Доступная среда как фактор развития и безопасности безбарьерного туризма

(Бавельский А. Д., Зорин И. В., Сеселкин А. И.) («Туризм: право и экономика», 2012, N 1)

ДОСТУПНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗБАРЬЕРНОГО ТУРИЗМА

А. Д. БАВЕЛЬСКИЙ, И. В. ЗОРИН, А. И. СЕСЕЛКИН

Бавельский А. Д., профессор кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития Российской международной академии туризма, магистр права.

Зорин И. В., ректор Российской международной академии туризма, зав. кафедрой ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития, доктор педагогических наук.

Сеселкин А. И., директор института инновационных исследований в туризме Российской международной академии туризма, доктор педагогических наук, профессор.

Еще в 1991 г. Генеральная Ассамблея ЮНВТО приняла Резолюцию «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы» (Creating Tourism Opportunities for Handicapped People in the Nineties), текст которой был в дальнейшем обновлен в 2005 г. в Дакаре (Сенегал) и был назван «Туризм, доступный для всех» <1>. В Декларации по упрощению туристских путешествий, принятой на 18 сессии Генеральной Ассамблеи в Астане, ЮНВТО призывает государства-члены сделать свои туристские объекты и учреждения доступными для людей с ограниченными физическими возможностями <2>. ——————————— <1> 16-я сессия Генеральной Ассамблеи ЮНВТО. Резолюция A/RES/492(XVI)/10. <2> 18-я сессия Генеральной Ассамблеи ЮНВТО. Резолюция A/RES/578(XVIII)/20, 5 — 8 октября 2009 г., Астана, Казахстан.

Как известно, в 2014 г. в России будут проходить зимние Олимпийские игры. Вслед за этим нашей стране предстоит принимать Паралимпиаду-2014. Все это, безусловно, приведет к увеличению потока туристов, в том числе и среди людей с ограниченными возможностями. А значит, на транспортную инфраструктуру страны, гостиничный комплекс, обслуживающий персонал ложатся дополнительные обязательства, связанные с приемом отечественных и зарубежных гостей. Особенно актуальной в связи с этим становится тема доступной среды как главного фактора развития и безопасности безбарьерного туризма для туристов-инвалидов. В соответствии с требованием Международного паралимпийского комитета они должны пользоваться теми же правами, что и здоровые люди, т. е. свободно передвигаться, иметь возможность посещать туристские и рекреационные места, наблюдать за соревнованиями. Это неотъемлемое условие проведения игр. Оргкомитет «Сочи-2014» уже объявил о старте программы по созданию безбарьерной среды, главной целью которой является превращение Сочи в первый в России город, полностью доступный для людей с инвалидностью и представителей других маломобильных групп населения. Мировая практика показывает, что созданные инфраструктурные условия для туристов-инвалидов пользуются популярностью и у людей пожилого возраста. Если же говорить о доступном туризме в целом (в России еще существует термин «туризм для инвалидов»), то пока для нас эта тема новая и недостаточно освоенная. Потенциальные потребители этого сегмента — не только инвалиды и пожилые люди, но и их опекуны, члены их семей, а также семьи с маленькими детьми. На долю путешествующих с ограниченными физическими возможностями туристов приходится около 7% мировых турпотоков и около 11% всех туристских поездок по Европе. За рубежом это один из самых динамично развивающихся сегментов туристского рынка <3>. ——————————— <3> По материалам Круглого стола «Безбарьерный туризм в Москве: реальность и перспективы», организованного Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству г. Москвы, 6 июля 2011 г., Москва.

Туризм не просто стиль жизни современного человека. Для людей с ограниченными функциями он служит средством реабилитации. Во-первых, потому, что это двигательная активность. Через туризм осуществляется поддержание физической формы и здоровья. Во-вторых, туризм создает среду для полноценного общения, устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует пожилых людей и инвалидов в общество. Плюс ко всему туризм помогает восстановить и психические ресурсы человека. Благоприятный климат, красивая природа способствуют положительному психоэмоциональному настрою. В Российской Федерации сегодня проживают 13 млн. инвалидов. Примерно половина людей с ограниченными возможностями передвижения (на колясках) — это молодые люди в возрасте до 40 лет. Они занимают активную жизненную позицию, осваивают новые профессии. Около 30% людей с ограниченными возможностями занимаются бизнесом, участвуют в политике. Еще около 30% — это люди, которые относятся к категории среднего класса, и они могли бы путешествовать, если бы им создали условия <4>. ——————————— <4> Бавельский А. Д., Зорина Г. И., Ручин А. А. Безбарьерный туризм в Москве: Учебно-метод. пособие / Под науч. ред. И. В. Зорина. Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. М.: Логос, 2011. С. 85.

Одной из причин замедления роста туризма для инвалидов в России сегодня является низкая доступность среды — городской инфраструктуры. Действующее законодательство устанавливает обязательства по созданию условий для беспрепятственного и безопасного пользования всеми видами транспорта, предписывая обеспечивать вокзалы, аэропорты и другие объекты специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться ими. Однако беда этого законодательства в том, что ему необходима конкретизация технических норм на условиях, не просто учитывающих инвалидную тематику, а реально обеспечивающих приспособление городской инфраструктуры к особенностям различных групп инвалидов. По оценкам российских туроператоров <5>, сейчас для россиян с ограниченными физическими возможностями доступны все виды и типы отдыха, кроме тех, которые предусматривают групповое передвижение на автобусе. Но в действительности пока даже крупные российские города нельзя назвать удобными для отдыхающих с ограниченными возможностями. Пандусы, подъемники, таблички для слабовидящих, спецтранспорт — редкий музей или гостиница может похвастать такими условиями. ——————————— <5> Бавельский А. Д., Зорина Г. И., Ручин А. А. Указ. соч. С. 8.

Как показывает практика, в регионах вопрос доступности транспортной инфраструктуры находится на очень низком уровне. И дело не в том, что на местах не хотят сделать необходимые шаги к формированию доступной безбарьерной среды. Проблема кроется в информационном вакууме, причем как со стороны потребителей, так и тех, кто создает безбарьерную среду. С оборудованными для инвалидов гостиницами ситуация обстоит несколько иначе — в последние 10 лет российские отели строятся в основном по европейским стандартам, и среди номеров также есть специально оборудованные. Но стоят такие номера в полтора раза дороже обычных — порядка 5 тыс. рублей в сутки. И бронировать их нужно заранее. Приходится констатировать, что туристическая индустрия и инфраструктура доступного туризма для инвалидов в нашей стране пока не получили должного развития, хотя уже и существуют варианты туров для путешественников с ограниченными физическими возможностями и туристические компании, работающие в этой нелегкой, но благодарной сфере. Несмотря на трудности, на российском туристском рынке сегодня можно найти различные предложения для людей с ограниченными возможностями: «путешествия для инвалидов», «паратуризм», «инвалидный туризм», «туризм для инвалидов», «туризм глухих», «туризм слепых», «реабилитационный туризм», «коррекционно-образовательный туризм». Нередко сюда же относят и «социальный туризм» — путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды (Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). С 2011 г. в нашей стране началась реализация программы «Доступная среда». По официальным данным, сегодня в Москве около 70% объектов городской инфраструктуры являются доступными для людей с ограниченными возможностями. Правда, по оценке экспертов, для туристов на колясках их значительно меньше. Городская среда Санкт-Петербурга, по мнению экспертов, более доступна, чем московские улицы и парки. Доступны и главные столичные музеи: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Среди действующих гостиниц Москвы 13 имеют специально оборудованные одно — и двухместные номера, которые готовы принять около пятидесяти гостей с ограниченными возможностями (колясочников). В будущем их число должно значительно увеличиться. Согласно стандартам, уже принятым в России, все строящиеся и реконструируемые отели, рассчитанные на 50 номеров, будут обязаны оборудовать не менее двух номеров для инвалидов. А крупные гостиничные комплексы должны отвести под них не менее 3% от номерного фонда. Компании, специализирующиеся на въездном и выездном туризме для инвалидов, считают, что необходимо активнее стимулировать московские гостиницы создавать большее число номеров для лиц с ограниченными физическими возможностями. Насколько же доступна сегодня российская столица туристам-инвалидам? По данным экспертов <6>, по сравнению с городом двенадцатилетней давности сегодняшняя Москва значительно более открыта для таких туристов. Многие музеи, вокзалы и аэропорты адаптированы под требования инвалидов. Туристы-инвалиды могут осмотреть столицу, но все же их возможности ограничены. Например, Дарвиновский музей сделали доступным, а вот на лестницу Пушкинского музея взобраться на коляске просто невозможно. ——————————— <6> Бавельский А. Д., Зорина Г. И., Ручин А. А. Указ. соч. С. 89.

В наиболее запущенном состоянии сегодня московские общественные туалеты, воспользоваться большинством которых инвалид-колясочник не в состоянии. Более-менее решается в столице проблема с транспортом. Сейчас все городские автобусы и троллейбусы закупаются только с низкими полами и оснащенные подъемниками. Но осталось много старых. Не хватает и оборудованных для инвалидов туристических автобусов. На открывающемся московском информационном туристическом портале будет представлен специальный раздел, посвященный Москве для инвалидов. Кроме того, в планах — издание путеводителя «Москва для инвалидов», в котором будет собрана вся достоверная информация по туристским объектам и маршрутам города. К 2014 г. планируется сделать безбарьерным весь автобусный парк Москвы, а к 2016-му — весь парк московских троллейбусов. С 1999 г. московские власти ведут статистический учет зданий, которые доступны для инвалидов. Обследованы около 45 тыс. действующих в столице объектов и сооружений — менее половины их общего количества. Результаты свидетельствуют, что на сегодняшний день приспособлено более 9 тыс. объектов, из них полностью — 1200, остальные — лишь частично. В первую очередь приспосабливаются объекты социальной защиты и здравоохранения. Более 12 тыс. входов в здания оборудовано пандусами, перилами и съездами. Для удобства инвалидов-колясочников переоборудовано 130 квартир и более 1 тыс. туалетов в общественных и административных зданиях. Обеспечено 1800 мест парковки транспорта инвалидов. Пологими съездами (пониженным бортовым камнем) обустроены более 1200 наземных переходов, установлено 18 звуковых светофоров и маяков, более 200 подземных переходов оборудованы пандусами; 135 рабочих мест аттестованы на предмет их доступности для инвалидов <7>. ——————————— <7> Бавельский А. Д., Зорина Г. И., Ручин А. А. Указ. соч. С. 108.

В соответствии с действующими принципами и нормами международного права и международными договорами просто невозможен выпуск электропоездов, не оборудованных специальными местами и приспособлениями для инвалидов. Но существующая нормативная база не учитывает конструктивных особенностей подвижного состава железнодорожного транспорта, особенностей организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, в зависимости от длительности поездки, вида оказываемых услуг по перевозке пассажиров. Не учтены и особенности инфраструктуры железнодорожного транспорта, которые также имеют свою специфику. Требования должны распространяться не только на пассажиров — инвалидов в креслах-колясках, но и на маломобильную группу населения. По мнению экспертов, работающих на железнодорожном транспорте, необходим единый документ, например свод правил или отдельный ГОСТ по обеспечению доступности и безопасности именно железнодорожного транспорта (включая сюда и инфраструктуру, и подвижной состав) для пассажиров, относящихся к маломобильной группе населения. Такой документ позволит реализовать требования уже принятых технических регламентов. Показательными в плане доступности для инвалидов являются совместные проекты ОАО «РЖД» с компанией «Сименс» — высокоскоростные электропоезда «Сапсан» и электропоезда Desiro RUS, предназначенные для транспортного обеспечения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи-2014, и с компанией «Альстом» — электропоезда «Аллегро» для линии Санкт-Петербург — Хельсинки. В рамках этих проектов используется комплекс как технических, так и организационных мер для обеспечения возможности максимально комфортного проезда инвалидов, начиная с посадки и высадки на низкие платформы и заканчивая оборудованием санузлов. К сожалению, наше общество до сих пор смотрит на инвалидов как на изгоев. Низкая пенсия и льготы не сделают шире дорогу инвалидам. Формально говоря, специальные проекты по интеграции инвалидов в общество есть, начиная от федеральной целевой программы по социальной защите инвалидов, которая реализуется уже достаточно много лет. Есть региональные программы, хотя они неравноценные, потому что все зависит от воли губернаторов и от возможностей регионов. Есть довольно много программ, которые реализуют общественные организации. Но говорить о том, что в России выстроена некая система, в которой любой инвалид может получить поддержку, пока, к сожалению, рано. То, что Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов <8>, может создать условия для того, чтобы все эти проекты были реализованы. ——————————— <8> Конвенция ООН о правах инвалидов: принята Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 г., вступила в силу 3 мая 2008 г.

Важно помнить, что инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Сейчас существует гарантированная законом обязанность заботиться о потребностях инвалидов, и все чаще эту группу учитывают как важный сегмент рынка. Нацеливаясь в маркетинговой деятельности на инвалидов, туроператоры получают возможность обслуживать крупный и все более возрастающий рынок, одновременно выполняя требования закона. Безбарьерный туризм нужен России как социальное явление, как форма реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

——————————————————————