законодательстве Российской Федерации определен круг лиц, возможность которых воспитывать несовершеннолетних ограничена.
——————————————————————