Информационно-психологическая сфера как ведущее звено системы противодействия терроризму

(Гриб Н. Н.) («Правовые вопросы связи», 2006, N 1)

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СФЕРА КАК ВЕДУЩЕЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Н. Н. ГРИБ

Гриб Н. Н., адъюнкт ВНИИ МВД.

Современная цивилизация переживает глобальную трансформацию и в ряде своих ключевых проявлений намечает контуры новой эпохи. Новое качество мира — глобализация. В основе данного понятия лежит системообразующий признак происходящих в мире процессов. Изменения, влекомые глобализацией, влияют на все факторы современной цивилизации: меняются экономические, политические, правовые, ценностно-мировоззренческие контуры бытия <*>. Усиливается роль знаний и новейших технологий. Именно они выступают стратегическими ориентирами трансформирующихся цивилизаций. ——————————— <*> Глобализация и философия. М., 2001. С. 4.

Идея глобализации тесно связана с идеями нового американского проекта «мирового правительства» — нового мирового порядка и мессианством отдельных наций, народов. Теоретические основы проекта и производные от него направления не являются центром внимания широкой общественности. Ситуация обусловлена принадлежностью средств массовой коммуникации ведущим игрокам геополитики. Если мы говорим о «массовой информации», следовательно, существует информация ограниченного доступа. Информация не для широкого круга носителей может быть как наукоемкой, т. е. недоступной для понимания определенных образовательных категорий людей, так и невостребованной, так как не сформировано побудительное начало, интерес к обращению такого рода информации все теми же СМИ. К. А. Гельвеций считал, что «интерес есть начало всех наших мыслей и поступков» <*>. ——————————— <*> Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. С. 346.

Сегодня информация является общепризнанным стратегическим ресурсом, посредством которого работают механизмы управления социальными системами и процессами. Информация также имеет функцию основного вектора контроля, воздействия и управления локальными криминальными очагами, различными по территории и сфере деятельности, а также инструмента влияния на криминальную ситуацию общества в целом. Но в настоящий период СМК как основные трансляторы информации не уделяют должного внимания проблеме борьбы с насилием в обществе, не видят своего места в противодействии политическому экстремизму и идеологии терроризма <*>. ——————————— <*> Хлобустов О. М. О стратегии противодействия терроризму // Проблемы борьбы с терроризмом: Сб. М., 2000. С. 22.

Ценность информации всегда субъективна и определяется возможностями респондента, его целями, задачами, уровнем восприимчивости и степенью познания <*>. ——————————— <*> Чуркин С. А. Права человека и средства массовой информации // Проблемы борьбы с терроризмом. М., 2000. С. 22.

Внутренний облик человека формируется путем усвоения информации о ценностных ориентациях общества и проявляется в поступках. «Сведения о различных человеческих поступках, о нормах поведения, системе ценностей, о различных событиях текущей действительности усваиваются через различные каналы информации и формируют мировоззрение, психологию, весь внутренний облик» <*>. Посредством информации индивидуальный или коллективный субъект выбирает способ действия при стремлении к достижению какой-либо цели. Поступку человека или действию группы людей предшествует принятие решения. Акт принятия решения представляет собой разрядку социально психологической энергии, которая происходит в результате информационно-сигнального воздействия <**>. Указанное воздействие на человека как на объект социальной системы происходит по многочисленным каналам всех его связей и отношений. ——————————— <*> Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. С. 14. <**> Овчинский А. С. Информация и оперативно-розыскная деятельность. М., 2002. С. 22.

Результатом широкого спектра коммуникаций является смена установочных моделей поведения. Получение в достаточном объеме данных для ориентации в жизненных ситуациях является одним из необходимых условий для социально-психологической адаптации личности. Р. Мертон выделяет следующие формы адаптации индивида к обществу: конформизм, инновация, ритуализм, мятеж. В перечисленных формах именно мятеж является тем парадоксальным видом адаптации, когда собственно адаптация и к целям, и к средствам признается невозможной в данном варианте. Традиционные цели и средства не просто отвергаются, но на их место ставятся новые. Мятеж проявляется в активных формах сопротивления (вплоть до вооруженных): терроризм и т. д. <*> Нарушение социальной адаптации, считает Ю. М. Антонян <**>, может вызвать немотивированность социальных требований. В этом случае индивид понимает, что от него требует социальная среда, но не желает эти требования выполнять или попросту игнорирует их. Положительно протекающая адаптация способствует снижению степени психического напряжения и уменьшает подверженность личности информационно-психологическому воздействию манипулятивного характера. ——————————— <*> Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2002. С. 138. <**> Антонян Ю. М. Тени прошлого. М., 1996. С. 274.

Э. Фромм считает, что «сегодня человек страдает не столько от бедности, сколько от того, что жизнь его лишилась смысла». Необходимость духовной динамики отмечает В. Франкл: «Человек… нуждается в ноодинамике, которая содержит полярную область напряжения, где одним полюсом является смысл, подлежащий осуществлению, а другим — человек, который должен его осуществить» <*>. Созидание является предназначением духовной силы человека. ——————————— <*> Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997. С. 251.

Современный человек учится жить в режиме постоянного нарастания информационных потоков. Основными составляющими информационной интенсификации являются: — возрастание скорости передачи информации; — увеличение объема вновь образуемой информации; — ускорение обработки информации; — ускорение внедрения новой информации в глобальные социальные процессы; — интенсивный рост технической оснащенности труда; — за последние 15 лет в три раза возрос уровень гипнабельности людей и составил более 90%. Формирование информационно-виртуальной цивилизации предоставляет государству новые возможности контроля «не только над отдельными социальными организмами, но и над тем, что происходит с отдельным человеком» <*>. ——————————— <*> Урсул А. Д. Глобализация и философия. Безопасность Евразии. М., 2000.

Данный процесс ведет к обострению антропологического кризиса, который связан с кризисом человеческой идентичности. Современная индустриальная культура создает широкие возможности для манипуляции сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие» <*>. ——————————— <*> Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. С. 31.

На сегодняшний день наибольшую угрозу представляет «культурный империализм». Данное понятие было определенно и введено в научный оборот в 1982 г. Жаком Лонгом. Культурный империализм захватывает больше территорий тем, что подчиняет себе сознание, образ мышления, образ жизни. Изменение общественного строя наиболее результативно «через молекулярную агрессию» <*> в общественное сознание и разрушение его культурного ядра. ——————————— <*> Лопатин В. Н. Информационная безопасность России. С. 238.

«Самым унизительным видом поражения является культурное поражение» <*>, — напоминает В. А. Рубанов. ——————————— <*> Средство защиты мира и безопасности: Материалы заседания «круглого стола» «Оружие XXI века: Оружие и конфликты XXI века». М., 2000.

Рассматривая механизмы и последствия распространения западной культуры в условиях глобализации, прежде всего необходимо привести утверждение Д. Мейера о том, что «экспансионистская сущность идеологии и культуры сама по себе является отличительной чертой западной культуры вообще, ведь в целом она корнями уходит в средневековый христианский мир. Теории и идеологии, подобные западным, которые судят обо всех и обо всем, имеют гораздо больший экспансионистский потенциал, чем специализированные и локализованные, способные к формированию и восприятию идей структуры» <*>. ——————————— <*> Institutional structure: Constituting state, soc., a the individual / C. Tomas, J. Meyer, F. Ramirez, J. Boli. Newbury Park etc.; Sage, 1987. 366 p.

В настоящий момент происходит не функциональная реализация духовно-творческого подвижничества, присущего настоящей культуре, а решение задач, касающихся вполне прагматичных цивилизационных потребностей и целей. Очевидно, как отмечает В. Ф. Антипенко, «что назвать культурой подобную геополитическую напористость никак нельзя» <*>. ——————————— <*> Антипенко В. Ф. Борьба с современным терроризмом. Международно-правовой подход. Киев, 2002. С. 112.

Поскольку всякое воздействие на социум явно или опосредованно преломляется в сознании, которое отражает его состояние и определяет характер его ответа на внешний вызов, постольку всякая перемена в общественном сознании вызывает в социуме цепную реакцию внутренних перестроек. Кризис общественного менталитета оказывается главным разрушителем социума <*>. Информационное воздействие на социум стало сегодня самостоятельной индустрией, где основными средствами выступают: СМИ, литература, искусство, образование, воспитание, личное общение. ——————————— <*> Левин З. И. Менталитет диаспоры. М., 2001. С. 17.

Оно нацелено на выработку оценочных позиций с использованием организационно-технологических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. Именно СМК как главные субъекты этого процесса оказывают давление на менталитет общества, так как создают особое информационное поле, а трансформация менталитета — это серьезная социальная проблема. Всеохватность СМК позволяет сделать вывод, что человеческая деятельность (физическая и духовная) осуществляется под их влиянием. Поэтому происходит некое кодирование, программирование нового типа человеческой личности (изменение сознания как элемент генной инженерии). И. М. Ильинский приводит следующие принципы ведения подрывных психологических акций: «скрытность, систематичность, активность, многообразие приемов, знание психологии противника, рефлексивное управление его поведением…» <*>. ——————————— <*> Ильинский И. М. О терроре и терроризме. М., 2001. С. 29.

Специальные ТВ-технологии, в основе которых лежат теории интерактивного компонента массового убеждения Э. Роджерса, когнитивного внушения А. Бека, теории З. Фрейда, Р. Шенка и др., призваны обеспечить следующие результаты: мнимое формирование приоритетов общественного мнения, переключение внимания общественности с одного аспекта на другой (т. е. манипуляция сознанием), введение в общественное обсуждение новых тем и ситуаций (с целью отвлечь от главного), организация поддержки политических и экономических инициатив, осуществление контрпропагандистских информационных действий СМИ <*>. ——————————— <*> Илларионова И. А. Влияние средств массовой информации на формирование российского менталитета // Российская ментальность: теоретические проблемы. М., 2003. С. 53.

На фоне представленных негативных функций СМК также игнорируют положение Концепции национальной безопасности РФ об интересах человека и гражданина в духовном и интеллектуальном развитии. Информационный продукт СМК и произведений искусства не противодействует агрессивности между людьми, стирают грань между преступниками и законопослушными гражданами. В России идет процесс отторжения законопослушных граждан от управленческого воздействия государственных институтов, посредством формирования интеллектуальной анемии через деструктивное воздействие различных субъектов информационной экспансии (различные религиозные секты, радикальные политические партии и движения, криминальная субкультура, разрушающее воздействие СМК). Самопознание является основной задачей жизнедеятельности, различные деструктивные идеологии нарушают процесс самопознания, следовательно, препятствуют осуществлению самопознания как основы созидания. Деструктивная информация вносит раскол в общество, нарушает баланс политических сил, обостряет недовольство населения, формирует недоверие к силовым структурам государства, формирует и закрепляет негативное представление о ситуации в стране. Ослабление государства дает свободу антиобщественным силам. Построение системы противодействия терроризму на современном этапе нереально без активного участия гражданского общества. Эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном уровне возможна, только если к ней присоединится гражданское общество <*>. ——————————— <*> Куликов А. С. Глобализация и новые вызовы безопасности в виде преступности и терроризма // Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом. М., 2003. С. 31.

Но кто подставит плечо государству завтра, если сегодня оно допускает интеллектуальную деградацию своих граждан? За последние 50 лет скорость передачи информации увеличилась в 300 тыс. раз и составляет около 3 секунд. Интенсивное информационное воздействие приводит к: — снижению творческой активности; — деформации потребностно-мотивационной сферы; — деформации мышления; — психофизическим нарушениям, возникновению неврозов и т. д.; — снижение степени защищенности от манипулятивных воздействий. Человек уже не справляется с быстро происходящими изменениями в обществе, с все возрастающими потоками новой и ненужной информации, с прогрессирующим отчуждением в рамках машинной цивилизации. В динамичном потоке информации и дезинформации все меньше возможности разобраться и осмыслить, в связи с чем респонденты становятся объектом бесконечного манипулирования — экономического, политического, информационного <*>. ——————————— <*> Пантин В. И. Гуманитарная парадигма в меняющемся мире: тупик или обновление? Безопасность Евразии. М., 2000. С. 276.

Все это открывает самые заманчивые возможности для эффективного проведения информационной экспансии. Информационная экспансия — комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство. Формируемое в ходе этого информационное превосходство определяется как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации. В информационном пространстве нашей страны идет валообразный внешне, но хорошо систематизированный по сути процесс воздействия на аналитический сегмент, стимулирующий чувства опасности, изоляции, наличия непреодолимых трудностей, а также затруднение принятия решений политическими лидерами и правительственными органами. Основной объект воздействия называет И. Н. Панарин — это «комментарии-манипуляции — матрицы сознания российской политической элиты и всего российского населения» <*> (КМ). Как правило, КМ в России представлены негативными информационными потоками, воздействующими на стабильность матриц сознания. Отсутствие достаточных возможностей для социальной ориентировки человека в окружающей ситуации и направлениях ее развития, невозможность получения социально значимых данных в обрушившемся информационном потоке в значительной мере определяется использованием информации для манипулирования людьми, их поведением <**>. ——————————— <*> Панарин И. Н. Информационная война и выборы. М., 2003. С. 97. <**> Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003. С. 37.

По мнению Э. Фромма, манипуляция общественным мнением представляет собой одну из серьезнейших проблем современной политической жизни. Совершенствование манипулятивных технологий и использование их в повседневной практике ведет человечество к подрыву собственной сущности как части разумной природы. Формируемая информационным негативом апатия, психодуховная леность, равнодушие, холодность являются главной деструктивной силой духа. «Именно носители этой «холодной страсти»… проявляют себя в мире как величайшие злодеи и суперпреступники, расовые или классовые вожди, «высокой» целью оправдывающие любые средства. Эту мысль Л. В. Кондратюк акцентирует следующим: «…онтологическое несовершенство человеческого духа, «страсти» мы ставим в основание всякого деструктивного поведения» <*>. ——————————— <*> Кондратюк Л. В. Антропология преступления (микрокриминология). М., 2001. С. 63.

Таким образом, используя инструментальные качества информации, индустрия массмедиа формирует кадровый резерв терроризма. Сегодня общество стоит на пороге исторической переоценки роли государства. Речь о внесении существенных поправок в понимание данного института и в философию его деятельности. Государство должно научиться защищать человека как носителя созидательной силы. Не абстрактно, а демонстративно и жестко. Защита человека как главного «капитала» постиндустриальной эпохи превращается едва ли не в основную государственную функцию. Задача первостепенной важности — создать государственную систему востребования и эффективного использования отечественной мысли. Интеллект сегодня — первооснова любой и всякой конкурентоспособности. Запад, понимая это, наступает методом культурного сотрудничества через свои стандарты образования, мировоззренческие ценности… Принятие данных стандартов относит в фарватер западной мысли, что влечет зависимость интеллектуальную и как следствие — экономическую и политическую. М. Монтень заметил, что самое великое в мире — это самопознание, и именно в нем человек черпает неизменное вдохновение. Утрата в этом процессе идейного стержня неизменно оборачивается анархией и бессвязностью представлений. На это направлен весь потенциал агрессивной информационной среды как ведущего инструмента западной экспансии. Основной формой обеспечения информационной безопасности должен стать информационный патернализм со стороны государства. Ведущим направлением обеспечения информационно-психологической безопасности является система психологической защиты личности и общества, которая должна осуществляться на трех уровнях: социальном, социально-групповом, индивидуально-личностном. Информация различна и доступна, как позитивная, так и негативная, в связи с чем необходим личный контроль приема поступающей информации, так называемая информационная гигиена. Разложение культурной среды — это всегда определенный дискурс. Большим потенциалом для всей «культуры мира» обладают вербальные средства человеческой коммуникации и разрешения конфликтов. «Слова и идеи имеют такое же важное значение, как хлеб и пушки. Исход борьбы, происходящей сейчас в мире, будет решен в конечном счете победой над умами людей» <*>. ——————————— <*> Панфилов А. Радио США в психологической войне. М., 1967. С. 66.

А. Капто обращает внимание, что «слово может быть средством как конструктивного диалога, так и агрессивной риторики. Оно обладает могучей как созидательной, так и разрушительной силой, оно может глубоко ранить человеческую душу, разъединить и обозлить людей или сплотить, погасить вражду и противостояние» <*>. Язык как некоторое материально-духовное и символическое воплощение смыслового поля соответствующего народа предстает, по мнению Л. В. Кондратюка, как реальная духовная сила. Восточная мудрость гласит: «Побеждает не сила — побеждает дух». ——————————— <*> Капто А. Толерантность в контексте концепции «Культуры мира». М., 2000. С. 185.

Акт речи или слово — первооснова социально-культурных поглощений <*>. Процесс начинается с создания морально-доктринальной аргументации желаемых завоеваний. Кризис морали среди масс рядовых граждан и массовое насилие тесно связаны между собой. На данный период в стране сложилась ситуация глубоко эмоциональной вовлеченности и прямого соучастия в практике насилия достаточно широких слоев населения, участвующих в этом не только по принуждению, а по моральным установкам, в связи с чем внутренние ресурсы прекращения насилия крайне ограничены. ——————————— <*> Антропология насилия. СПб., 2001. С. 17.

Особое беспокойство вызывает формирование нового поколения в условиях агрессивной информационной среды. В процессе социализации человек с рождения начинает усваивать сложные объемы культурно значимой информации, развивая способность с ней оперировать и порождать новые смыслы. Степень свободы личности в социальном пространстве прямо пропорциональна объему освоенной культурно значимой информации. От того, каким образом и с какими социальными и психологическими характеристиками сформировалось новое поколение, как в массовом масштабе произошла трансляция социокультурного опыта, зависит, каким стало общество, его взаимодействие с государством и процессы обеспечения безопасности личности. Также естественно-научное психологическое учение В. М. Бехтерева говорит о том, что «прогресс народа, его цивилизация и культура зависят от степени развития личностей, его составляющих, и именно развитая деятельность личности способна на расширение горизонтов, выдвижение новых планов…» <*>. ——————————— <*> Бехтерев В. М. Объективная психология: Вып. 1 — 3. СПб., 1907 — 1910. С. 229.

Молодежное крыло фашистских организаций, скинхеды, агрессивные группировки футбольных фанатов-траблмайкеров пополняют уголовную статистику не первый год. Индустрию захвата сознания молодежной субкультуры пополнил флешмоб. Отличие от экстремизма в нюансах. «Мы вынуждены признать: выросло полностью бесбашенное, неуправляемое поколение, — это слова лидера о членах своего движения, — их нужно просто собрать и обеспечить некоторые условия: бутылочное пиво, временное отсутствие милиции и потенциальный объект агрессии» <*>. Доктор психологических наук А. Асмолов видит в этом один из способов заполнения смысловых пустот. Если в обществе исчезает смысл, то возникают благоприятные условия для появления нигилизма, анархии, уничтожения любых обязательств и обязанностей перед обществом, отрицание всех и всяческих норм. Это мятеж, выросший из смысловой пустоты <**>. ——————————— <*> Вслух. 2004. N 1(13). <**> Мюллер М. Смысловые толкования истории. История философии. Антология. М., 1994. С. 274 — 275.

Становление нового человека усугубляется тем, как отметил А. Тоффлер в своей знаменитой «Третьей волне» еще в начале 80-х, что учебный процесс продолжает сохранять черты конвейерной организации труда, этапа становления индустриального общества. В XX в. можно было дать учащимся некоторую сумму фактологических знаний, востребованную в течение всего жизненного периода. Теперь это невозможно в принципе. Следовательно, необходимо поменять вектор цели народного образования: от кодирующей фактологической педагогики мы должны перейти к педагогике методологической, способной привить прежде всего навыки освоения новых знаний <*>. ——————————— <*> Ефимов В. А. Прозрение. Многонациональная русская цивилизация: взгляды на человека, общество и мировоззрение. СПб., 2003.

Образовательная система — особая социальная сфера, которая охватывает все слои общества и должна стать главным звеном построения информационной безопасности государства. Образованные и воспитанные люди склонны к рефлексии, сдерживающей деструктивные аффекты. «И образованность, и воспитанность предполагают у человека сформировавшиеся жизненные ориентиры и ценности, лежащие за пределами влияния экстремальных групп» <*>. Необходимо осознать ответственность за «информатизацию образования» как процесса подготовки граждан к жизни в условиях современного информатизированного глобального сообщества, становление и развитие которого происходит посредством информационного противоборства. ——————————— <*> Банников К. Антропология экстремальных групп. М., 2002. С. 234.

Современный вид ментального противостояния идет через использование специальных методов, способов и средств для воздействия на информационную среду противостоящей стороны и защиты собственной в интересах достижения поставленных целей. В условиях глобальной, информационной экспансии Россия пребывает в глубокой стагнации и представляет собой пассивный приемник информационного мусора (и не только информационного). В условиях становления новой картины мира посредством направляемых информационных потоков наше государство не контролирует свое информационное пространство. И. Н. Панарин отмечает, что оно «находится под контролем геополитических противников России» <*>. ——————————— <*> См.: Панарин И. Н. Информационная война и выборы. М., 2003.

Мировая политическая система недолго была однополярной. На желание Америки в роли Мирового жандарма провести охоту на ведьм откликнулся свежеиспеченный террористический интернационал, готовый вести как борьбу, так и сотрудничество в деле перекройки мира в эпоху глобализации. Как и сообщество государств, террористический интернационал в лице своих идеологов хорошо вписался в новые правила и возможности, которое дает информационное общество. Разрушение сознания россиян через тотальный информационный прессинг деструктивного характера — процесс не бесконечный. На все есть мера. Западная и российская цивилизации изначально демонстрируют два альтернативных принципа. Западная — связана с технологическими гарантиями надежных и морально-нейтральных механизмов, российская — с гарантиями, инициируемыми духом. «Системно-функциональный подход Запада «омертвляет» картину мира, вынося за скобки природу и человека, чрезвычайно уповая на каркас институтов и норм, в то время как антропоцентричный взгляд России «одушевляет» мир, видя в человеке свободного и творческого интерпретатора ролей и правил, а в природе — не мастерскую, а храм» <*>. ——————————— <*> Василенко И. А. Политическая глобалистика. М., 2000. С. 177.

«Картина мира», изначально присущая русской культуре, приобретает сегодня особую актуальность. Она выступает долгожданным альтернативным проектом информационной вестернизации мира, который должен явиться творческим вкладом русской культуры в ответ на вызовы современности.

——————————————————————