Теоретико-правовые аспекты категории «туризм»

(Маркова-Мурашова С. А.)

(«Туризм: право и экономика», 2009, N 3)

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «ТУРИЗМ»

С. А. МАРКОВА-МУРАШОВА

Маркова-Мурашова С. А., профессор кафедры юридических дисциплин филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Краснодаре, доктор юридических наук.

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX — XXI столетий, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм занимает в сфере услуг особое место. На его долю приходится около 10% мирового валового национального продукта. Потенциальный динамизм развития российского туризма объективно обусловлен расширением видов средств размещения, являющимся системообразующим элементом индустрии туризма, особенно регионального.

Туризм чрезвычайно разнообразен, он стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому важно правильно и единообразно понимать сам термин «туризм», рассматривать его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Тем более важно четко представлять объем данного понятия с учетом развития международного туризма, так как в национальных законах и нормативных актах различных государств, регулирующих туризм и смежные с ним сферы деятельности, к определению туризма и туриста подходят недостаточно единообразно, при этом на установление категорий и толкование понятий довлеющее влияние оказывает, прежде всего, политика и уже потом — экономика. Дополнительным нюансом при определении туризма является дуализм его внутренней природы, поскольку туризм — это, во-первых, особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е. деятельность самого туриста, и во-вторых, деятельность по организации и осуществлению таких путешествий, туристская деятельность. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.

Приведем законодательное определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющим. При этом исследование будет проводиться с учетом определенных критериев. Во-первых, значительная часть отграничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе. Во-вторых, сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистики, которая, в свою очередь, действует по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, учета и др. В-третьих, будут учитываться требования единообразного международного понимания существа определений категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.

Итак, как гласит ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туризм — это «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных или иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) пребывания».

Таким образом, туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали соответствующую литературу о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, пользовались консультациями и услугами туристских агентств. Однако в научных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как теоретико-правовой категории и фактора экономики. По мере развития туризма появляются различные толкования этого понятия, однако представляется, что особую значимость при определении этого явления имеют следующие признаки:

1. Изменение места нахождения гражданина. В данном случае имеется в виду поездка, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды граждан. При этом нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом месте. Важным является тот факт, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Немаловажно и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного признака в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места.

Таковы базовые признаки, которые могут быть положены в основу определения туризма. Вместе с тем следует отметить, что есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии будут недостаточны.

Краткий анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

1. Деловые поездки, а также путешествия граждан с целью проведения свободного времени — это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место.

2. Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

С учетом изложенного туризм можно определить как совокупность разнообразных отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание граждан в местах, не являющихся местами их постоянного или отдельного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

——————————————————————