Некоторые аспекты правового статуса субъектов ранней профилактики преступности в законодательстве России
(Каширина О. Н.)
(«Общество и право», 2011, N 3)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
СУБЪЕКТОВ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
О. Н. КАШИРИНА
Каширина Ольга Николаевна, соискатель кафедры уголовного права и процесса Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина.
В статье рассматриваются вопросы осуществления раннего предупреждения (профилактики) преступности, раскрываются понятия субъектов ранней профилактики, в том числе специализированных и неспециализированных, обосновывается эффективность их деятельности и приоритетное значение в борьбе с преступностью.
Ключевые слова: ранняя профилактика (предупреждение) преступности, субъекты ранней профилактики преступности, специализированные субъекты ранней профилактики преступности, неспециализированные субъекты ранней профилактики преступности, координация.
The article considers the questions of realization of early prevention of criminality and reveals the concepts of subjects of early prevention, including specialized and non-specialized ones. It proves the efficiency of their activity and priority value in struggle against criminality.
Key words: early prevention of criminality, subjects of early prevention of criminality, specialized subjects of early prevention of criminality, non-specialized subjects of early prevention of criminality, co-ordination.
Стабильно высокое число ежегодно регистрируемых преступных явлений требует повышения эффективности предупредительной работы. Бесспорно, немалая роль в решении обозначенной проблемы принадлежит раннему предупреждению преступности. Особую важность предупредительных мер актуализирует их способность на начальной стадии выявить причины и условия формирования противоправного поведения и принять меры по его коррекции.
Общее состояние российского общества в последние годы выглядит весьма тревожным. Брутенц К. Н. отмечает, что «россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета» [1]. По мнению Юревича А. В.: «Так формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более жестоких формах» [2].
Противодействие этому злу по своему принципу невозможно без эффективного раннего предупреждения или профилактики преступности. Ранняя профилактика направлена, во-первых, на формирование личности, исключая ее криминогенность либо виктимность, во-вторых, на криминогенные условия, связанные с ситуацией совершения противоправного деяния. Отечественная доктрина основной задачей ранней профилактики преступности считает пресечение действий источника негативного влияния и разъяснение профилактируемому лицу опасности таких контактов [3].
Принято считать, что ранней профилактикой преступлений является предупреждение на таких стадиях, где: а) у человека происходит формирование стереотипов при выборе варианта поведения, причем некоторые из них могут оказаться противоправными; б) нарушения закона носят непреступный характер [4]. При этом ранняя профилактика направлена на изменение негативных форм поведения личности на социально одобряемые, и недопущение с ее стороны совершения преступлений. Достижение указанного, в свою очередь, предполагает решение ряда задач, а именно: выявление лиц, чье поведение, взгляды свидетельствуют о возможности совершения противоправного деяния; изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; исследование возможностей создания благоприятной для них обстановки; устранение источников вредного влияния; воспитательное воздействие (а при необходимости воздействие с помощью принудительных мер) на лиц, способных совершить преступления; контроль за поведением этих лиц и их образом жизни; периодические проверки результатов проведенных профилактических мероприятий [5].
Указанные задачи призваны решать субъекты ранней профилактики преступности. Законодательно понятие субъекта ранней профилактики преступности, как, впрочем, и само определение ранней профилактики, не закреплены. Полагаем, субъект (от лат. «subjectus» — лежащий внизу, находящийся в основе) ранней профилактики — это участник мероприятий по предупреждению преступности до совершения лицом общественно-опасного деяния, преследующий цель — несовершение преступления.
Классификации субъектов ранней профилактики преступности проводятся по различным основаниям. В отечественной правовой доктрине (в частности в работах Г. М. Миньковского, А. И. Алексеева, Н. И. Ветрова, А. И. Долговой) наибольшее распространение получила теория деления субъектов на специализированные и неспециализированные.
Специализированные субъекты ранней профилактики осуществляют меры, специально направленные на предупреждение преступности, осуществляемые органами, учреждениями, организациями, имеющими закрепленные нормативными актами функции, связанные с борьбой против преступности. Эти субъекты наделены соответствующими правами и обязанностями, специальными полномочиями, имеют информационное, ресурсное и кадровое обеспечение.
К специализированным субъектам относятся, в первую очередь, правоохранительные органы: прокуратура, полиция, следственный комитет, служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ, таможенные органы и т. д. В настоящее время действуют Федеральные законы: от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [6], от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» [7], от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» [8] и ряд других нормативных актов, закрепляющих цели, задачи, основные направления деятельности и полномочия правоохранительных органов по предупреждению преступлений. Раннепрофилактические мероприятия, проводимые данными органами, включают в себя встречи с населением, выступления с лекциями и беседами в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, общественных объединениях, средствах массовой информации с освещением результатов своей деятельности в борьбе с преступностью, участие в правовой пропаганде, общей профилактике таких негативных явлений общества, как наркомания, пьянство, беспризорность, бродяжничество, насилие в семье и т. д. Координируют работу всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью органы прокуратуры России, занимающие центральное место среди всех специализированных субъектов ранней профилактики, путем проведения соответствующих координационных совещаний, организации рабочих групп, истребования статистической и иной информации.
Отдельным субъектом ранней профилактики преступности является суд, без которого, как справедливо отмечает В. В. Лунеев, «… невозможна реальная и цивилизованная борьба с преступностью» [9]. Полномочия судебных органов, их основные функции и принципы деятельности закреплены в Федеральных конституционных законах: от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [10], от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [11] и иных нормативных актах, в которых, к сожалению, отсутствует задача суда по предупреждению преступлений и иных правонарушений, существовавшая ранее в Законе РСФСР от 08.07.1981 «О судоустройстве РСФСР» [12].
С учетом положений законодательства, введенных и эффективно действующих в ряде субъектов РФ, ювенальных технологий, нельзя согласиться с мнением Халикова А. Н., полагающего, что: «Включая суд в сферу непосредственной борьбы с преступностью, мы фактически ликвидируем его сущность в качестве органа власти, способного справедливо разрешать конфликты как между пострадавшим лицом и преступником, так и между государственными органами и личностью по определению виновности или невиновности в совершении преступления» [13]. Суд наравне с другими органами государственной власти призван решать важнейшую в масштабах страны задачу — восстановление справедливости в борьбе с преступностью, злом, охватывающим все сферы человеческой жизни.
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [14] к специализированным органам системы профилактики отнесены также: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, органы и учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости. Перечисленные субъекты должны способствовать реализации конституционных прав граждан на достойное существование, образование, медицину, социальную защиту населения, поддержку семьи, труд, отдых и досуг. Выполняя свои основные задачи, они выявляют неблагополучные семьи, лиц, находящихся в социально опасном положении, оказывают необходимую материальную, правовую и иную помощь, тем самым способствуя предупреждению преступности.
Важнейшую роль в ранней профилактике преступности играют образовательные учреждения, в том числе образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного и дошкольного образования, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Особенности человека начинают формироваться с младенческого возраста. Так, Игошев К. Е. и Миньковский Г. М. указывают, что самосознание и сознание требований среды развиваются очень рано, начиная с возраста от одного года до двух лет, и что уже в этот период начинается интенсивное усвоение норм поведения, системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них — соответствующих требований и представлений общества. Как правило, к четырем — пяти годам (времени, когда ребенок посещает дошкольное учреждение) закладываются до 40% способностей и черт характера человека [15]. Научно подтверждается, что весь комплекс негативных психических состояний, внешней и внутренней агрессии и поведенческих проявлений зачастую берет начало в учебной неуспеваемости первых лет обучения в школе, а основной контингент специальных учреждений-спецшкол, воспитательных колоний и т. п., а впоследствии — и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, составляют лица, относившиеся в образовательном учреждении к группе риска и ставшие неуспевающими, недисциплинированными, утратившими позитивные социальные связи с коллективом класса, школы, нередко с родителями [16].
Педагоги в современной ситуации значимых изменений общества отмечают реальные изменения ребенка: снижение энергичности детей, возникновение эмоционального дискомфорта, сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, его воли, неразвитость мелкой моторики рук старших дошкольников, что свидетельствует о несформированности мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности; беспомощность в отношениях со сверстниками, приобщение детей к телевидению с раннего возраста, что приводит к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности; ограничение общения детей, рост одиночества; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за отсутствия опоры в близком окружении, постоянного чувства незащищенности [17]. Все эти проблемы способно решить образовательное учреждение, преследующее цели не только образовательные, но и воспитательные.
Профилактические функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав закреплены в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Они включают в себя: осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних; осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних; рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения и по другим вопросам; оказание помощи подросткам в трудовом и бытовом устройстве, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений, иным несовершеннолетним, нуждающимся в помощи государства, иные мероприятия по реабилитации. Как видно, функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обширны. Их деятельность требует соответствующих материальных затрат, наличия квалифицированных кадров, что зачастую сопряжено с трудностями финансирования комиссий на муниципальном уровне.
Неспециализированные субъекты ранней профилактики осуществляют мероприятия, обеспечивающие развитие экономики, производства, стабилизацию политической ситуации, повышение материального благосостояния населения, духовного, культурного, образовательного развития, уважение прав и свобод других людей. Таким образом, эти субъекты преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, их функции по профилактике преступности нормативно не выделены.
К неспециализированным субъектам ранней профилактики, по нашему мнению, относятся: Президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, частные детективы и частные охранные организации, общественные и религиозные организации, трудовые коллективы, психологические службы и организации, оказывающие психологическую помощь гражданам, средства массовой информации, а также деятели науки и научные учреждения. Перечень неспециализированных субъектов по своему смыслу не может быть исчерпывающим.
Президент РФ, являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, определяет стратегию экономического, политического, правового развития государства. На основе его указаний, посланий в раннем предупреждении преступности участвуют органы исполнительной власти Федерации и субъектов.
Значение органов законодательной власти РФ и субъектов в осуществлении ранней профилактики преступности раскрывается в двух цитатах. Чезаре Беккариа в сочинении «О преступлениях и наказаниях» дал следующий ответ на вопрос о том, как предупредить преступность: «Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите и чтобы ни одна часть этой силы не направлялась на их уничтожение» [18]. «Содержание законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью, должно отражать криминальные реалии страны. Новые знания можно получить лишь при изучении и прогнозировании реальной криминологической обстановки, которая складывается на основе действующего законодательства», — утверждает выдающийся криминолог В. В. Лунеев [19].
На территории России действует огромное количество частных охранных организаций и частных детективов. Осуществляя сыскную и охранную деятельность (сбор сведений, выяснение характеризующих личность данных, поиск без вести пропавших людей, утраченного имущества, защита жизни и здоровья граждан, охрана объектов или имущества, обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий, обеспечение внутриобъектового или пропускного режимов объектов), они способствуют раннему предупреждению и пресечению преступлений. Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности» [20] установлена обязанность частных детективов и охранников незамедлительно сообщать в правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся преступлениях. Однако эта обязанность не всегда выполняется. Так, на территории Липецкой области в 2008 — 2010 годах наблюдается снижение количества предотвращенных преступлений силами частных детективов и охранных организаций: с 59 в 2008 г. до 26 преступлений в 2010 г.
Несправедливо некоторыми учеными отодвинута на второй план деятельность общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов по раннему предупреждению преступлений [21]. Ныне широко обсуждается вопрос о необходимости привлечения общественности, религиозных организаций к борьбе с преступностью, возрождении институтов морального контроля. Сейчас в некоторых муниципальных образованиях сформированы и действуют добровольные народные дружины, казачьи отряды, оказывающие посильную помощь стражам правопорядка. А трудовые коллективы в качестве профилактических мер могут использовать создание товарищеских судов, организацию досуга и отдыха, оказание помощи работникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Говоря о раннем предупреждении преступности, следует уделить внимание работе психологических центров, организаций, оказывающих психологическую помощь гражданам. Установление индивидуальных особенностей личности, своевременное определение негативных черт характера, различного рода деформаций и отклонений в поведении с последующей коррекцией такого поведения, выявление лиц, склонных к преимущественно негативному мироощущению, вовлечение их в такие виды деятельности, которые предоставляют возможность переключать негативные ощущения на более положительные моменты жизни, эффективно способствуют предотвращению преступлений. Специализированным субъектам профилактики следовало бы активнее взаимодействовать с подобными организациями и вовлекать психологов в профилактическую работу.
Особо следует отметить, что немаловажная роль в раннепрофилактической деятельности принадлежит семье. Деятельность этого основного элемента общества регулируется в большей степени нормами морали и нравственности, нежели нормами права. Именно в семье формируется система ценностей и ориентиров, передаются опыт, мировоззрение, представления о счастье, добре и зле, долге, любви к родине. Теплая, дружественная обстановка, близкие эмоциональные отношения между членами семьи, благополучие (в том числе материальное) эффективно препятствуют криминализации личности. Семья является первостепенным субъектом предупреждения преступности, появляющимся с рождения человека и сопровождающим всю его жизнь.
Современное информационное пространство, создаваемое средствами массовых коммуникаций, в первую очередь телевидением и сетью Интернет, к сожалению, не способствует улучшению криминогенной обстановки в стране, формированию стойкой гражданской позиции, высоких нравственных ценностей, правового воспитания и культуры. Л. М. Иванова высказывает мысль о необходимости введения государственного и общественного контроля за деятельностью СМИ, не противоречащего конституционной свободе слова [22]. Вовлекая средства массовой информации в осуществление ранней профилактики преступности, необходимо добиваться реального ограничения демонстрации насилия, жестокости, разврата, пропаганды вредных привычек и потребительского отношения к жизни, престижности агрессивного и криминального поведения с одновременным расширением программ, распространением информации духовно-нравственного, патриотического содержания. Средства массовой информации могут эффективно оказать помощь в изменении негативного отношения населения к правоохранительным органам, в том числе и к информированию о нарушениях закона, которое многими расценивается как «донос».
И, наконец, разработка законодательства, программ и стратегий, направленных на борьбу с преступностью, невозможна без участия научных деятелей: юристов, социологов, экономистов, математиков, специалистов в области педагогики, психологии, медицины. Ведь законы содержат общие правила социального поведения, которые должны разрабатываться с учетом социальных, экономических, психологических и прочих закономерностей, выявляемых соответствующими науками.
Литература
1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 395.
2. Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. М., 2009. N 10. С. 72.
3. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 2009. С. 302.
4. Бержанскас З. Б. К вопросу о раннем предупреждении корыстных преступлений, совершаемых должностными лицами // Проблемы предупреждения преступности и дальнейшего укрепления законности и правопорядка (Пятая научная конференция аспирантов и соискателей). М., 1974. С. 33.
5. Аванесов Г. Л., Игошев К. Е. Основополагающие начала теории и методологии профилактики правонарушений. М., 1976. С. 26.
6. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20.02.1992. N 8. Ст. 366.
7. СЗ РФ от 14.02.2011. N 7. Ст. 900.
8. СЗ РФ от 03.01.2011. N 1. Ст. 15.
9. Лунеев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней // Государство и право. 2004. N 1. С. 11.
10. СЗ РФ от 06.01.1997. N 1. Ст. 1.
11. СЗ РФ от 14.02.2011. N 7. Ст. 898.
12. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 16.07.1981. N 28. Ст. 976.
13. См.: Халиков А. Н. Суд, правоохранительные органы и борьба с преступностью // Государство и право. 2007. N 11. С. 95.
14. СЗ РФ от 28.06.1999. N 26. Ст. 3177.
15. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1979. С. 62, 65.
16. Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. 2010. N 9. С. 31.
17. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Педагогика. 2010. N 7. С. 5.
18. История политических и правовых учений: Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия / Сост. В. В. Ячевский. Воронеж, 2000. Часть 1. С. 499.
19. Лунеев В. В. Проблемы юридических наук криминального цикла // Государство и право. 2007. N 5. С. 42.
20. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23.04.1992. N 17. Ст. 888.
21. См.: Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 272; Шиян В. И. Предупреждение корыстных преступлений, совершаемых женщинами: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 120.
22. Иванова Л. М. Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения молодежной преступности // Криминологический журнал. 2008. N 1. С. 19.
——————————————————————