Правовое регулирование независимой военно-врачебной экспертизы

(Антипьева Н. В.) («Военно-юридический журнал», 2009, N 8)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Н. В. АНТИПЬЕВА

Антипьева Н. В., доцент кафедры социального права юридического факультета Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, кандидат юридических наук.

Институт независимой военно-врачебной экспертизы призван гарантировать защиту интересов граждан не только при исполнении воинской обязанности, но и при реализации права на охрану здоровья, права на социальное обеспечение и права на образование. Производство независимой военно-врачебной экспертизы предусмотрено ч. 4 ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <1> от 22 июля 1993 г. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. <2>. ——————————— <1> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 1318. Далее также — Основы. <2> СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3744.

Как следует из п. 1 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, она проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) при его несогласии с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет. Такой подход соответствует ч. 1 ст. 53 Основ. В точном соответствии с Основами сформулированы и признаки независимой экспертизы, согласно которым требуется, чтобы производящие ее эксперты не находились в служебной или иной зависимости от учреждения или военно-врачебной комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Анализ Положения о независимой военно-врачебной экспертизе позволяет разделить его содержание на несколько смысловых частей. Первая часть включает нормы, регламентирующие теоретические основы экспертизы. Помимо упомянутых ранее признаков независимой военно-врачебной экспертизы, теоретический характер имеют и ее принципы. К их числу относятся: 1) принцип законности; 2) принцип независимости эксперта; 3) принцип объективности, всесторонности и полноты исследований. Закреплены и формы, в которых проводится независимая военно-врачебная экспертиза: медицинское обследование и медицинское освидетельствование. В законодательстве об охране здоровья граждан нет легального определения данных понятий, тогда как в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. <3>, используется термин «медицинское освидетельствование», под которым понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в правоохранительных органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных Положением о военно-врачебной экспертизе вопросов с вынесением письменного заключения. Медицинское освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) правоохранительных органов, получивших в период службы увечье, заболевание, проводится для определения категории годности их к военной службе (службе в правоохранительных органах) при определившемся врачебно-экспертном исходе. ——————————— <3> СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 902.

В то же время в Положении о независимой военно-врачебной экспертизе сущность категорий «медицинское обследование» и «медицинское освидетельствование» получила более узкую интерпретацию. Содержание данного правового акта позволяет сделать вывод, что медицинское обследование предполагает изучение состояния здоровья гражданина в процессе медицинских исследований и проведения осмотра каждым экспертом самостоятельно. Медицинское освидетельствование происходит посредством изучения обобщенных данных комиссией экспертов и завершается вынесением экспертного заключения. По существу, медицинское обследование признано формой изучения состояния здоровья лица, а освидетельствование — формой оценки его здоровья. Таким образом, в Положении о независимой военно-врачебной экспертизе эти виды экспертной деятельности дифференцированы. Положение о военно-врачебной экспертизе унифицирует их, хотя этот вывод неоднозначен, так как понятие «медицинское обследование» употребляется и в законодательстве о военно-врачебной экспертизе. При этом оно признается тождественным категориям «лечение» и «наблюдение» (например, п. п. 3, 14, 19 Положения о военно-врачебной экспертизе). В законодательстве о независимой экспертизе не раскрыта категория «предмет независимой военно-врачебной экспертизы», хотя сторонам необходимо иметь о нем ясное представление, поскольку предмет экспертизы определяется договором о ее производстве. Логично предположить, что предмет независимой военно-врачебной экспертизы должен соответствовать предмету договора о ее производстве. Так как независимая экспертиза возможна в случае несогласия гражданина с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, для определения предмета независимой военно-врачебной экспертизы следует обратиться к Основам и Положению о военно-врачебной экспертизе. Военно-врачебная экспертиза проводится в целях: 1) определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе и службе в правоохранительных органах; 2) определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в правоохранительных органах; 3) медицинского освидетельствования граждан, поступающих в образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан; 4) определения видов, объема, сроков осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации, в том числе медико-психологической реабилитации; 5) обеспечения реализации права на проезд на безвозмездной основе в связи с необходимостью лечения (ч. 1 ст. 51 Основ; п. п. 1, 3, 7 Положения о военно-врачебной экспертизе). В Положении о независимой военно-врачебной экспертизе ее предмет необходимо сформулировать прямо, предоставив гражданину и медицинскому учреждению возможность конкретизировать его в тексте договора. В Положении о независимой военно-врачебной экспертизе закреплено, что в договоре должны содержаться условия об объеме лабораторных, диагностических и иных исследований, составе экспертов, проведении (при необходимости) дополнительных осмотров врачами-специалистами, перечень документов, необходимых для производства независимой экспертизы, а также сроки ее производства и условия оплаты, права, обязанности и ответственность сторон. Перечисленные условия являются существенными для договора о производстве независимой военно-врачебной экспертизы. Это отвечает положениям ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что существенные условия договора могут быть названы как в законе, так и в иных правовых актах. Однако значимость отношений по производству независимой экспертизы свидетельствует о целесообразности установления основ их правового регулирования на законодательном уровне. Ко второй части Положения о независимой военно-врачебной экспертизе могут быть отнесены нормы, определяющие круг субъектов отношений, возникающих при проведении экспертизы, характеризующие их права и обязанности. Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе и (или) врачебно-летной экспертизе. Экспертиза проводится врачами-специалистами (экспертами), входящими в состав комиссии по производству независимой экспертизы. Гражданин при производстве независимой экспертизы имеет право выбора экспертного учреждения и экспертов. В то же время законодательством закреплены требования к составу экспертов: он должен соответствовать по врачебным специальностям составу врачей-специалистов, участвовавших в вынесении заключения военно-врачебной комиссии. Таким образом, к числу субъектов отношений, возникающих при осуществлении независимой военно-врачебной экспертизы, относится гражданин, в интересы которого входит проведение экспертизы; медицинское учреждение, обеспечивающее реализацию экспертных мероприятий; врачебная комиссия, создаваемая для производства экспертизы, и входящие в ее состав врачи-специалисты. При этом гражданин и медицинское учреждение являются сторонами договора о производстве экспертизы. Согласно п. 13 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе гражданин вправе: 1) знакомиться с материалами экспертизы; 2) задавать эксперту вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; 3) письменно отказаться от проведения экспертизы, медицинского вмешательства, в том числе необходимого для проведения экспертизы, лабораторных и диагностических исследований, осмотров врачами-специалистами и т. д. Обязанности граждан в Положении о независимой военно-врачебной экспертизе специально не оговорены. Вместе с тем из его содержания можно сделать вывод о существующей у гражданина обязанности оплатить услуги экспертного учреждения в соответствии с договором. Положением о независимой военно-врачебной экспертизе закреплены права и обязанности экспертов (п. п. 21 — 22). Так, эксперт имеет право назначать гражданину необходимые исследования и обследования, оформлять особое мнение в случае несогласия с заключением комиссии и др. При этом эксперт обязан проводить медицинский осмотр гражданина, исследовать и осуществлять всесторонний объективный анализ представленных на независимую экспертизу документов, обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения, соблюдать установленные порядок и сроки проведения экспертизы и др. Эксперту предоставлено право ставить перед председателем комиссии вопрос о прекращении проведения независимой экспертизы. В п. 25 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе перечислены случаи, когда эксперт в своем заключении обосновывает вывод о досрочном прекращении производства независимой экспертизы. Во-первых, это возможно, если в ходе медицинского обследования состояние гражданина ухудшилось и врачебно-экспертный исход не может быть определен. Во-вторых, вопрос о прекращении экспертизы ставится, если гражданин отказался от проведения медицинского вмешательства, лабораторных и диагностических исследований, осмотров врачами-специалистами, необходимых для вынесения экспертного заключения. Заключение эксперта, обосновывающее досрочное прекращение производства независимой экспертизы, рассматривается комиссией. На врачей-специалистов также возлагается обязанность избрать из состава комиссии председателя комиссии, его заместителя, секретаря комиссии и эксперта-куратора. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе закрепляет полномочия эксперта-куратора (п. 14). Данное лицо организует производство экспертизы, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой медицинского обследования гражданина и получением необходимых документов и т. д. Компетенция остальных членов комиссии, имеющих специальный статус (председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии), определена недостаточно четко. В частности, из п. 30 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе следует, что секретарь ведет протокол заседания комиссии во время медицинского освидетельствования гражданина. Председатель комиссии (его заместитель) оценивает данные медицинского обследования и иные материалы, назначает место, дату и время медицинского освидетельствования, ведет заседание комиссии по медицинскому освидетельствованию гражданина (п. п. 27, 29 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе). Однозначный вывод о том, наделяются ли названные субъекты иными правами и обязанностями, сделать нельзя. Не конкретизированы также права и обязанности экспертной комиссии в целом, хотя очевидно, что комиссия обязана провести медицинское освидетельствование и вынести экспертное заключение (п. 29). Третья часть Положения о независимой военно-врачебной экспертизе охватывает нормы, которыми регулируется порядок проведения экспертизы и вынесения экспертного решения. Независимая экспертиза осуществляется с учетом Требований к состоянию здоровья граждан, установленных приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, а также требований к состоянию здоровья граждан, определяемых в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Как уже отмечалось, независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием причин, послуживших основанием для обращения. К заявлению прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии. Руководитель экспертного учреждения в пятидневный срок с момента поступления заявления в письменной форме извещает гражданина о дате и времени его явки в экспертное учреждение для согласования условий договора и состава экспертов. Срок начала производства независимой экспертизы устанавливается не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора. Независимая экспертиза предусматривает медицинское обследование гражданина, в том числе проведение медицинских осмотров экспертами, а также необходимых лабораторных и диагностических исследований. Медицинское обследование начинается с осмотра гражданина экспертом-куратором, который оформляет для него направления на лабораторные и диагностические исследования и на медицинский осмотр экспертами. По результатам медицинского осмотра гражданина экспертом составляется письменное заключение. Существует возможность приостановления экспертизы, если есть необходимость исследования документов немедицинского характера, а медицинское обследование завершено. По результатам медицинского обследования экспертами, изучения медицинских и иных документов эксперт-куратор оформляет и подписывает представление на медицинское освидетельствование гражданина. Медицинское освидетельствование гражданина проводится очно на заседании комиссии, которое ведет председатель комиссии (его заместитель). При медицинском освидетельствовании гражданина должно присутствовать не менее двух третей общего числа экспертов. Заключение комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании экспертов. При равенстве голосов принятым считается заключение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии. Заключение комиссии объявляется гражданину в присутствии всех экспертов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. Наконец, четвертая часть Положения о независимой военно-врачебной экспертизе включает в себя нормы, регламентирующие порядок дальнейшего использования экспертного решения в интересах гражданина. Один из экземпляров заключения с копиями особого мнения экспертов (при их наличии) направляется в военно-врачебную (врачебно-летную) комиссию, решение которой послужило основанием для обращения гражданина с заявлением о производстве независимой экспертизы, а при несогласии гражданина с результатами медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, — в военный комиссариат по месту воинского учета гражданина. Принятие Положения о независимой военно-врачебной экспертизе повлекло внесение в Положение о военно-врачебной экспертизе изменений, характеризующих юридическое значение независимой экспертизы. В Положении о военно-врачебной экспертизе появился раздел VIII, посвященный проведению военно-врачебной экспертизы или медицинского освидетельствования граждан по результатам независимой экспертизы. В данном разделе установлено, что по результатам независимой экспертизы военно-врачебная комиссия (врачебно-летная комиссия) назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы, если заключение независимой экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии). Военный комиссар при получении заключения независимой экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет направляет его в соответствующую комиссию для повторного медицинского освидетельствования гражданина, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет. Если на момент получения заключения независимой экспертизы работа призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет завершена, то оно рассматривается при медицинском освидетельствовании гражданина, проводимом в рамках работы последующей призывной комиссии. При получении военным комиссаром заключения независимой военно-врачебной экспертизы о признании военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ограниченно годным к военной службе или негодным к военной службе указанное заключение в течение трех рабочих дней направляется по месту прохождения военнослужащим военной службы для освидетельствования его военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией). Таким образом, решение независимой военно-врачебной экспертизы является основанием для фактического пересмотра результатов экспертизы (освидетельствования), послуживших основанием для обращения гражданина к независимым экспертам. Однако в законодательстве о военно-врачебной экспертизе нет указания на то, что в таком случае проведение новой экспертизы или освидетельствования следует осуществлять вышестоящей военно-врачебной комиссии. Лишь в том случае, когда речь идет о производстве независимой экспертизы в отношении лица, проходящего службу по призыву, установлено, что новая экспертиза будет осуществляться другой комиссией — по месту его службы. Резюмируя сказанное, необходимо сделать следующие выводы. Появление Положения о независимой военно-врачебной экспертизе имеет важное значение, так как позволит обеспечить дополнительные гарантии надлежащей реализации прав граждан. В то же время существует необходимость совершенствования норм, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении экспертной деятельности, так как ее теоретические основы пока определены недостаточно полно.

——————————————————————