Прокурорский надзор за исполнением органами и учреждениями системы профилактики законодательства о защите детей от жестокого обращения в семьях
(Ситникова Ю. Б.)
(«Прокурор», 2012, N 4)
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ
ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЯХ
Ю. Б. СИТНИКОВА
Ситникова Ю. Б., прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи управления по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации обобщены состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательства, направленного на предотвращение семейного неблагополучия и насилия в отношении детей за 2011 г.
Серьезную обеспокоенность вызывают факты допускаемой родителями жестокости в отношении своих детей и бездействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — органы и учреждения системы профилактики), попустительствующих нахождению детей в условиях, представляющих опасность их жизни и здоровью.
В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации прокурорам субъектов направлено информационное письмо о необходимости повышения эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, усиления его профилактической направленности. При этом внимание прокуроров было акцентировано на своевременности оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
В результате активизации надзора получила распространение практика проведения проверок деятельности органов и учреждений системы профилактики по каждому факту совершения в отношении несовершеннолетних тяжких, особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности.
Не остается без реагирования со стороны органов прокуратуры бездействие компетентных органов, приводящее к нарушению прав детей, ставящее под угрозу их жизнь и здоровье. Так, по представлению прокурора Сандовского района Тверской области к дисциплинарной ответственности привлечены два сотрудника школы и медицинский работник, которые видели побои на теле ученицы школы, знали о том, что она проживает в неблагополучной семье, мать девочки злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем несовершеннолетняя уходила из дома, однако никаких мер по защите ее прав не приняли. По результатам прокурорской проверки мать ребенка привлечена к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ — неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Одной из гарантий исполнения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 9) является обязанность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно информировать различные правоохранительные структуры, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних о нарушениях их прав и иных обстоятельствах, свидетельствующих, что несовершеннолетний и его семья находятся в социально опасном положении. Неисполнение этого требования Закона нередко способствует совершению правонарушений и преступлений в отношении детей.
Так, прокуратурой Орловской области установлено, что сотрудники центра социальной защиты населения, располагая информацией о серьезном психическом заболевании малолетней девочки, мер по защите ребенка не приняли, органы опеки и попечительства, подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о нахождении девочки в обстоятельствах, угрожающих ее жизни и здоровью, не уведомили. В результате такого бездействия должностных лиц учреждения, входящего в систему органов и учреждений системы профилактики, мать выкинула дочь зимой в окно, от чего девочка скончалась.
Другой пример. Подразделение по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Орла, располагая информацией о том, что мать оказывает негативное влияние на своего ребенка, ненадлежащим образом исполняет родительские обязанности, состоит на учете в органах здравоохранения в связи с наличием психического заболевания, ограничились только постановкой ее на профилактический учет. Какой-либо работы с ней не проводили. Условия жизни и воспитания ее малолетней дочери, 2009 г. р., не выясняли, что привело к тому, что она ударила дочь шилом в область сердца.
По результатам рассмотрения представлений, внесенных органами прокуратуры Орловской области, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Принят ряд мер организационного характера, направленных на устранение подобных недостатков впредь, в том числе разработан порядок межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Формальный подход работников органов и учреждений системы при проведении профилактической работы с семьями, находящимися в социально неблагополучных ситуациях, также способствует совершению преступлений.
Так, в один из отделов полиции Свердловской области обратились соседи женщины с заявлением о защите прав ее трех малолетних детей, находящихся в социально опасном положении в связи с аморальным поведением взрослых членов семьи, устроивших дома притон. Сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ограничились привлечением нерадивой матери к административной ответственности. На учет семью не поставили, профилактическую работу с ней не проводили, условия жизни и воспитания детей выяснены не были. В январе 2012 г. после распития взрослыми спиртных напитков вся семья погибла в результате пожара. По представлению прокурора г. Кировограда Свердловской области сотрудники городской больницы, детского сада, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа внутренних дел района и ГУ МВД России по Свердловской области, а также пожарной части привлечены к дисциплинарной ответственности.
В некоторых случаях в отношении должностных лиц органов и учреждений системы профилактики прокуроры инициировали возбуждение уголовного дела по ст. 293 УК РФ (халатность).
В Дорогомиловском районе г. Москвы бабушки девочки неоднократно обращались в орган опеки и попечительства по поводу лишения ее родителей родительских прав, поскольку они злоупотребляют спиртными напитками, нигде не работают, воспитанием ребенка не занимаются, отец ребенка неоднократно бросался на родственников с ножом, избивал жену, ломал мебель. Длительное бездействие сотрудников органа опеки и попечительства по защите прав малолетней девочки, не проинформировавших органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы здравоохранения, а также прокуратуры, привело к трагедии. Отец девочки, находясь в состоянии алкогольного опьянения, угрожал ей убийством, а спустя несколько дней, также в состоянии алкогольного опьянения, сбросил ее с лоджии квартиры. Ребенок от полученных повреждений скончался.
По результатам проведенной Дорогомиловской межрайонной прокуратурой г. Москвы проверки вынесено постановление об организации уголовного преследования в отношении сотрудника органа опеки и попечительства. Приговором Дорогомиловского районного суда она признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ.
В Оренбургской области о сексуальном насилии и жестоком обращении со стороны матери и отчима в отношении малолетней воспитанницы школы-интерната на протяжении длительного времени было известно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органу опеки и попечительства, следственному отделу, однако никаких мер по защите ребенка принято не было. Девочка оставалась проживать в условиях, угрожающих ее жизни и здоровью. Следователь городского следственного отдела по г. Оренбургу СУ СК РФ по Оренбургской области, не проверив в полном объеме сообщение об изнасиловании малолетней, вынес незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Более того, инспектор подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел сняла с профилактического учета мать малолетней в связи с ее исправлением.
Только в результате принятых органами прокуратуры Оренбургской области мер мать и отчим девочки привлечены к уголовной ответственности, им назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 13 и 20 лет соответственно. Мать лишена родительских прав. Следователь с занимаемой должности уволен. Ему, а также работнику комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисту органа опеки и попечительства администрации г. Оренбурга, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). Дело находится на рассмотрении в суде.
Следует отметить, что за последние пять лет количество выявленных прокурорами нарушений прав детей увеличилось на 35% (с 501 233 до 676 949). Причем основные нарушения допускались в сфере охраны жизни и здоровья, защиты семьи, материнства, отцовства и детства.
В целях устранения выявленных нарушений прокурорами в 2011 г. внесено 96,5 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых свыше 92 тыс. лиц привлечены к ответственности.
Как показывает практика, одним из эффективных способов защиты нарушенных прав детей является обращение прокуроров с заявлениями в суд. Активность прокуроров по обращению в суды в настоящее время имеет устойчивую тенденцию к росту: в 2007 г. в защиту прав несовершеннолетних прокурорами было предъявлено в суд 80 957 исков, в 2008 г. — 77 314 исков, 2009 г. — 85 106, 2010 г. — 89 816, 2011 г. — 109 693.
По инициативе прокуроров возбуждено свыше 7 тыс. уголовных дел.
Наступательная и последовательная позиция органов прокуратуры Российской Федерации позволяет не только привлекать к установленным видам ответственности виновных лиц, но и принимать меры реагирования, способствующие недопущению подобных нарушений впредь.
——————————————————————