Психологическая оценка при профессиональном отборе работников

(Войкин В. С., Добрянская Р. Г.) («Законность», 2010, N 9)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ РАБОТНИКОВ

В. С. ВОЙКИН, Р. Г. ДОБРЯНСКАЯ

Войкин Василий Савельевич, государственный советник юстиции 3 класса, прокурор Томской области.

Добрянская Рушания Гавасовна, главный специалист-психолог, кандидат психологических наук.

В статье анализируются результаты психологического обеспечения кадровой службы прокуратуры Томской области за 2002 — 2009 гг. Перечислены психологические параметры лиц, успешно адаптировавшихся в органах прокуратуры и уволившихся до первой аттестации.

Ключевые слова: академическая успеваемость, ситуативная интеллектуальная эффективность, адаптивные стратегии, самоорганизация деятельности, группа профессиональной пригодности.

Psychological assessment in professional selection of officers V. S. Voykin, R. G. Dobryanskaya

Article analyses the results of the psychological support in Tomsk regional office of public prosecutor’s stuff service from 2002 to 2009. Psychological features of those who have successfully adapted in prosecutor’s offices and those who have left the service before the first attestation are described.

Key words: academic progress, situate intellectual effectiveness, adaptive strategies, self-organization of activities, professional appropriateness group.

Молодые люди, выбирающие престижную в настоящее время профессию прокурора, обычно не имеют представления о том колоссальном напряжении, которое испытывают прокурорские работники, добросовестно выполняющие свои повседневные обязанности <1>, что эта специальность относится к сложной интеллектуально-практической деятельности <2>. ——————————— <1> См.: Васильев В. Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 1998. <2> См.: Кроз М. В. Психология прокурорской деятельности: Пособие для прокуроров / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009.

Учитывая повышенные требования, предъявляемые к работникам прокуратуры, особые условия и интенсивность их труда, во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 14 апреля 1997 г. N 366-к «О проведении психодиагностического обследования» с 2002 г. в штатном расписании прокуратуры Томской области установлена должность психолога <3>. ——————————— <3> См.: Екименко А., Добрянская Р. Психологическое обеспечение кадровой службы в органах прокуратуры // Законность. 2009. N 8. С. 20 — 21.

К функциональным обязанностям главного специалиста-психолога относится не только проведение психологического тестирования выпускников юридических факультетов, претендующих на службу в органах прокуратуры, но и обследование абитуриентов, поступающих в институты прокуратуры согласно графику, утвержденному начальником управления кадров Генеральной прокуратуры РФ. В статье анализируются результаты обследования 55 абитуриентов институтов прокуратуры, 60 выпускников юридического факультета (ЮИ), 23 помощников прокурора, поступивших на службу в органы прокуратуры в 2007 — 2009 гг. Психологическое тестирование проводится в соответствии с рекомендациями управления кадров Генеральной прокуратуры РФ, изложенными в Руководстве по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации <4>. ——————————— <4> См.: Романов В. В., Кроз М. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. М., 1994.

Учитывая, что в последние годы некоторые кандидаты проходят подготовку к тестированию в коммерческих психодиагностических центрах <5>, для повышения качества психологического тестирования психолог нашей прокуратуры с 2009 г. дополнительно к рекомендованным тестам, которые в настоящее время стали доступны для любого посетителя сети Интернет, использует современные методики, пригодные для русскоязычной социокультурной среды <6>. ——————————— <5> См.: Глибовец В. В. Обобщенный материал по итогам проведения психодиагностического обследования кандидатов в абитуриенты для поступления в институты прокуратуры РФ от 22 октября 2008 г. N 6/2-76311-08 и от 3 декабря 2009 г. N 6/2-93638-09. <6> Информацию о методиках могут получить только психологи прокуратур.

По результатам обследования исследуемые были отнесены к следующим группам профессиональной пригодности:

Обследуемые рекомендованы не рекомендованы рекомендованы условно

абитуриенты 19 чел. (34,5%) 7 чел. (12,8%) 29 чел. (52,7%) (n=55)

выпускники 18 чел. (30%) 10 чел. (15%) 32 чел. (55%) ЮИ (n=60)

помощники прокурора 17 чел. (73,9%) 2 чел. (8,7%) 4 чел. (17,4%) (n=23)

Мы не одиноки в своих наблюдениях в том, что отличная академическая успеваемость еще не показатель зрелости, подготовленности выпускника к работе в органах прокуратуры <7>. Например, шесть отличников из группы «абитуриенты» по тестам, характеризующим ситуативную интеллектуальную эффективность <8>, показали очень низкие результаты. ——————————— <7> См.: Тимофеев В. Прокуратуре — лучшие кадры // Законность. 2005. N 9. С. 19 — 22. <8> Диагностируемый на момент исследования интеллект является основой для адаптации к предстоящей профессиональной деятельности и обозначен как «интеллектуальный порог» (минимальный уровень интеллекта, необходимый для успеха в конкретной деятельности). См.: Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика. СПб.: Академия, 2003.

Следует заметить, что применение тестов, характеризующих умственные способности и дифференцирующих людей по интеллектуальным способностям, сопряжено со значительными этическими проблемами, но в то же время психологические тесты весьма полезны, когда необходимо изучить особенности познавательной сферы, выявить признаки компенсированной социальной дезадаптации. Так, при анализе личностных особенностей у абитуриентов-отличников с низкой ситуативной интеллектуальной эффективностью установлено также снижение параметров по шкалам «выносливость», «гибкость». Высокая успеваемость этих учащихся скорее обусловлена «зацикленностью» на учебе, когда «пятерки» достигаются не за счет высоких способностей к анализу, синтезу, обобщению, а «зазубриванием». Если для абитуриентов снижение интеллектуальной эффективности связано с эмоциональной дезорганизацией мышления в силу сниженной способности быстро перестраивать систему саморегуляции в зависимости от изменения жизненных событий, то для выпускников юридического факультета с низкой интеллектуальной эффективностью характерна незрелость адаптивных стратегий преодоления стрессовой ситуации. В стрессовой ситуации у этих лиц снижается способность к сохранению самообладания, что мешает эффективно анализировать проблемную ситуацию. Это могут быть и беспечные личности, не умеющие брать на себя ответственность в пределах своих возможностей. Немаловажно и то, что в этой группе выявляются личности с недостаточно развитым чувством долга из-за неумения различать добро и зло, с низкой готовностью служить людям, преодолевать собственные черствость и эгоизм. Тогда как в соответствии с Кодексом этики прокурорского работника РФ и Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры РФ, утвержденных Приказом Генерального прокурора РФ от 17 марта 2010 г. N 114, прокурор должен обладать высокими нравственными, морально-волевыми качествами. Сравнение психологических параметров успешных помощников прокурора и лиц, уволенных из прокуратуры до аттестации, показало, что ситуативная интеллектуальная эффективность успешных сотрудников выше среднего, адаптация к профессии успешно проходит у тех, кто быстро улавливает суть проблемы и умеет применять полученные знания при решении практических задач. Полемизируя с отдельными авторами, негативно относящимися к «Краткому ориентировочному тесту интеллекта» <9>, можем привести данные собственных наблюдений, согласно которым у прокурорских работников, назначенных к достижению ими 30-летнего возраста прокурорами районов, показатель по этому тесту при поступлении на службу был выше среднего. ——————————— <9> См.: Психологические тесты и оценка компетенции // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. N 9.

Социально-психологический климат организации характеризует такой показатель, как «текучесть кадрового состава», определяемый в процентном отношении числа уволившихся работников к среднему числу занятых служебных мест за анализируемый период. Обращает внимание, что использование психологического тестирования как обязательного элемента в процедуре формирования кадрового резерва повлияло и на этот показатель, произошло снижение текучести кадров с 11,2% в 2002 г. до 6,6% в 2008 г. Следует отметить, что те лица, которые уволились до аттестации на первоначальный классный чин, при приеме на работу по психологическим параметрам не в полной мере соответствовали тем требованиям, которые необходимы для успешной адаптации в органах прокуратуры. Согласно Инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 9 ноября 2009 г. N 983-к, данные профессионально-психологического тестирования прокурорского работника помещаются в третьем разделе личного дела. В заключениях психолога в отношении лиц, уволенных до окончания испытательного срока, встречаются следующие фразы: «переоценивает свои возможности», «усложняет происходящие события», «богатое воображение, романтизм и самобытность мировоззрения, с преобладанием в структуре личности черт тревожности», «необходим внешний контроль», «отдает предпочтение конфронтации». Эффективно выполнять функциональные обязанности прокурорского работника не позволяют такие признаки скрытой дезадаптации, выявляемые только при психологическом исследовании, как снижение личностно-ситуативной прогностической компетентности, склонность к фиксации при регуляции деятельности посредством организации личного времени, неразвитые способности гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Адаптироваться к выбранной профессии мешают и такие качества личности, как своенравность, беспечность, завистливость, обидчивость, склонность к манипулированию <10>, проявляющаяся в перекладывании ответственности. ——————————— <10> Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. См.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003.

Анализ результатов тестирования работников, которые успешно адаптировались в органах прокуратуры, позволяет выделить следующие параметры. Познавательная сфера характеризуется аналитическим складом ума, широким кругозором, что подтверждается не только высокими показателями по тестам, измеряющим интеллектуальную эффективность, но и знаниями по специальности. Более того, важно отметить такое качество, как умение реализовывать свои природные способности в практической деятельности. Достигается это сформированным в процессе воспитания в семье умением планирования деятельности, прогностической компетентностью <11>. ——————————— <11> Прогностическая компетентность (предусмотрительность) — способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением. См.: Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005.

Для эмоционально-волевой сферы характерна уравновешенность, высокая выносливость, способность проявлять волевые качества при достижении цели, умение находить пути выхода из сложных ситуаций, сохраняя самообладание, а также нести персональную ответственность. Выпускники юридического факультета, стремящиеся работать в прокуратуре, которых с каждым годом становится все больше <12>, нередко слабо представляют, что прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, предъявляющая высокие требования не только к профессиональным, но и моральным качествам тех, кто претендует на службу в ее органах. ——————————— <12> В отдел кадров прокуратуры в 2007 г. обратились 40 выпускников юридического факультета, в 2008 г. — 72, в 2009 г. — 85.

Подводя итог сказанному, следует подчеркнуть, что использование системы психологической оценки в целях профессионального отбора может быть исключительно полезно, особенно в ситуациях, когда возникает необходимость отрегулировать поток претендентов. Как показывает исследование, полагаться только на высокую академическую успеваемость не всегда целесообразно, необходимо учитывать и личностные особенности. В результате многомерного исследования индивидуально-психологических особенностей личности установлено, что лица, успешно адаптировавшиеся к прокурорской специальности, менее подозрительны и беспокойны, они реалистичны, адекватно оценивают свои способности, добросовестно относятся к обязанностям, проявляют упорство при решении задач, поставленных руководством.

Пристатейный библиографический список

1. Васильев В. Л. Психологическая культура прокурорско-следственной деятельности. СПб., 1998. 2. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика. СПб.: Академия, 2003. 3. Глибовец В. В. Обобщенный материал по итогам проведения психодиагностического обследования кандидатов в абитуриенты для поступления в институты прокуратуры РФ от 22 октября 2008 г. N 6/2-76311-08 и от 3 декабря 2009 г. N 6/2-93638-09. 4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб.: Речь, 2003. 5. Екименко А. Ю., Добрянская Р. Г. Психологическое обеспечение кадровой службы в органах прокуратуры // Законность. 2009. N 8. 6. Кроз М. В. Психология прокурорской деятельности: Пособие для прокуроров / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2009. 7. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб.: Речь, 2005. 8. Психологические тесты и оценка компетенции // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. N 9. 9. Романов В. В., Кроз М. В. Руководство по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации: Методическое пособие. М., 1994. 10. Тимофеев В. Прокуратуре — лучшие кадры // Законность. 2005. N 9.

——————————————————————