Фактические брачные правоотношения: объективная реальность и необходимость правового регулирования

(Левушкин А. Н.)

(«Современное право», 2014, N 3)

ФАКТИЧЕСКИЕ БРАЧНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А. Н. ЛЕВУШКИН

Левушкин А. Н., доктор юридических наук, доцент кафедры «Право» Димитровградского инженерно-технологического института — филиала НИЯУ МИФИ, Россия, Димитровград.

Рассматриваются проблемные аспекты регулирования развивающегося института сожительства (фактического брака) в России. Анализируется правовое состояние лиц, зарегистрировавших брак, и лиц, проживающих без регистрации. Вносятся предложения по созданию механизма регулирования данного явления в целях устранения законодательного пробела в этой сфере.

Ключевые слова: брак, супруги, фактический брак, сожительство, гражданский брак, проживание без государственной регистрации.

Marriage in fact: the reality and necessity of legal regulation

A. N. Levushkin

Levushkin Anatoly N., Doct. in Law, Assoc. Prof. of Law Faculty in Dimitrovgrad Engineering and Technology Institute, Russia, Dimitrovgrad.

In the article problems of forming legal institution of cohabitation (informal marriage) in Russia are discussed. Legal status of marital partners and cohabitors is analyzed. Certain proposals for legislative development are made.

Key words: marriage, spouses, informal marriage, cohabitation, marriage, living without state registration.

В семейном законодательстве нет четкого определения понятия «брак». Этот термин применяется в науке исходя из законодательных предпосылок и, соответственно, имеет множество трактовок. Однако, выявив наиболее схожие признаки, можно дать следующее определение: брак — это союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органе записи актов гражданского состояния (ЗАГС), основанный на чувствах любви, уважения, взаимопонимания, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, созданный с целью создания семьи следующего поколения (в отличие от родительской семьи).

Значение брака в обществе сложно переоценить, ведь семья является своеобразной ячейкой общества, ее самой малой составной частью. Поэтому если институт брака существует и развивается нормально, то и у общества может появиться иммунитет к различным негативным воздействиям. Здоровая семья — здоровое общество. Зачастую брак воспринимается российским населением поверхностно, лишь как государственная регистрация отношений. Но на самом деле брак наделяет граждан новым правовым статусом (супруг, супруга), который несет в себе множество обязанностей и прав, одновременно создавая сложные механизмы защиты последних. К сожалению, это не берется гражданами в расчет, в связи с чем все больше людей живет в так называемых фактических браках, без государственной регистрации.

Сожительство (фактический брак) — это не только не зарегистрированный в официальных органах супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины. Например, И. Р. Альбиков понимает под ним систему норм, правил, регулирующих взаимодействие между мужчиной и женщиной, не состоящими в официально зарегистрированных супружеских отношениях, проживающими совместно и ведущими общее хозяйство [1, с. 6].

Таким образом, можно сделать вывод, что фактическому браку свойственны практически все характеристики брака, закрепленные в Семейном кодексе Российской Федерации 1995 года (далее — СК РФ) [6], за исключением государственной регистрации. Сожительство всегда основывается на эмоционально-чувственных отношениях между партнерами, так как вступать в указанные отношения с корыстной целью не имеет смысла. Можно понимать фактический брак как временную форму совместной жизни, своеобразный первый шаг к официальному браку.

Но, к сожалению, сожительство зачастую оканчивается не государственной регистрацией, а разрывом отношений партнеров с предъявлением друг другу претензий. Так что же побуждает людей вступать в такие браки?

Г. Б. Романовский в своих трудах говорит, что давление, которое брак оказывает на характер супружеских отношений, для многих становится основанием для отказа от регистрации таких отношений. Постоянное сожительство без оформления брака стало столь распространенным явлением, что обусловило скептический взгляд на сам институт брака [5, с. 66].

Можно выделить и другие причины, однако главная из них, по мнению И. Р. Альбикова, состоит в том, что сожительствующим лицам легче прекратить отношения между собой, чем в зарегистрированном браке. Отсюда следует, что союз сожителей распадается чаще, чем официально зарегистрированные браки. Непрочность отношений между сожителями выражается прежде всего в отсутствии прямого обязательства партнеров друг перед другом [1]. Во-вторых, в уже упомянутом отсутствии достаточных знаний и понятий о том, какие права предоставляет супругам законный брак. Как считает Р. П. Мананкова, в СК РФ проигнорирован очевидный факт, что почти половина взрослых людей живут в так называемом гражданском браке [4, с. 28]. Эти люди имеют общее представление о том, что они не супруги, но миллионы мужчин и женщин не знают о деталях, о том, что они лишены множества прав в этом как бы незаконном состоянии. А неюристам довольно проблематично получить необходимую информацию из закона без помощи специалистов. В-третьих, это множество иных субъективных причин, отсутствие уверенности в партнере, в отношениях, в чувствах, неудачный опыт создания семьи, имущественные проблемы. Можно привести и непростые жизненные ситуации, когда, например, один из супругов или его ближайшие родственники имеют судимость, в то время как другой супруг хочет устроиться на службу в правоохранительные органы.

Но проблема фактических браков и состоит, как выразилась Е. Ю. Ламейкина, в том, что закон их «не видит» [3, с. 5]. Не видит — в смысле не регулирует данные отношения, а значит, сожители не могут пользоваться определенными правами, которыми пользуются законные супруги. Считаем необходимым затронуть хотя бы внешние границы данных правомочий.

1. Установление происхождения детей. В соответствии с п. 2 ст. 48 СК РФ, если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное [6]. В случае рождения ребенка у лиц, не состоящих в браке, отцовство устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей и иных заинтересованных лиц — говорится в ст. 49 СК РФ. Судебное разбирательство — довольно трудоемкий, сложный и затратный процесс. Доказывание по предмету спора в этом случае лежит на заявителе, а одним из основных доказательств является генетическая экспертиза — весьма дорогая и осуществляемая не во всех субъектах Российской Федерации процедура. Вследствие этого нужно затратить значительные усилия ради доказательства отцовства бывшего сожителя.

2. В соответствии со ст. 89 и 90 СК РФ супруг или бывший супруг обязан выплачивать алименты в определенных данными статьями случаях. Фактический брак не порождает таких последствий, и бывшие сожители, оказавшись в тяжелых жизненных условиях, могут остаться без материальной помощи. В этом случае Е. Ю. Ламейкина предлагает последним заключать в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года (далее — ГК РФ) [2] договор об установлении обязательства по предоставлению содержания одному из сожителей другим сожителем. При этом форма договора, размер выплат, их содержание предварительно оговариваются сторонами. Но осуществимо ли данное предложение с учетом особого российского менталитета — большой вопрос.

3. Также одной из главных проблем является имущественный режим. В соответствии с п. 1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, считается их совместной собственностью. Вопрос в том, что делать с совместно нажитым имуществом мужчины и женщины, проживающих в фактическом браке. В отношении объектов недвижимости, автомобилей, иных дорогостоящих вещей в соответствии со ст. 244 ГК РФ можно заключить договор общей долевой собственности, что облегчит их возможный раздел в последующем. А как быть с таким имуществом, как, например, стиральная машина, холодильник, компьютер? Ведь заключать указанный договор на каждый предмет — утомительное занятие, за которым обычных российских сожителей представить практически невозможно. Таким образом, договор об общей собственности может урегулировать далеко не все имущественные отношения.

4. Нельзя обойти и наследование по закону. Пункт 1 ст. 1142 ГК РФ называет законного супруга наследником первой очереди, при этом о сожителях в нем не говорится вообще. Единственный возможный вариант получения наследства фактическим супругом предполагает ст. 1148 ГК РФ, упоминая о нетрудоспособных лицах, проживавших не менее года до момента открытия наследства вместе с наследодателем и находившихся на его иждивении.

Существуют и некоторые другие причины — такие, как невыплата пособия по случаю потери кормильца, невозможность участвовать в определенных целевых федеральных и субъектных программах.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым скорейшее разрешение проблемы сожительства, которую, как представляется, можно решить следующим путем. Если рассматривать фактический брак как проверку отношений, вполне реальным видится заключение предварительного брачного соглашения по аналогии с предлагаемым в ст. 429 ГК РФ предварительным договором. В данном соглашении следовало бы урегулировать имущественные отношения на базе положений главы 16 ГК РФ (общая собственность), обеспечить алиментные выплаты, основанные на нормах главы 14 СК РФ (алиментные обязательства супругов и бывших супругов), предусмотреть пункт, согласно которому родителями детей, родившихся во время действия данного договора, автоматически считаются сожители. Также в соглашении можно установить право на наследство в порядке любой из указанных в законодательстве очередей, по выбору участников договора. Вместе с тем желательно установить срок действия договора (например, три года), предусмотреть невозможность одностороннего отказа от его исполнения, а также невозможность продления действия и повторного заключения указанного соглашения. При этом в случае государственной регистрации брака моментом его начала должна считаться дата заключения предварительного брачного соглашения. Необходимым видится и обязательное нотариальное удостоверение договора.

Такое предложение имеет следующие положительные моменты:

— договор является основанием для возникновения не всех супружеских обязанностей, а только тех, которые указываются в нем в соответствии с общим решением заинтересованных лиц;

— не нарушается добровольность заключения договора;

— права фактических супругов находятся под защитой закона;

— положение о срочности договора не станет причиной «изживания» официального брака;

— время действия договора засчитывается в срок брачных отношений в случае регистрации брака и одновременно является проверкой прочности совместной жизни мужчины и женщины.

Конечно, данные предложения повлекут внесение поправок в некоторые нормативные правовые акты, что не может быть быстрым и легким процессом, но они помогут решить серьезную проблему фактических браков, позволят предоставить гражданам, состоящим в фактических брачных отношениях, правовую защиту их интересов.

Список литературы

1. Альбиков И. Р. Взаимоотношения совместно проживающих лиц // Семейное и жилищное право. 2010. N 4.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

3. Ламейкина Е. Ю. Проблемы правового регулирования фактических брачных отношений // Семейное и жилищное право. 2013. N 1.

4. Мананкова Р. П. Пояснительная записка к концепции проекта нового Семейного кодекса Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. N 4.

5. Романовский Г. Б. Евгеника и публичный статус семьи // Российская юстиция. 2004. N 4.

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в ред. от 01.09.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 16.

References

1. Al’bikov I. R. Vzaimootnoshenija sovmestno prozhivajushhih lic // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. 2010. N 4.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ pervaja) ot 30.11.1994 N 51-FZ (v red. ot 23.07.2013) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1994. N 32. St. 3301.

3. Lamejkina E. Ju. Problemy pravovogo regulirovanija fakticheskih brachnyh otnoshenij // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. 2013. N 1.

4. Manankova R. P. Pojasnitel’naja zapiska k koncepcii proekta novogo Semejnogo kodeksa Rossijskoj Federacii // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. 2012. N 4.

5. Romanovskij G. B. Evgenika i publichnyj status sem’i // Rossijskaja justicija. 2004. N 4.

6. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.1995 N 223-FZ (v red. ot 01.09.2013) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1996. N 1. St. 16.

——————————————————————