Прокуратура как субъект ранней профилактики преступности

(Каширина О. Н.) («Законность», 2012, N 9)

ПРОКУРАТУРА КАК СУБЪЕКТ РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ

О. Н. КАШИРИНА

Каширина Ольга Николаевна, помощник прокурора г. Ельца Липецкой области, соискатель кафедры уголовного права и процесса Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», юрист 1 класса.

В статье исследованы некоторые аспекты деятельности органов прокуратуры РФ (на примере прокуратуры города Ельца Липецкой области) по раннему предупреждению преступности. Высказаны предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: ранняя профилактика (предупреждение) преступности, субъекты ранней профилактики преступности, координация деятельности, правовое просвещение, профилактический рейд.

The public prosecution office as a subject of early crime prevention O. N. Kashirina

In the present article some aspects of activity of public prosecutor of the Russian Federation (on an example of public prosecutor in Yelets, Lipetsk region) under the early prevention of criminality are investigated. Offers on perfection of the current legislation of the Russian Federation are stated.

Key words: early prevention of criminality, subjects of early prevention of criminality, subjects of early prevention of criminality, activity coordination, legal education, preventive raid.

Ни Конституция РФ, ни Закон о прокуратуре четко не закрепляют полномочий прокуратуры по раннему предупреждению преступности, хотя, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением иных законодательных актов, она, безусловно, субъект ранней профилактики преступности. Причем основные направления деятельности прокуратуры, в свою очередь, являются важнейшими средствами профилактики правонарушений и преступлений.

Выявление нарушений действующего законодательства, прав и свобод человека и гражданина, еще не приобретших характер уголовно наказуемых деяний, последующее принятие мер прокурорского реагирования имеют раннепрофилактический эффект. Он достигается благодаря подчинению прокуратуры только закону, четким, оперативным, последовательным и принципиальным действиям прокурорских работников, постоянному мониторингу действующего законодательства, обобщению опыта работы органов прокуратуры в указанном направлении. Помимо надзора за исполнением законов, соблюдением Конституции РФ, в полномочия прокуратуры входит координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В ходе координационной деятельности разрабатываются совместные мероприятия по раннему предупреждению преступности, происходит оперативный обмен информацией, согласовываются самостоятельные действия субъектов предупреждения преступности. Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется путем проведения соответствующих координационных совещаний правоохранительных органов, разработки и утверждения согласованных планов, издания совместных приказов и иных организационно-распорядительных документов, обобщения практики, исследования и распространения положительного опыта, обмена информацией по вопросам борьбы с преступностью и т. д. Полномочия прокуратуры по координации деятельности помимо Закона о прокуратуре отражены в положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденном Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567. В то же время в специальном нормативном правовом акте — ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики принадлежат комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Однако, как показывает практика, комиссии не выполняют должным образом возложенных на них полномочий по координации, не обладают механизмами контроля и воздействия на органы и учреждения системы профилактики, возможностью привлечения к ответственности должностных и юридических лиц за нарушение действующего законодательства. В связи с этим думается, что работа по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики преступности будет более эффективной при ее выполнении прокуратурой. Близка по своей сути к координационной работе деятельность межведомственных рабочих групп, куда помимо правоохранительных органов включаются представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, общественности. Так, в практике прокуратуры города Ельца Липецкой области есть опыт создания и функционирования межведомственных рабочих групп по: профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; противодействию экстремизму и терроризму; противодействию нарушениям в сфере реализации национальных проектов; противодействию нарушениям трудовых прав граждан. Кроме того, при проведении межведомственных совещаний в обязательном порядке присутствуют представители органов местного самоуправления, городских предприятий, учреждений и организаций, расположенных в пределах муниципального образования. Общеизвестно, что даже самое незначительное упущение или пробел в праве может обернуться для всего общества ростом преступности. Правотворческая деятельность прокуратуры также способствует раннему предупреждению преступности, так как, реализуя цели, поставленные государством, посредством разработки законопроектов, подготовки заключения на проекты нормативных правовых актов, органы прокуратуры способствуют устранению коллизий, пробелов в праве, выработке эффективной нормативной базы. К сожалению, Конституцией РФ в ст. 104 закреплен исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право законодательной инициативы, куда прокуратура РФ не включена. А ведь согласно ранее действовавшей Конституции СССР, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г., право законодательной инициативы принадлежало в числе прочих и Генеральному прокурору СССР. А. Измалков, например, справедливо указывает на необходимость уточнения субъектного состава органов, реализующих право законодательной инициативы, в том числе путем включения в него Генерального прокурора РФ <1>. ——————————— <1> Измалков А. В. Конституционно-правовое регулирование федерального законодательного процесса России: Дис. … канд. юрид. наук. Елец, 2010. С. 107.

Перечисленные направления деятельности нашли свое отражение в законодательстве. В то же время некоторые фактически осуществляемые полномочия по ранней профилактике преступности не находят отражения в Законе о прокуратуре. В первую очередь это правовое просвещение населения при помощи средств массовой информации, в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, общественных и иных организациях. На регулярной основе органы прокуратуры Липецкой области освещают результаты своей деятельности, информируют о состоянии законности и правопорядка, разъясняют действующее законодательство и тем самым воздействуют на правосознание граждан. Так, за 9 месяцев 2011 г. сотрудники прокуратуры города Ельца около 300 раз выступили в средствах массовой информации. В Приказе Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» закреплено, что деятельность по правовому просвещению граждан — это часть системы профилактики правонарушений (особенно в молодежной среде), противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям. Особое значение в этом случае приобретает правильное изложение населению правовой информации, выводов относительно состояния законности, обозначение социально значимых ценностей и ориентиров. В последнее время прокуроры активно размещают информацию, направленную на пропаганду права, в сети Интернет (например, на сайтах прокуратур субъектов Федерации). Думается, было бы весьма эффективным средством ранней профилактики создание специальных форумов по проблемам борьбы с преступностью, участниками которых могли бы быть, наравне с сотрудниками прокуратур, все желающие граждане. Такое общение в форме диалога о деятельности правоохранительных органов, применении права, способах защиты прав и свобод граждан будет способствовать раннему предупреждению совершения противоправных деяний и мобилизации в этом направлении авторитета общественного мнения. Причем создание подобных форумов возможно не только на официальных сайтах прокуратур субъектов Федерации.

Кроме того, мероприятия по правовому просвещению предусматривают помимо прочего проведение лекций, бесед, круглых столов. Зачастую они проводятся в образовательных учреждениях с целью повышения уровня правовой культуры, правового воспитания, а значит, и раннего предупреждения совершения преступлений. В городе Ельце с общей численностью населения 108,3 тыс. человек насчитывается 17 тыс. граждан в возрасте до 18 лет, 31 учреждение дошкольного образования, 14 общеобразовательных учреждений, 4 учреждения начального профессионального образования, 3 учреждения среднего профессионального образования, 4 учреждения высшего профессионального образования (включая филиалы). Ежегодно в учреждениях образования сотрудники прокуратуры города проводят порядка 30 бесед, лекций, семинаров и круглых столов. С населением в возрасте старше 18 лет проводятся беседы в трудовых коллективах, общественных организациях. Не урегулированным нормами Закона о прокуратуре осталось также и участие сотрудников прокуратуры в профилактических рейдах. Так, на регулярной основе прокуратурой города Ельца Липецкой области совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города, отделом Министерства внутренних дел России по городу Ельцу осматриваются общественные места, места развлечений и досуга в целях обеспечения надлежащего исполнения ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях от 31 августа 2004 г. N 119-ОЗ и недопущения нахождения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в указанных местах в ночное время суток без законных представителей. Практикуется выезд сотрудников прокуратуры города для участия в процедуре отобрания детей в порядке ст. 77 Семейного кодекса РФ при поступлении соответствующей информации из органов опеки и попечительства в случае, если есть непосредственная угроза их жизни или здоровью. В этом случае сотрудник прокуратуры выступает гарантом соблюдения прав и свобод в первую очередь несовершеннолетних граждан; предупреждает возможные злоупотребления должностных лиц, совершение противоправных деяний лиц, на попечении которых находятся дети. Кроме того, в профилактических целях прокуратура проводит иные мероприятия, которые нельзя отнести ни к одному из перечисленных направлений деятельности. Примером может служить проведение прокуратурой города Ельца совместно с органами внутренних дел, психологами учреждений образования на протяжении 2010 — 2011 гг. встреч с подростками, состоящими на учете в отделении по делам несовершеннолетних ОМВД России по городу Ельцу за совершение административных правонарушений. Встречи включали в себя беседы о проблемах взаимоотношений в семье, коллективе, о путях преодоления конфликтов, тренинги, психологические тестирования. Применяемые прокуратурой города методы ранней профилактики способствовали снижению в 2011 г. преступности несовершеннолетних на 20%. За 9 месяцев 2011 г. подростки совершили 28 преступлений, за аналогичный период 2010 г. — 35 преступлений <2>. Удалось снизить и количество тяжких и особо тяжких преступлений — с 19 до 14, количество участников преступлений — с 23 до 19. ——————————— <2> Статистический сборник ИЦ УВД Липецкой области за 2011 г.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы: — во-первых, все направления деятельности прокуратуры, а не только координация, способствуют раннему предупреждению правонарушений и преступлений; — во-вторых, закрепленные в Законе о прокуратуре ее полномочия следует дополнить. Думается, целесообразно предусмотреть деятельность прокурора по выступлению в средствах массовой информации, правовому просвещению, проведению иных мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений; — в-третьих, координация деятельности правоохранительных органов, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна находиться в исключительном ведении прокуратуры РФ, для чего необходимо внесение изменений в Закон о прокуратуре и ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Указанные меры, думается, могут повысить эффективность деятельности прокуратуры РФ по предупреждению преступности, воздействию на ее причины и условия, а также снизить остроту криминогенной ситуации в государстве.

Пристатейный библиографический список

1. Измалков А. В. Конституционно-правовое регулирование федерального законодательного процесса России: Дис. … канд. юрид. наук. Елец, 2010. 218 с. 2. Статистический сборник Информационного центра Управления внутренних дел Липецкой области за 2011 год.

——————————————————————